Продолжение...
О ВАЖНОСТИ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ
Есть мнение, что чем больше стаж вождения, тем безопаснее становится водитель. Отчасти это так, но по статистике доля дорожно-транспортных происшествий с наиболее тяжелыми последствиями, происходит именно по вине или при участии «опытных» водителей.
Так что о безопасности – это громко сказано. Скорее с увеличением пройденных километров появляется мастерство. А мастерство и безопасность, согласитесь, не всегда одно и то же.
Несомненно, у водителя с большим практическим стажем банк данных об опасных ситуациях несоизмеримо велик, по сравнению с новичком. Опытный водитель еще и знает, как реагировать на ту или иную дорожно-транспортную ситуацию. Но почему, же тогда корифеи бьются? Вернее те, кто себя таковыми считает?
Хочу напомнить, что для человека занятие любым родом деятельности всегда проходит несколько этапов.
Когда мы только начинаем чем-либо заниматься, наши движения неловкие, осторожные. Так продолжается, пока не сформируются необходимые навыки.
Потом наступает момент, когда мы чувствуем себя профессионалами. А высшая ступень в любом деле – мастерство. И вот тут происходит расслабление. Мы же профи, мы же мастера своего дела! Играючи, не напрягаясь, можем выполнять ЭТО дело, снисходительно посматривая на начинающих! Но это нам только кажется.
Уровень нашего мастерства – это наше личное о себе мнение. Да, наш уровень выше, чем у других, но, в конце концов, может произойти сбой и у «специалиста». Случится ситуация, в которой мы еще не были или, расслабившись, не успеем ее распознать. Происходит ОШИБКА!
Приведу пример
Человеку, который ни разу в жизни не рубил дрова, дают в руки топор и говорят: «Вот топор, вот дрова. Руби!».
Сразу он будет очень осторожен. Каждое полено будет устанавливаться весьма аккуратно. Прицеливание перед ударом будет долгим и расчетливым. Оставим нашего начинающего дровосека на час-полтора. И что же мы увидим? Долгое прицеливание пропало. Большинство пален разрубаются с первого раза. Значит сила удара выше, а это говорит об уверенности. На это же указывает и вид человека с топором. Он расслаблен, спокоен, все его движения точные и ловкие.
Но что, в конце концов, происходит с каждым уверенным в себе дровосеком?
Топор соскакивает с полена и летит в сторону ноги. Большинству везет – топор пролетает мимо и у человека промелькнет мысль: «Ух, повезло. А ведь могло и по ноге! Надо аккуратнее». Он понимает в эту минуту, что ни такой он уж и спец. А некоторым топор все-таки попадает по ноге и там уж кому как повезет с тяжестью последствий.
Точно также «опытный» токарь забывает достать ключ из патрона, а фрезеровщик зажать деталь в тисках. У каждого специалиста происходит сбой при выполнении какой-либо операции.
Работа водителя – восприятие окружающей дорожно-транспортной обстановки, ее анализ и своевременное правильное реагирование на происходящее. Но чтобы анализировать и реагировать, сперва необходимо воспринять. А главный орган распознавания опасностей – зрение. Отвлекся и попал в беду. Мы уже говорили и повторим еще раз, что водители, обязаны так натренировать навыки восприятия, чтобы они работали, даже в те моменты, когда сознание увлечено чем-то иным, нежели дорога и происходящие около нее события.
Прежде, чем понять, куда направлять свой прямой взгляд или как распределить область периферического зрения, давайте разделим пространство вокруг водителя.
В литературе по безопасному вождению нам предлагают делить пространство на переднее, заднее и боковые. Что ж, это имеет смысл, но делить предлагают относительно автомобиля.
А можно разбить его относительно самого водителя. Если через место водителя провести плоскость перпендикулярную продольной оси автомобиля, то пространство разделяется на переднюю и заднюю зоны.
Это проще, так как получается меньше зон контроля. По крайней мере, в два раза.
И так, в передней зоне мы просто используем свое зрение.
Контролировать ситуацию в задней зоне нам помогают зеркала заднего вида.
Передняя зона
Что касается передней зоны, вроде бы ничего сложного? Автомобиль двигается, а мы наблюдаем за происходящим и занимаемся поиском опасностей, но нужно учитывать, что прямой взгляд самый точный, а мы не можем смотреть сразу во все стороны центральным зрением.
Есть два основных приема у опытных водителей.
Первый, когда водитель часто перемещает взгляд из одной точки в другую – не дает взгляду задержаться – ищет опасность везде. У нашего глаза, кстати, есть врожденная способность каждую долю секунды изменять положение, но эти движения в основном связаны с разглядыванием одного объекта. Нам же нужно заставить глаза «бегать» по всей области периферийного зрения, плюс помогать поворотами головы (если нужно).
