В ноябре мы возили олимпийский огонь в космос. Тут же послышались голоса недовольных: страна-то небогатая, 11% населения находится за чертой бедности – более 15 млн человек. А факел на МКС отправляют. «Лучше бы государственным деньгам нашли другое применение!» – звучало на каждом шагу. В том, что на акцию потратили много средств, мало кто сомневался. Бессмысленные траты бюджета стали уже общим местом. Но вот в «Роскосмосе» настаивают, что никаких денег «поездка» факела не стоила и состоялась в рамках планового полета экипажа МКС. Удачно так совпало. Впрочем, это исключение. А правило, когда, например, администрация приморского города Дальнереченска заказывает строительство двух туалетов с выгребными ямами стоимостью 276 тыс. рублей! Это не шутка. Реальный госзаказ, опубликованный в мае. В цену включены еще и перевозка, страхование (чего, интересно?) и уплата таможенных пошлин! Хотя 276 тыс. – мелочи, конечно. Есть траты гораздо крупнее. Журнал «РБК» выбрал пять проектов года, расходов на которые вполне можно было избежать.
№1 1,75 млрд рублей
Рупор гражданского общества
В мае начал вещание телеканал «Общественное телевидение России» (ОТР). Его придумал Дмитрий Медведев, когда работал президентом. Зачем? Чтобы в стране было независимое СМИ, влияющее на умы граждан. Гендиректор ОТР Анатолий Лысенко говорил, что главная миссия телеканала – «не образование даже, а просвещение людей, воспитание общества, которое будет знать, как себя вести». Не больше и не меньше.
Создание ОТР не оригинальная идея. Подобного рода каналы есть почти в пяти десятках стран. В общепринятом понимании они не принадлежат ни государству, ни частному бизнесу, а являются собственностью всех жителей и содержатся на взносы домохозяйств. Потому и объективны. Взять хотя бы британский ВВС или французский France Televisions – там именно так и обстоят дела. Но не у нас. ОТР, конечно, финансируется из госбюджета. Как и зависимые от Кремля Первый канал, «Россия» и многие другие.
В 2013-м на ОТР сначала выделили 1,5 млрд рублей. Но уже в июле г-н Лысенко заявил, что бюджет полностью исчерпан, и Внешэкономбанк добавил 250 млн. По плану канал получит из казны еще по 1,5 млрд в 2014 и 2015 годах. То есть мы имеем очередной государственный, в общем-то, канал, не соответствующий своему названию. ОТР намеревается жить на пожертвования телезрителей, но пока успехи незначительные. Глава «Роспечати» Михаил Сеславинский перечислил 100 тыс. рублей. Но их, по словам Анатолия Лысенко, явно недостаточно «для спасения отца русской демократии». А надо ли множить сущности? Дискуссии по этому поводу не утихают уже который месяц.
№2 Свыше 1,1 млрд рублей
В сухом остатке
В январе в Республике Алтай закончили наполнять искусственное озеро, которое должно было стать жемчужиной особой экономической зоны «Алтайская долина». В тех краях потрясающая природа, но туристы – редкие гости. Публика не жалует вниманием эти места, потому что водоемы здесь холодные даже летом и в них не искупаешься. Исправить ситуацию власти решили с помощью создания искусственных теплых озер: одного – в Алтайском крае в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», второго неподалеку – в Республике Алтай, в их собственной ОЭЗ.
Ситуация уже начинает выглядеть нелепо, не находите? В «Бирюзовой Катуни» все идет гладко. А у их «конкурентов» – не очень. Концепцию «Алтайской долины» разрабатывала немецкая компания Roland Berger Strategy Consultants. На озере планировалось насыпать три острова, на которых разместятся отели, гольф-клуб и еще много красивого и полезного. Потом госэкспертиза утвердила совсем другой проект – новосибирской компании «Водный мир»: озер в нем только два и исчезли острова. Затем все еще раз переделали и отдали подряд на создание озера стоимостью 1,1 млрд рублей некоему предприятию «Мегаполис». Позже его отстранили за некачественные работы – правда, без уголовного преследования или штрафных санкций. Заканчивала дела компания «Сибмост». В мае выяснилось, что озеро стремительно утекает. Уровень воды снижается на 5–6 см в день при глубине 5 м и площади 50 га. Причина – нарушение технического регламента на раннем этапе строительства. Сейчас «жемчужина» ОЭЗ представляет собой безводную пустыню. Сдачу объекта отложили на неопределенный срок. Кстати, местные жители считают эту территорию зоной покоя: там находятся захоронения. А экологи полагают, что за те деньги, которые ушли «в воду», проще было подогреть все горные озера в округе. Может, так и стоило поступить?
