Липецкий областной суд
398059, г. Липецк, пл.Петра Великого, 5
Заявитель: Марушак М.С.
Заинтересованное лицо:
Глава Администрации Липецкой области
398000, г.Липецк пл. Ленина-Соборная, 1
Дело № 3-16/2013
Отзыв
Главы администрации Липецкой области по заявлению Марушака Максима Станиславовича о признании недействующим нормативного правового акта
Глава администрации Липецкой области, рассмотрев заявление Марушака М.С. (далее - Заявитель) о признании недействующим постановления Главы администрации Липецкой области № 362 от 16 августа 1996 г. «О реорганизации охотничье-производственных участков, создании и расширении территорий зоологических заказников» (далее соответственно - Заявление, постановление Главы), сообщает следующее.
1. В соответствии со ст. 72 Конституции природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Полномочия, предусмотренные ст. 72 Конституции РФ, между Российской Федерацией и субъектом РФ разграничены федеральным законом.
Так, п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 3.1 ст. 26.3 указанного выше закона, органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Более того, полномочия субъекта РФ, касающиеся отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, закреплены отраслевым законом - Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ).
В соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона № 33-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесено создание государственных природных заказников регионального значение, а также определение задач и особенностей режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения.
В соответствии со ст.45 Устава Липецкой области от 09.04.2003 №46-ОЗ, правовое регулирование данных вопросов отнесено к компетенции администрации Липецкой области.
С целью реализации указанных норм федерального законодательства было принято постановление главы администрации области от 16.08.1996 № 362 «О реорганизации охотничье-производственных участков, создании и расширении территорий зоологических заказников» (далее - постановление Главы № 362), в соответствии с которым были созданы государственные природные зоологические заказники регионального значения (далее - зоологические заказники) и определены их задачи и особенности режима особой охраны.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ и приведенными выше нормами федерального законодательства, постановление главы принято в соответствии с компетенцией.
2. По доводам Заявителя о том, что п.2 Приложения №5 постановления Главы № 362 содержит термины неопределенного содержания - «лесное озеро и болото», поясняем, что ввиду большого количества озер и болот, расположенных на территории зоологических заказников, указанная терминология была введена в постановление Главы №362 исключительно в целях наиболее четкой их классификации, в зависимости от территориальной принадлежности.
Отсутствие юридической интерпретации базовых понятий в водном праве Российской Федерации «река», «озеро», «болото», «водохранилище», «пруд», « обводненный карьер» вызывает проблемы в законодательстве, но не отменяет действие Водного кодекса РФ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов.
Единственный документ, который раскрывает вышеуказанные понятия - ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», в соответствии с которым, существует лимнологическая классификация озер, по которой в зависимости от площади водосбора и биотических условий озера подразделяются на олиготрофные, мезотрофные, эвтрофные, дистрофные.
Указанные специфические наименования применяются специалистами в научной сфере, а пользователи природных ресурсов применяют термины «ледниковые озера», «лесные озера», «полевые озера», «болотистые озера». (Так, например, Гост 26463-85. Ледники - дает определение « ледниковому озеру» ; в «Справочнике по озерному и садковому рыбоводству» Москва, 1983г. в зависимости от водосбора озера подразделяются на лесные, болотные, полевые).
Таким образом, применение в нормативных правовых актах терминов «озеро», «водохранилище», «болото», «пруд», также как и терминов «лесное озеро», «лесное болото» без определения данной терминологии в понятийном аппарате законодательного акта не нарушает конституционных прав Заявителя.
Учитывая, что на территории государственных природных зоологических заказников расположено большое количество пойменных озер и болот, которые как напрямую примыкают к лесным массивам, так и находятся в его составе, при принятии постановления Главы № 362 была применена вышеуказанная терминология, которая позволяет однозначно понять, что речь ведется об «озерах» и «болотах» зоологических заказников, расположенных на землях лесного фонда.
Указанная терминология не вступает в противоречие с действующим законодательством РФ, не нарушает прав и законных интересов граждан, в том числе прав и законных интересов Заявителя, а лишь способствует однозначному определению объектов, на которые распространяются запреты и ограничения по рыбной ловле.
3. В целях сохранения и поддержания существующей необходимой для обитания диких животных естественной среды обитания на территориях зоологических заказников, в рамках полномочий субъекта РФ, установленных статьями 23, 24 Федерального закона № 33-ФЗ, постановление главы №362 было дополнено нормой (постановление главы администрации области от 28.11.2012 № 473), запрещающей осуществлять на территориях зоологических заказников подводную охоту.
Заявитель полагает, что указанные изменения внесены с превышением компетенции субъекта РФ.
Однако, как указано выше, в соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ особенности режима особой охраны государственного природного заказника регионального значения определяются исключительно органами, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Постановление Главы №362 определяет задачи и особенности режима особой охраны государственных природных заказников регионального значения и Приложением №5 запрещает на территории зоологического заказника любую деятельность, противоречащую целям
зоологического заказника, соответственно, оспариваемый нормативный правовой акт не предусматривает возможности осуществления какой- либо деятельности, предполагающей негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, и постановление Главы администрации области от 28.11.2012г. № 473 «О внесении изменений в постановление главы администрации Липецкой области от 16.08.1996 г. №362 «О реорганизации охотничье-производственных участков, создании и расширении территорий зоологических заказников» принято в соответствии с действующим законодательством.
