Были праздники - вроде пасха - и все немцы, ревностные поклонники своей веры, это дело праздновали. А так как в Советском Союзе религию не жаловали и церковные праздники официально не отмечали, то народ находил весьма своеобразные возможности погулять. В этот раз командование решило "погулять" на стрельбах. К тому же, как на грех, принесло большое начальство. Вобщем, на тех стрельбах я был в качестве наблюдающего и контролирующего боевую стрельбу командира батареи - лейтенанта из нашей же части.
Командир батареи обычно находится на переднем крае - на КП и оттуда руководит стрельбой батареи, которая находится не далее чем в 5-10 километрах в тылу (это и от калибра зависит).
Так вот, приходит к нам задача от проверяющего генерала: подавить цель номер такую-то, пехота, координаты... Производим расчет - поправки всякие, вычисляем прицел, уровень, доворот и установку взрывателя.
Для непосвященных поясню - когда стреляют осветительными снарядами или 3-Ш-1, вычисляют установку взрывателя, то есть чтобы снаряд взорвался в данной точке траектории. Стреляли мы как раз 3-Ш-1 - по пехоте ведь. 3-Ш-1 - это шрапнель в современном исполнении, то есть в полом снаряде 10 тысяч гвоздиков примерно 2.5 см в длину, только без шляпки и с оперением, и еще в снаряде вышибной заряд - чтоб выкинуть всю эту гадость. Учитывая скорость снаряда и мощность вышибного заряда, представить, что останется от пехоты после точного попадания очень трудно, а слишком нервным и пытаться не рекомендуется. Короче говоря, снаряд покрывает площадь 15 на 50-100 метров - сплошная смерть и ничего живого.
Вобщем, все сосчитали, я проверил (как-никак Европа - густозаселенная местность) - все верно. Подали через радиста команду на батарею.
У радистов особая система - первый передает, второй повторяет только что сказанное и одновременно записывает в журнал, а первый подтверждает правильность команды.
С батареи доклад:
- Опасный доворот!
Для безопасности стрельбы перед стреляющим орудием в землю заранее врывают столбы и на них прибивают рейки. То есть, в день стрельб рассчитываются углы, за которые снаряд не должен улететь, и по ним сооружается данная конструкция. Подобный доклад возможен только тогда, когда ствол орудия упирается в один из столбов или реек.
Итак, получив доклад, проверяем по карте - все в порядке и до "опасного доворота" еще куча расстояния остается. Переругиваемся с батареей по поводу того, как у них орудие привязано к местности и откуда у них у всех руки растут. Тут звонок от командира полка:
- Что-ж вы,*******, не стреляете?!! Тут уже все устали ждать! Огонь!!! Огонь, вашу ******!!!
- Товарищ полковник! С батареи доложили, что опасный доворот! Вот мы и разбираемся! - докладываем, хотя у них связь запаралелена, и они слышат все наши команды на батарею и их доклады.
- ***************!!! ************!!! Срыть эти столбы на х..й!!!
Приказ есть приказ. Даем команду на батарею - оттуда истошный крик радиста: "Выстрел!" Докладываем проверяющему: "Выстрел." Ждем снаряд. Долго ждем...
Вобщем, через 5 минут получаем очередной разнос от комполка:
- Где снаряд?!! ***************!!! Я ВАС СПРАШИВАЮ!!! ГДЕ СНАРЯД?!!
А что ответить? Мало-ли, мог и не взорваться. Вобщем, на тех же установках даем еще один выстрел. Ждем результата...
Через 5 минут - такой мат, какого я не слышал в своей жизни ни до, ни после:
- Вашу *********** за ************* через **************!!! ГДЕ СНАРЯД?!!
Вот ведь привязался... Улетел, блин... Куда-ж ему еще деться-то...
В этот самый момент оживает радист, и, еле передвигаясь на подгибающихся конечностях, бежит к нам. Рожа перекошена и весь аж белый.
- э... м... н... а... ОЙ-Е-ЕЙ!!!
- Что такое, товарищ сержант? - приводим его в чувство командирским окриком.
- С батареи передали, что они доворот внесли не со знаком минус, а со знаком плюс!
В наши головы закрадывается сомнение - лейтенант бежит проверять по карте, куда же он попал на таких установках. Через 10 секунд вижу, как его лицо сначала сереет, потом белеет, волосы постепенно поднимают фуражку... Слышу от него, что-то невнятное:
- ТАМ ... ЭТО... Е-МОЕ...
Бегу к нему и сам проверяю по карте. Все проверяется быстро - линейка с угломером на батарею, дальномерная линейка в направлении огня и напротив дальности (по которой вычислялся прицел) вижу... Тут и у меня самого появляется испарина и начинают трястись руки… Вижу центр небольшого населенного пункта, а именно крестик (кто знаком с топографией поймет сразу, а для остальных поясню: крестик – это церковь, по западному - костел). Вспоминаю, какой сегодня день, и у меня волосы становятся дыбом - ведь в этот день весь народ собирается даже не в церкви, а рядом с ней - на площади. Куда точнехонько мы и послали свои снаряды…
Мама!!! Роди меня обратно!!!!
Мы с лейтенантом смотрим друг другу в глаза, попутно мысленно прощаясь со всеми родственниками и составляя завещания...
Опять бежит радист:
- Товарищ лейтенант! С батареи сообщают, что установка взрывателя была неверной - чеку не выдернули на дистанционном взрывателе!
Та-а-ак... Легче, но не очень... Ведь снаряды в таком случае взорвутся от удара о землю, а заряда хватит, чтобы раскидать осколки и шрапнель в радиусе 10-15 метров.
Опять бежит радист:
- Товарищ лейтенант! С батареи сообщают, что они ошиблись в установке прицела! Внесли поправку не со знаком плюс, а со знаком минус!
У лейтехи истерика, а мне уже весело. Интересно, куда это мы теперь попали? Так, с минусом - значит недолет, отнимаю поправку в дальности, откладываю получившееся расстояние по карте и вижу... БОЛОТО!!!
Радостно потираю руки, матюгаю всех на батарее и привожу в чувство летеху.
Далее на батарее ставят все так, как и должно было быть, и снаряды, ушедшие по нормальным установкам, с первого раза накрывают цель. Комиссия осталась довольна.
А о первых двух снарядах все постарались как-то сразу забыть. Как будто и не было их вовсе. Так до сих пор и лежат они, родимые, не разорвавшиеся в германском болоте.