Дизельные топлива, как мы знаем, получают из нефти. Нефть состоит из различных соединений, основными из которых являются углеводороды (парафиновые, нафтеновые, ароматические) и в небольших количествах - сернистые, кислородные и азотные соединения. Нефть нагревают и методом «прямой» перегонки разделяют по температурам кипения на различные топлива: бензин, керосин, дизельное топливо, и в остатке - мазут. Топлива, полученные в результате перегонки нефти, становятся товарной продукцией только после удаления из них вредных соединений - коррозийных, смолистых и др. - методами очистки.
Состав нефти, добытой из разных месторождений, различный, поэтому качество получаемых продуктов отличается и зависит от химического состава перерабатываемой нефти. В состав топлив в соответствии с их температурами кипения переходят практически все соединения, содержащиеся в нефти. Парафины, входящие в состав нефти, испаряясь попадают в дизельные топлива, а не вводятся специально, как ошибочно считают некоторые автолюбители. Содержание парафина в дизтопливе может быть различным и зависит от состава перерабатываемой нефти.
Для получения зимних марок дизельных топлив, т. е. способных работать в холодное время года, парафиновые углеводороды (парафины) из дизтоплив удаляют. Такой процесс называется депарафинизацией. В противном случае, без удаления парафинов, дизельные топлива пригодны для применения только в теплый период времени, соответственно это летние марки.
После прямой перегонки и очистки топлив в их состав добавляют соответствующие присадки, добавки, предусмотренные технологией, и получают товарные топлива. Метод получения дизельных топлив из нефти во всем мире одинаков, основное отличие состоит лишь в применяемых очистках и добавляемых присадках и добавках, что, естественно, оказывает влияние на цену топлива. в странах Европы дизельные топлива вырабатывают летние и зимние, в некоторых странах (например, в Скандинавских) - арктические, отличающиеся низкотемпературными свойствами: температурой начала кристаллизации парафина (температурой помутнения), температурой застывания, предельной температурой фильтрации, т. е. все сводится к содержанию парафина в топливе, возможности использования его в зависимости от сезонности. В марку дизельного топлива иногда вводят цифры, например, Z-20, Z-40 (Польша), NM-4, NM-22 (Чехия), обозначающие соответствующую температуру застывания: минус 20 0С, 40, 4, 22 0С.
Теперь рассмотрим возможности использования «молочных сепараторов», о которых спрашивает автор письма. О влиянии парафина на работу двигателя знает каждый водитель: парафиновые кристаллы, откладываясь на фильтрах и образуя парафиновую пленку, не пропускают топливо. Поэтому парафин надо выделять из топлива или «измельчать» его. Чем ниже температура выделения парафина из топлива, тем ниже будет температура застывания топлива.
Обычно сепараторы применяют для очистки дизельных топлив от механических примесей и воды. Очистку проводят при положительных температурах. Используя сепаратор, можно выделить из дизельного топлива часть парафина. Для этого надо разместить емкость с дизельным топливом на морозе, чтобы выделились кристаллы парафина, и затем охлажденное топливо пропустить через сепаратор, чтобы не расплавились кристаллы парафина. Производительность такого сепаратора невелика, но некоторое улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива все же удастся получить.
Для улучшения низкотемпературных свойств дизтоплива некоторые водители используют другие «подручные» средства, например, ... старые стиральные машины, заменив в них все резиновые детали на пластмассовые или из бензостойкой резины. Выставив на мороз емкость с дизельным топливом и дождавшись образования кристаллов парафина (в зависимости от температуры воздуха на это потребуется порядка 5-10 часов), топливо прогоняют через стиральную машину. Парафин при этом под воздействием центробежных сил откладывается на стенках машины. После этого топливо сливают, а парафин очищают (соскребают) со стенок деревянными лопатками.