4. Нельзя согласиться и с доводами Заявителя о том, что Постановление Главы администрации области № 362, а также вносимые в него изменения, в части дополнения его пунктом 14.1 (запрет на осуществление подводной охоты), должны были пройти обязательную экологическую экспертизу.
В соответствии с ранее действующей ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, подлежали проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства.
Территории с особым режимом природопользовании и ведении хозяйственной деятельности не были включены в обязательный перечень.
Более того, как показывает практика Верховного Суда РФ ( определение от 01.07.2009 № 56-Г09-19), оспариваемый пункт 14.1 постановления главы (запрет на осуществление подводной охоты) не требует проведения экологической экспертизы, так как, постановление Главы, вносящее изменения в основной акт, ие является нормативным правовым актом, входящим в перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, установленный действующей в настоящее время ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и не относится к иормативно- технической и инструктивно-методической документации, для принятия которых необходимо проведение такой экспертизы.
5.Несостоятельными являются доводы Заявителя о том, что постановление Главы администрации Липецкой области № 362 от 16 августа 1996 г. «О реорганизации охотничье-производственных участков, создании и расширении территорий зоологических заказников» ие было официально опубликовано.
В целях исполнения положений ст. 15 Конституции РФ было принято постановление Главы администрации Липецкой области от 16.06.1994 № 312 «Об издании информационного бюллетеня «Ведомости». В соответствии с п.2 указанного постановления все постановления и распоряжения Главы администрации, носящие юридически-правовой и экономический характер подлежат опубликованию в газете «Ведомости» (издательство НПО «ОРИУС»).
Позднее был принят Закон Липецкой области от 27.03.1997 № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области» (далее - Закон Липецкой области № 64-ОЗ). В соответствии с порядком, установленным статьей 21 указанного закона, официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в «Липецкой газете».
В соответствии с требованиями Закона Липецкой области № 64-ОЗ все последующие постановления главы администрации области, вносящие изменения в обжалуемое постановление Главы № 362 были официально опубликованы в Липецкой газете.
Управлением по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области (далее - управление) 15.07.2013 г. был сделан запрос в ОБУ «Издательский дом «Липецкая газета».
В ответе ОБУ «Издательский дом «Липецкая газета» сообщается, что архив опубликованных нормативных правовых актов ведется в «Липецкой газете» с июня 1997 года, а до этой даты публикацией занималось НПО «Ориус» (исх. № 235 от 19.07.2013 г.).
В адрес управления (исх. № 236 19.07.2013 г.) были направлены опубликованные и заверенные копии следующих постановлений:
-№ 20 от 15.02.2008 г. «Об упразднении государственного природного зоологического заказника «Усманский» - Липецкая газета от 05.03.2008 № 44-45;
-№ 60 от 19.03.2009 г. «О внесении изменений в постановление главы администрации Липецкой области от 16.08.1996 г. №362 «О реорганизации охотничье-производственных участков, создании и расширении территорий зоологических заказников» - Липецкая газета от 15.04.2009 № 75;
-№ 207 от 15.06.2009 г. «О внесении изменений в постановление главы администрации Липецкой области от 16.08.1996 г. №362 «О реорганизации охотничье-производственных участков, создании и расширении территорий зоологических заказников» - Липецкая газета от 25.07.2009 № 144;
-№ 473 от 28.11.2012 г. «О внесении изменений в постановление главы администрации Липецкой области от 16.08.1996 г. №362 «О реорганизации охотничье-производственных участков, создании и расширении территорий зоологических заказников» - Липецкая газета от 30.11.2012 № 230
-№ 7 от 14.01.2013 г. «О внесении изменений в постановление главы администрации Липецкой области от 16.08.1996 г. №362 «О реорганизации охотничье-производственных участков, создании и расширении территорий зоологических заказников» - Липецкая газета от 30.01.2013 № 18.
Далее, управлением 22.07.2013 г. был сделан запрос в ОАО ПК «Ориус». Из ответа внешнего управляющего полиграфического комплекса следует, что в связи с давностью публикации указанного нормативного правового акта и банкротством издательства НПО «ОРИУС» (процедура банкротства введена Определением арбитражного суда Липецкой области от 17.11.2004г.), архив НПО «ОРИУС» выпуски печатного издания «Ведомости» не сохранил и , в настоящее время, получить какое-либо документальное подтверждение публикации в 1996 году постановления Главы № 362 не представляется возможным (исх. № 23/10 от 22.07.2012 г.).
Более того, подтверждение факта опубликования первоначального постановления Главы администрации № 362 не имеет никакого правового значения, так как Заявителем в первую очередь оспаривается норма, которая была введена постановлением Главы администрации от 28.11.2012 г. № 473 «О внесении изменений в постановление главы администрации Липецкой области от 16.08.1996 г. №362 «О реорганизации охотничье-производственных участков, создании и расширении территорий зоологических заказников», официально опубликованном в Липецкой газете от 30.11.2012 № 230.
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48, в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Таким образом, и довод Заявителя о нарушении порядка опубликования постановления Главы № 362 также является несостоятельным.
Учитывая вышеизложенное, администрация Липецкой области считает, что Постановление Главы администрации области № 362 принято с соблюдением требований действующего законодательства и в рамках полномочий субъекта РФ, поэтому просит отказать Заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель по доверенности
№ 1378-ОК от 16.07.2013
Приложение: