Небольшой отчет
На прошлой неделе вернулись из Норвегии. Ездили по следующему маршруту: Москва – Выборг – Турку – (паром) - Стокгольм – Осло - Лиллехаммер – Тронхейм – Му и Рана – Лёдинген – Офферсой – Кируна(Швеция) – Оулу – Иматра – Выборг – Москва. Таким образом, поездка проходила по трем странам, не считая России: Финляндия, Швеция и Норвегия.
Общий пробег – 6900км, из них 1800 по России. Средний расход ДТ – 10л/100км. Автомобиль MMC Pajero Sport 08г.в. 3.2 дизель. Экипаж: трое взрослых + двое детей. Конечно, впятером в одной машине тесновато, но ехать на двух авто - значит удвоить расходы на топливо. Кроме того, три водителя на две машины не очень хорошо для дальнего путешествия. По сравнению с прошлым годом, когда ездили на Аутлендере, разместились вполне комфортно, и взяли с собой все, что хотели. Багажник у Спорта больше раза в три!
Общее впечатление: съездили мы отлично! Примерно половину времени ехали ежедневно и помногу; половину времени жили в Офферсой и гуляли по окрестностям.
Что особенно понравилось:
1. Наантали, Дом Мумми-троллей.
2. Паромы. И Турку – Стокгольм, и маленькие местные паромы.
3. Музеи Кон-Тики и Фрама в Осло. Давно мечтал побывать.
4. Стокгольм. Замечательный город, куда хочется приехать еще раз, и на несколько дней, чтобы походить по городу не спеша.
В Стокгольме ходили в Junibaken. Для детей - очень интересно.
Вообще, поездка носила выраженный детский характер. Мы старались, чтобы интересно было всем, и детям - в первую очередь. Вроде бы, получилось.
Рыбу стрелял, но хвалиться особо нечем. Семгу не взял и даже не видел. А ведь в прошлом году видел семгу ежедневно! Стрелял треску и сайду. Самая большая рыба - треска на 8 кг. Взял за мостом на течении. Ружья: Demka ALS 110 и AMI-II 100. AMI-II быстрее заряжать, но ALS бьет точнее. AMI-II значительно низит.
Вообще в своих промахах я склонен винить не ружье, а стрелка. Тем не менее, пока стояли у Арфина, рыбу ели каждый день и от пуза. Треска вкуснее, чем сайда, причем мелкая треска вкуснее крупной. Вроде бы, научились её готовить, хотя я по-прежнему с гастрономической точки зрения морской рыбе предпочту дикого сазана.
Наконец-то, удалось встретиться с Andi! У того самого моста, куда я ездил на охоту каждый день, встречаю как-то утром подозрительно знакомый микроавтобус… Ну конечно! Андрей! Вот это встреча! С семьей и друзьями они стояли два дня у моста, потом двинули в сторону Нордкапа. Андрей очень выручил меня. В предпоследний день я лишился ласты – на гребке лопнула лопасть. Если бы Андрей не одолжил мне ласты, последняя охота пропала бы. Один раз нырнули вдвоем с Андреем на маяке. Разница в мастерстве заметна сразу. Для меня 10м уже предел, а Андрей ныряет как кашалот: спокойно уходит за 15 и лежит на дне о-очень долго. Нереально долго. И стреляет точно. Честно говоря, завидую! Буду учиться, расти над собой.
Немного бессистемных, отрывочных впечатлений:
Вся Скандинавия очень ориентирована на детей. Поэтому местные дети очень спокойные и расслабленные. Однако, ничуть не вялые! Наоборот, скандинавские дети очень активные и их никто не одергивает. Если ребенок в магазине повалил витрину или уронил товар, значит, витрина стояла неправильно и это быстро исправят. В нашем понимании, там в общественных местах за детьми «не следят». Дети что хотят, то и делают, вызывая всеобщую радость и улыбки.
