ИЗРАИЛЬ.листки из блокнота
АЭРОПОРТ. УВДА.
И вот мы в Израиле. Маленький аэропорт на юге маленькой страны, недалеко от курортного городка Эйлат. Багаж получен, и это значит - «адью».
На выходе, как всегда, люди с табличками названий городов, отелей. Но нам это не надо. Мы приехали к друзьям. Нам предлагают такси. Такси не надо!
В студии Артемия Лебедева есть креативная футболка с такой же надписью, надо бы как-нибудь прикупить, - мельком думаю я. Израиль – страна специфическая, везде русские:
- Вам куда? А вас встречают?
- Нам в Натанию. Встречают, ну, да.
Через сорок минут нас все еще встречают. Я-то спокойна, Давид предупреждал, что может задержаться. Но водители почему-то очень нервничают:
- Девушка, аэропорт через пол часа закрывается. Вам придется ночевать в пустыне. Какой у вас адрес в Натании?
- Не знаю я адреса.
- ???? Как же так?
Да, пожалуй, это в высшей степени легкомысленно, первый раз ехать в страну к практически незнакомым людям и не записать даже адрес. С Давидом и Викой я познакомилась по Интернету около года назад, они еще тогда не были женаты, мы виделись один раз в Москве и все это время перезванивались.
Водители очень активны, они уже звонят Давиду. Номер заблокирован.
Я флегматично пожимаю плечами:
- Наверно, что-то со связью. Подождем.
- Вы уверены?
Я уверена. Я настолько спокойна, как никогда. Напугать меня у ребят не получается – я давно уже не турист с испуганными глазами. Тем более, в этой стране.
Подошел полицейский и начал что-то взволнованно кричать на иврите. Опять звонить Давиду. Наконец-то Давид ответил и сказал, что в дороге.
Тут все с облегчением от нас отвалили! Александр, один из водителей порадовал несоответствием возраста и внешним видом: 55 лет, стройный, спортивный, улыбающийся – ну, максимум, дала бы 45. Напоследок делаю ему комплимент, и мы расстаемся, пожимая друг другу руки.
Дело в том, что последние пару месяцев в Москве я проводила собеседование по приему на работу: в целом, в России мужчины выглядят гораздо старше своих лет.
Аэропорт действительно закрывается. Толстая полицейская тетя, или лучше сказать, толстая тетя в полицейской форме, или - фиг его знает, как лучше сказать! – просит нас покинуть аэропорт. Но мой сынок продлевает нам пребывание – ему нужен туалет. И толстая полицейская тетя удаляется вместе с розовощеким мальчиком.
Как раз в это время подруливает Давид.
- Давидик, привет!
- Я говорил тебе, что этот аэропорт среди пустыни хрен знает где! Что, еще и сына твоего будем ждать? А сам он не доберется что ли? Слушай, давай отъедем и посмотрим, что он будет делать?..
До Натании 400 км. Трасса – сказка! Прощай, Увда!
ИЕРУСАЛИМ. СТЕНА ПЛАЧА.
Первое место, куда я хотела попасть, должен был быть именно этот город. Город, где каждый камень стерт ногами до блеска.
Но получилось так, что до него мы уже побывали в Хайфе и Кесарии, куда нас отвез Давид. Давид делал так: привозил нас куда-либо, показывал направление движения, (например: а не пойти ли вам …!) и оставлял для изучения часа на три-четыре. Это было весьма плодотворно и познавательно. Тем же образом мы побывали в Яффе и Тель-Авиве.
Но в город трех религий мы отправились традиционным экскурсионным способом. Прелесть израильских городов в том, что все они абсолютно разные.
Тем паче, Иерусалим.
Это был самый холодный день, было 13 градусов и к тому же, шел дождь. Переходя по улочкам старого города от храма Гроба Господня и Гологофы к Стене Плача, мы отстали от группы - сказалась привычка бродить самостоятельно. Из-за сильного дождя мне пришлось купить одну «арафатку» на голову, вторую – вокруг бедер, и сразу стало теплее. Минуя центральный рынок, вышли к Стене Плача. Это культовое место, где каждый имеет право, приобретя бесплатный билет, отправить просьбу Богу напрямую, без посредников. Стена поделена пополам на женскую половину и мужскую; думаю, что женская более мокрая, и отнюдь не по причине дождя… Все утыкано записочками, я тоже с трудом нахожу место для одной. Но прежде, чем это сделать, я приклоняю голову и …
Стена Плача – так, стена плача.
На уступах воркуют голубки, люди раскачиваются в такт произносимым молитвам. Дождь…
Смотровая площадка. Под нами весь город как на блюде - вон Гефсиманский сад, вон Геена Огненная, где римляне сжигали младенцев, вон место разрушенного Храма. Далее, потерянная комната Тайной вечери, ибо точное место расположения неизвестно. Половина культовых мест – полностью новодел, имейте в виду. Впрочем, это не умаляет их святости. Кстати, кувуклия - пещера Гроба Господня целиком построена на русские деньги.
Отдельная тема – ортодоксальные иудеи. Да-да, это те самые, с пейсами, бородами, шляпами, плащами и зонтиками, с шаркающей семенящей походкой!
Кстати, самые счастливые люди - всегда улыбаются. Они не работают, рожают кучу детей и служат Господу, живя в полном согласии с миром на государственное пособие по безработице и многодетности. Дети учатся в религиозных школах, государство не контролирует этот процесс, и если кто-то из детей выходит в мир - от него отрекаются. Вы знаете, как определить, ортодоксальная свадьба или нет? Если мама невесты беременна – точно ортодоксальная!
Когда мы проезжаем разделительный кордон между Палестинской автономией и государством Израиль, вспоминается анекдот:
- Чем отличается арабский террорист от еврейской мамы?
- С арабским террористом еще можно договориться!