и повторюсь--------------Кое-что об олонецких рыбаках. I - часть.
Приметы, поверья и легенды рыбаков Олонецкой губернии.
Рыбаки имеют свой особенный мирок. Суеверия, приметы, заговоры с проделыванием кое-чего, все найдешь у рыбаков, когда хорошо с ними познакомишься, узнаешь их. В рассказах, распространенных между ними, касающихся рыбной ловли, часто фигурирует и водяной, часто олицетворяется и самое озеро.
Все озера делятся у рыбаков на два разряда, одни озера «без капризов». Они дают рыбаку рыбу — добычу без препятствий, ни худой глаз, ни неприятная встреча — ничто не действует. К такому озеру рыбак отправляется спокойно; всем встречным на вопрос «куда идешь?» он дает прямой ответ, не кривя душой.
Но есть масса озер, которые на «ином счету», с норовом. Эти озера недолюбливают, когда приходит рыбак, о котором узнали односельчане или чужие, что он направился на охоту именно к этому озеру. И вот рыбак, отправляясь к такому озеру на рыбную ловлю, — или ничего никому не говорит, или положительно лжет. Все усилия он употребляет на то, чтобы пройти к намеченному озеру никем не замеченным, иначе добычи-рыбы не будет. Или он выходит из своей хаты очень рано утром, когда все еще спят, или направляется от своего домишка совсем в противоположную сторону и, пройдя версты полторы-две, поворачивает уже прямо лесом без дороги к намеченному пункту и таким образом достигает того, что никто из жителей не узнает, куда отправился рыбак. Иногда рыбак от своего дома отъезжает от берега в лодочке, с ловушками. Видящие его убеждены, что он отправляется на озеро на берегу которого расположена и его деревня, не тут то было. Проплыв версту-две, рыбак вдруг пристает к берегу. Смотришь, минут через пятьдесят, навьючив на себя ловушки, он тащится прямо в лес, от озера в лесную ламбу.
Таким образом, случается, что рыбак пройдет версты 3-4 лишних и все для того только, чтобы никто не узнал, куда он идет. Лишние труды не смущают рыбака, он спокоен душевно, знает, что теперь озеро «с норовом» ничего против него не имеет и даст ему богатую добычу. Если рыбак отправляется на озеро, не слывущее капризным он все же избегает, по возможности, встречных. В этом случае играет роль уже не самое озеро, а встреча. И вот деревни минует он, обходит. Все принадлежности охоты он прячет, так что при взгляде на него делаешь заключение, что он идет или на работу или на прогулку, но уже ни в каком случае не на рыбную ловлю. Односельчан он делит на две группы. Встретив одних он, не смущается «— у него-де глаз хороший, он добрый человек и не пожелает мне худого.» Встретив других, он готов вернуться обратно, — «это злой человек, у него глаз худой, завистливый.» В последнем случае рыбак, хотя и идет на ловлю, но уже с душею не спокойной; как кошмар давит его мысль, что труды его напрасны, добычи не будет. Неприятная встреча отбивает у него всякую охоту ездить по озеру, искать рыбу. Испробовав, например, удить в двух-трех местах и неудачно рыбак уходит домой. Между тем, без этой встречи, он весь — жизнь, на своей лодочке летает по озеру словно птица, борется целыми часами с бурей, поднявшей громадные волны на озере, борется для того, чтобы добраться не к берегу, а к намеченному месту, ищет рыбу упорно, до позднего вечера, и действительно, в большинстве случаев находит. Волны часто обрывают веревку, на которой привязан камень-якорь и держит лодку, рыбак едет за новым, рубит березки — мнет их, делает нечто, заменяющее веревку, и снова удит.
Кроме встречи с человеком, большое значение для рыбака имеет встреча, например, с кошкой. Если она перебежит чрез дорогу по которой идет рыбак, — плохо, рыбак призадумается идти ли ему вперед или возвратиться. Встреча с кошкой имеет последствием, — в большинстве случаев, — положительное отсутствие добычи.
Но если кошка не перебегает дороги, а направляется вслед за рыбаком из хаты, деревни, провожает его, рыбак доволен, он и приласкает ее, погладит, скажет ласковое слово. Кошка, сопровождающая рыбака, примета хорошая — добыча будет.
Из всех других домашних животных ни одно, кроме свиньи, не имеет никакого отношения к рыбаку и он проходит мимо них со спокойной душей. Встреча со свиньей обещает ему добычу.
Представим себе, что рыбак возвратился с охоты и с богатой добычей. Он и в пути и дома прячет свою добычу от всех и потому, что в следующий раз это озеро не даст ему ничего, если только увидят его добычу, — «позавидуют, сглазят». Кроме того на это озеро набросятся десятки рыбаков, а счастливому то хотелось бы похозяйничать одному, потому что рыбак — эгоист.
Добычу свою рыбак продает не каждому. Есть в каждом селении два-три человека, которые у рыбаков на худом счету и этим двум трем они ни за какие деньги не продадут рыбы. «Я продал ему - говорил мне однажды один из видных рыбаков нашей местности, — два пуда лещей и, что ты думаешь, после того, вот уже две недели не вижу «живой» (т. е. рыбы) в своих ловушках. Ну, он у меня больше не купит». И, действительно, рыбак не продает. «Отчего же, — спрашиваю я рыбака. Не попадет рыба?