про энколпионы
Серег, вот тебе про твой левый на фотке инфа -
http://k1000k.narod.ru/foto/1-19.htm.
(п.с. там вообще про них много -
http://k1000k.narod.ru/1.html):scratch_one-s_head:
1-19. Энколпион. Распятие с Предстоящими. Архангел Сихаил. Архангелы и избранные святые.
Медный сплав, литье. Москва.
Кон. XIV - XVI вв.
80x52 мм
Происхождение. Московская область.
Описание. Энколпион кругло конечный с выступающими дугами в средокрестии. На лицевой стороне - рельефное изображение Распятия, близкое к иконографии триумфирующего Христа: тело Христа почти прямое, голова лишь немного наклонена вправо, руки прямые. В круглых медальонах по сторонам - поясные фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, в верхнем и нижнем круглых медальонах - поясные фигуры архангелов с мерилами. В среднике оборотной стороны - рельефное изображение архангела Сихаила с мерилом в правой руке, зерцалом в левой и инициалами СХ и ИЛЪ по сторонам. В круглых медальонах на оконечностях – поясные фигуры бородатых святых. Оглавие утрачено.
Аналогии. Ханенко, II, 37, 38; Покровский, IV, 25, 31;. Уваров А.С., с. 190, рис. 172; Куликово Поле (Фехнер М.В., 1990, рис. 2); г. Плес, комплекс середины XIV - первой половины XV вв. (Травкин П.Н., Петров И.М., 1997, илл. 30); погост Афанасия и Кирилла Александрийских в Радонеже 1570-х - 1610-х гг. (Чернов С.З., 2000, рис. 4, 25, 26); Кат. № 1.20 и др. Энколпионы этого типа характерны для медно-литой пластики Московской земли.
Знающий друг археолог сказал, что левый абсолютно точно переливка с другого, это было нормальным явлением. И подобная нечеткость и небрежность рисунка всего лишь результат многократного снятия форм и копирования с другого оригинала.:wink:
Вот тут еще про историю энколпионов: (прошу простить, но под кат убирать не умею
ardon
Энколпион - это двухстворчатый, складной наперсный крест с подвижным оглавием, предназначенный для хранения мощей или иных святынь. Прототип этого вида крестов пришел на Русь из Византии. Формы мощевиков довольно разнообразны: некоторые кресты имеют на концах круглые диски-клейма, иногда концы креста расширяются или получают трехлопастное завершение. Мощевик имеет лицевую и оборотную стороны, которые различаются как по устройству, так и по характеру изображений. Лицевая сторона имеет по одной петельке на нижней и верхней ветвях креста, а оборотная сторона имеет по две петельке на каждой из этих же ветвей креста. При совмещении створок петельки заклёпывались или закреплялись болтиком. Как правило, на лицевой стороне мощевика помещалось главное изображение, а на оборотной второстепенное.
Нужно заметить, что название «энколпион» одними авторами употребляется для обозначения крестов византийского происхождения и их подражаниям, а другими - для обозначения крестов-мощевиков.
Первые мощевики на Руси
Вера в спасительную силу святых мощей привела к появлению и широкому распространению на Руси различного рода мощевиков, среди которых преобладали двустворчатые кресты-энколпионы, носимые на груди под одеждой или поверх нее.
Первые энколпионы, появившиеся на Руси, были византийского и греческого происхождения, но уже в XII веке местом их массового производства становится Киев.
Писатель XVII века Иаков Гоар свидетельствует, что епископы греческой церкви после принятия омофора получали драгоценный крест с мощами святых, который называется «энколпион». Традиция возлагать энколпион на епископа во время таинства хиротонии перешел в практику Русской Церкви от православного Востока. Судя по количеству дошедших до наших дней крестов-энколпиоиов и их разнообразию, очевидно, что этот тип мощевиков являлся наиболее устойчивым на протяжении столетий и подобным крестам-реликвариям придавалось совершенно особое значение. Древними крестами, особенно мощевиками, дорожили - их заключали в драгоценные ковчеги, ювелирные оправы с камнями, перезолачивали и чинили.
Мощевики, в отличие от нательных крестов, крайне редко встречаются в составе кладов и почти не встречаются в древних захоронениях, поскольку подобные святыни передавались по наследству.
Наперсные мощевики-энколпионы появились не позднее IV века и первоначально имели форму ящичка-ковчега. На Руси были распространены меднолитые двустворчатые мощевики, но встречались и сделанные из драгоценных металлов. Они ориентировались на константинопольские образцы и украшались лицевыми изображениями (в центре лицевой створки обычно помещалось Распятие), исполненными в техниках литья, резьбы, чеканки, черни и эмали.