Пьяных практически нет. В том числе и на пароме. Много читал о том, что паром переполнен «толпами пьяных финнов». Так вот, не видел ни одного!
Дорожное движение образцовое. Стоит поучиться на государственном уровне.
Общепит в среднем хуже нашего. Поясню: речь не идет о недоброкачественных продуктах, тухлых сосисках и черствых гамбургерах. Но, кроме гамбургеров и хот-догов за вменяемые деньги нет ничего! Скандинавы много готовят, это видно по ассортименту магазинов: многие вещи, которые в Москве можно купить только в специализированных магазинах для поваров, в Норвегии продаются во всяком сельском продмаге. И, соответственно, едят национальные блюда у себя дома. Возможно, в дорогих ресторанах местная кухня представлена весьма достойно, но мы туда не ходили. Даже сосиска на заправке стоит 30-50NOK (150-250р), не роскошный завтрак в кемпинге от 150NOK с человека. На пятерых это получается 750 NOK или 3800р. «Однако!», - как говорил Киса Воробьянинов.
Поэтому мы практически все готовили сами. Вкусно и вполне бюджетно, только нужно везти с собой необходимую посуду и продукты. В этот раз мы везли с собой хлебопечку и поняли, что хлебопечка в таком путешествии, это однозначно «must have»! Хлеб пекли ежедневно, а еще кексы и тесто для пирогов и пр.
На платных дорогах очень удобно оказалось использование Visitors Payment системы AutoPASS. Зарегистрировался еще до поездки на сайте
www.autopass.no и потом ездили по всем платным дорогам по полосе AutoPASS без остановок.
Если удастся снять домик на ночь у частного лица, это большая удача. За стоимость хижины в кемпинге можно получить большой коттедж с санузлом, двумя спальнями, спутниковым ТВ и камином. Не уверен, что хозяин платит налог с этой трансакции, но это не наша забота.
Чем меньше, город, тем доброжелательнее жители. Наш любимый город – Лёдинген. Маленький порт, АЗС, два магазина и гостиница. Местных жителей так мало, что продавцов в магазине я узнавал в лицо. В соседнем Перекрестке, в районе, где я живу 15 лет, узнаю очень немногих.
В качестве машины для дальних путешествий дизельный внедорожник очень нас порадовал. Перегон Москва – Питер отнял бы много нервов, если бы ехали на пузотерке. Местами дорога в очень плохом состоянии. Да и в Скандинавии немало мест, где дороги ремонтируют и есть участки по нескольку километров гравийного покрытия. А на внедорожнике можно рулить расслабленно, достаточно держать курс, как на катере. Проблемы с покрытием волнуют очень мало. Обзорность прекрасная, вместимость достаточная, больше будет только у микроавтобуса, динамики мне хватает, расход приемлемый. В целом, я очень доволен машиной.
А еще, нам удалось отведать норвежского бездорожья! Стоянка для отдыха на берегу горной речки. Кемперы, прицепы-дачи. Народ сидит за столиками, отдыхает, кушает. Довольно плотно сидит, то есть друг друга хорошо видно и слышно. От стоянки в лес уходит дорожка или, скорее, колея, которую пересекает быстрый горный ручей. 30-40см глубины, на дне ручья булыжники катаются. Я подумал, что ни одна пузотерка не рискнет переехать ручей, а, следовательно, мы там будем одни. Так и получилось.
Тихая лесная полянка, пение птиц и шум воды. Горы и сосны. Красота! Самое подходящее место для завтрака. Костры в Норвегии летом разжигать нельзя, мы готовили на газовой горелке. Здорово!
Пока завтракали, гуляли и фотографировали, народ на стоянке уже сменился. Те, кто видел, как мы заезжали туда, уже уехали. И вот мы форсируем ручей в обратном направлении. Нашего появления из леса явно никто не ожидал. Какими глазами на нас смотрели европейцы! Crazy Russian! :smile: