Поступки, подобные совершенному Pussy Riot, не приветствует не только общественная мораль, но и право. С таким мнением выступил президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, статья опубликована в "Новой газете". Однако, добавил он, в данном случае перед судом была поставлена иная задача: "вместо реально существующей административки создать уголовку".
"Действия Толоконниковой со товарки прямо описаны статьей 5.26 Кодекса об административных правонарушениях: "Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики". Есть в этом кодексе еще одна статья — "Мелкое хулиганство". В принципе тоже подходит. Но она носит более общий характер", — написал он.
Резник пояснил, что "мелкое хулиганство" — это разного рода действия, нарушающие общественный порядок. А в юриспруденции, добавил он, есть правило, что при конкуренции специальной и общей норм применению подлежит специальная.
"Но этот правовой принцип имел бы значение, если бы следствие и суд намеревались соблюдать закон. Задача же изначально была поставлена другая — вместо реально существующей административки создать уголовку", — указал Резник. Для "реализации замысла", написал он, было недостаточно мелкое хулиганство признать грубым. "Потребно оскорбление религиозных чувств превратить в мотив религиозной ненависти. А как ты это сделаешь, если в песне ни слова против православия, вообще против христианства? Сильно надо постараться. И вот обществу представлен конечный продукт совместных усилий следствия и суда", — констатировал адвокат.
Он признался, что несколько раз перечитывал приговор: "Суд приходит к убеждению, что действия Толоконниковой Н.А., Самуцевич Е.С., Алехиной М.В. и неустановленных лиц унижают и оскорбляют чувства значительной группы граждан в данном случае по признаку отношения к религии, возбуждают у них ненависть и вражду, тем самым нарушают конституционные устои государства".
"Оказывается, по приговору преступление "пуссек" состоит в том, что, унижая и оскорбляя чувства верующих, они возбуждают у них, этих самых верующих, ненависть и вражду. К кому? Двух мнений быть не может, к тем, кто их унижает и оскорбляет, т.е. к самим себе. Концы с концами не сошлись", — пишет Резник.
"Представьте себе, сей абсурд еще не венчает приговор. Подлинный шедевр впереди. Читаем: "Ненависть и религиозная вражда со стороны подсудимых проявлялась и в ходе судебного заседания, что было видно по реакции, эмоциям и репликам подсудимых в ходе допроса потерпевших и свидетелей". По приговору плачут такие основания отмены, как "выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании" и "неправильное применение уголовного закона", — отмечает он.
"Беда страны — низкое уважение к суду. Но суд — попирающий закон, не заслуживает уважения. Он заслуживает презрения. Это не суд. Это косметика", — заключает Генри Резник.