Иконография мощевиков
Самые ранние мощевики сирийского и корсунского типов имеют, как правило, рельефное или гравированное изображение распятого Христа. Христос на этих крестах изображен в длинной одежде коллобиуме. Эта традиция восходит к наиболее древним изображениям Христа (миниатюра из Евангелия Равуллы V века, сирийский мощевик из Пликси VII века, миниатюра из Хлудовской Псалтири IX века). На обороте подобных крестов изображалась чаще всего Богоматерь Оранта или святые в подобной позе (например, воины Димитрий, Феодор и другие). Но для русских мощевиков, копировавших византийские аналоги, такие изображения не были характерны. Основные типы крестов-складней, производившихся на территорий Киевской Руси в XI – ХIII веках, были ориентированы на столичные константинопольские образцы. На лицевой створке таких крестов распятый Христос изображался с повязкой на чреслах и изогнутым телом. В медальонах, расположенных на поперечных ветвях креста, помещались обычно изображения Богоматери и Иоанна Богослова. Оборотные же створки древнерусских меднолитых мощевиков киевского производства, в отличие от византийских аналогов, имеют свои характерные особенности. Так, наиболее часто встречаются следующие изображения: образ Богоматери Купятицкой (тип Одигитрии - в рост с младенцем на левой руке), образ Богоматери в рост с воздетыми руками (тип ранних композиций Благовещения), образ поясной фигуры Богоматери (тип Влахернетисса), образ Богоматери в рост, повернутой вправо (тип Агисоритисса). Это наиболее распространенные и часто воспроизводимые варианты иконографии Богоматери на крестах русского происхождения.
Надписи, сопровождавшие изображения на крестах русской работы, были краткими и содержали имя, либо монограмму святого. Этот принцип размещения сокращенных надписей отличался от характера надписей на византийских крестах с развернутым текстом молитв и обращений. С введения на Руси в конце XII века праздника Покрова Пресвятой Богородицы начинается особое Ее почитание. Это повлияло и на ношение крестов-энколпионов стороной с изображением Богородицы наружу. У таких домонгольских мощевиков лицевая сторона (створка) с изображением Распятия существенно более стерта, чем оборотная, с фигурой Богородицы, Основными формами домонгольских крестов-энколпионов были четырехконечный крест с чуть расширяющимися концами и крест с круглыми медальонами на концах и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста. Позднее появился крест с трехлопастным завершением концов. Прототипом энколпионов с медальонами на концах мог послужить прецессионный византийский крест, только в уменьшенном виде.
Двухсторонние и односторонние нательные кресты (энколпионы)
В отличии от крестов-тельников, которые могли быть каменными, стеклянными и прочими, энколпионы исполнялись только в металле (медные сплавы, серебро, золото…) 3 . Первичные формы или матрицы для энколпионов резались из камня (шифер, известняк). При отливке такие формы давали четкий, выпуклый рельеф. Посредством таких форм можно было имитировать любую технику, характерную для изделий из драгоценных металлов (например, скань, зернь и др.). Впоследствии с самих энколпионов стали делать оттиски в глиняных и земляных формах. Это ускоряло и упрощало процесс производства, но изображения на таких крестах ухудшались, и становились более расплывчатыми.
По материалу исполнения все древнерусские нательные кресты можно отнести в разряд энколпионов, но в середе исследователей и собирателей меднолитой пластики словом «энколпион» стали называть только кресты, состоящие из двух половинок и предназначенные для хранения мощей и других святынь. В современном прикладном искусстве среди нательных крестов (энколпионов) принято выделять помимо мощевиков еще такие, как: А) кресты двухсторонние; Б) кресты односторонние.
В XIII веке в мастерских русских литейщиков стали появляться односторонние и двусторонние наперсные кресты. Это неразъемные кресты с односторонним или двусторонним изображением и, как правило, с фиксированным оглавием. Обычно такие кресты получались при совмещении створок энколпионов копированием их в глиняной форме или формовочной земле (или копированием только одной створки). Производить и тиражировать такие кресты было проще, и они были соответственно дешевле, но качество их было заметно хуже, чем у оригинала (рельефный рисунок глиняной формы быстро выкрашивался и становился менее четким). Особенно богаты такими изделиями были XV и XVI века, когда во многих местах наблюдался спад производства медного литья и утрата древних традиций.