№ 3 660 млн рублей
Правительственный «Яндекс»
В этом году снова заговорили о государственной поисковой системе под названием «Спутник». Задумка давняя, возникла в 2008-м после войны с Грузией. Власти обеспокоились, что информация в новостных разделах поисковиков не всегда совпадала с официальной хроникой, а резонанс имела огромный. Дело нужно было брать в свои руки.
Позже про «Спутник» вспоминали не раз, но без подробностей. Детали появились лишь недавно. Активной разработкой поисковика уже полтора-два года занимается «Ростелеком». Проект курирует пришедший в госкомпанию минувшей весной Алексей Басов. Раньше он руководил системой контекстной рекламы «Бегун». На проект ушло около 660 млн рублей. «Ростелеком» агрессивно охотился на программистов и уже успел проиндексировать половину контента российского сегмента Интернета. При этом за время пути собачка смогла подрасти. То есть концепция немного изменилась. Теперь это обычный поисковик. Рыночными методами «Спутник» будут продвигать и среди обычных пользователей, а не только в госучреждениях. Фильтрация неугодного Кремлю контента в новом варианте не предусмотрена. Будет обычная защита от вирусов и других угроз. Интересно, что попадет в категорию «вирусы»? И еще любопытно, как «Ростелеком» рассчитывает отбирать долю рынка у мощных конкурентов – «Яндекса» и Google, которые ежегодно на одну лишь поддержку тратят как минимум 100 млн долларов. Может, с помощью бесплатной установки на каких-нибудь смартфонах с системой ГЛОНАСС?
№ 4 289 млн рублей
Инновационное озеленение
В этом году главную улицу столицы озеленили «с применением экспериментальных приемов», как говорится в соответствующем постановлении правительства. Повсеместное внедрение ноу-хау – модный тренд, и московские чиновники не отстают. Правда, лидеры несистемной оппозиции настаивают, что статус эксперимента понадобился лишь для того, чтобы отдать подряд без конкурса. Однако инновации здесь тоже есть. Они проявляются хотя бы в том, что нигде в мире так не делают. Что представляет собой это озеленение? Вдоль Тверской на участке длиной 1,5 км – от Манежной до Пушкинской площади – установили архитектурные композиции, каждая из которых включает три гранитные кадки, скамейки и урны. Одна группа стоит более 4 млн рублей. На 64 таких комплекта ушло 269 млн. Еще 11 млн израсходовали на кустарники и деревья, 9 млн – на закупку спецтехники. Весной в кадки будут высаживать липы, бересклет, спирею и дерен, а осенью забирать их оттуда на реабилитацию и высаживать взамен тую смарагд из семейства кипарисовых, можжевельник и ели. На следующий год все по новой. В течение пяти лет на эту затею потратят 529 млн рублей.
Никто не спорит, столице нужна зелень. Но с таким, как сейчас, способом озеленения ее все равно не будет. В гранитных кадках зимой земля вымерзнет, и никакие экспериментальные приемы капризную тую не спасут. А пересаживание лип с места на место дважды в год не позволит деревьям вырасти большими. Впрочем, общеизвестно, что инновации стоят дорого и не всегда приживаются.
№ 5 16,7 млн рублей
Улучшение кармы
Сердобольность передалась России по наследству от СССР. Но в отличие от Страны Советов, преемница решила поддержать не коллег по социалистическому блоку и сочувствующих, а «братьев меньших». Власти намерены выделить из федерального бюджета 500 тыс. долларов в помощь малым островным государствам. Таких 52, расположены они в Азии, Африке, Карибском бассейне и Латинской Америке. Каждому достанется немногим больше 9 тыс. долларов. Добровольный взнос направляется «малышам» для того, чтобы их представители смогли принять участие в 3-й Международной конференции по малым островным развивающимся государствам и обсудить насущные проблемы. Например, у Маврикия, Кабо-Верде и Вануату ограничена ресурсная база, им приходится импортировать основные ресурсы. Еще там не хватает экономически активного населения. Удаленность от материков означает высокие расходы на транспорт и связь, а регулярные стихийные бедствия разрушают существующую инфраструктуру. Короче говоря, проблем много, и обсуждать их нужно. А Россия, как великая и щедрая держава, должна помогать слабым принимать участие в дискуссиях и поддерживать тем самым свое реноме.