Второйспособ – это так называемое «широкое» зрение. Здесь можно смотреть в одну точку, а контроль осуществлять периферическим зрением.
Но посоветовать нужно, развивать и способность «шнырять» глазами по всем интересным местам дороги и развивать боковую поддержку.
Поскольку человек, рожден ходить, а не «летать», у водителей автомобилей возникают проблемы с выбором безопасной скорости движения. Об этом мы поговорим позже. Сейчас же мы разберем вопрос контроля ситуации в передней зоне.
Про «километры в час» мы вспомнили именно потому, что расстояние, деленное на время, влияет на скорость восприятия, а именно на способность водителя видеть дорогу.
В некоторых книгах по безопасному вождению, где затрагиваются вопросы физиологии человека, сказано, что с увеличением скорости движения у водителя уменьшается угол зрения. Меня этому же учили и в автошколе.
Есть только один нюанс, про который нигде не сказано: уменьшаться или увеличиваться может лишь угол центрального зрения.
Угол периферического зрения при любой скорости движения остается неизменным и зависит лишь от строения лицевой части черепа, глубины посадки глаз, да еще конструктивных особенностей автомобиля.
Вот почему так важно развивать «боковое» зрение и настраивать его, кроме контроля найденных объектов, еще и на их поиск.
Нельзя и искусственно уменьшать пространство обзора «боковому» зрению, если водитель носит очки (с диоптриями или солнцезащитные). Очки лучше покупать с тонкими дужками.
Как ни крути, центральным зрением водитель видит объекты лучше и быстрее способен распознать их свойства. Ведь, чем дальше от направления центрального взгляда, тем слабее четкость зрения «бокового».
А чем выше скорость, тем дальше нужно глядеть. На очень высокой скорости водитель практически смотрит в одну точку и взгляд не переводит. И если периферическое зрение слабо развито, появление опасности может остаться незамеченным.
О том, как тренировать и центральное зрение и периферическое, мы еще будем говорить. А сейчас сделаем такие выводы:
чем ниже скорость, тем шире поле центрального зрения;
если скорость высокая, нельзя «пялиться» в одну точку;
все что не успевает увидеть центральное зрение, должно помогать обнаружить периферическое.
Задняя зона
Наш автомобиль движется вперед и основное внимание необходимо уделять именно пространству впереди. Но и позади происходят события, которые могут представлять интерес для водителя автомобиля.
Задача водителя, не смотря на то, что автомобиль двигается передним ходом с относительно большой скоростью, отслеживать ситуацию за спиной и знать, что там происходит.
Это не менее важно, чем контроль передней зоны, но способы восприятия (контроля) дорожно-транспортной обстановки в задней зоне кардинально отличаются.
Для контроля задней зоны водитель может использовать зеркала заднего вида и оглядывания (если это позволяет конструкция автомобиля).
Но в зеркало или через плечо нельзя смотреть долго. Долго, применительно к ситуации с движением автомобиля – это более одной-полторы секунды.
И вот здесь, особенно у «новичков» возникает проблема!За такое короткое время они не успевают понять, что же они увидели.
У опытных водителей проблема в другом – они просто засматриваются назад, увидев что-либо интересное, то есть полностью переключают свое внимание на ситуацию в задней зоне.
СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Воспринимать окружающее пространство человеку помогают аж 11 сенсоров.
Но самым важным источником получения информации для водителя является зрение.
Слух тоже нам помогает, но у восприятия звуков есть один недостаток: если мы не видим источник звука, то не всегда можно понять, где точно он находиться или с какой стороны он к нам приближается.
У нас у всех есть центральное и периферическое (боковое) зрение. Функционируют наши глаза сами по себе, но водителю важно заставить зрение работать эффективно.
За что должны отвечать оба типа зрения? Какие функции на них возложить?
Во время движения с не маленькой скоростью, главная задача обнаружить объект или потенциально опасную ситуацию. Но обнаружив, необходимо еще понять свойства (характеристики) объекта (ситуации) и держать на контроле до тех пор, пока в этом не отпадет необходимость.
Таким образом, мы определяем задачи зрению: найти, узнать свойства и контролировать.
Поиском могут заниматься как центральное, так и периферийное зрение.
Определить характеристики обнаруженного объекта или ситуации лучше сможет центральное зрение, так как периферическое зрение не такое четкое и чем дальше от направления прямого взгляда, тем оно слабее.
А вот контроль лучше «повесить» на боковое зрение.
И так, приучаем свои глаза центральным взглядом искать и определять характеристики.
Боковое зрение отвечает за поиск и контроль.