на впрысковые «десятки» ВАЗ-21102 девять экипажей, представляющих автомобильные издания из Москвы, Нижнего Новгорода, Тольятти, Санкт-Петербурга и Донецка. А десятый автомобиль, как и год назад, вели по трассе вазовские испытатели Александр Агафонов и Владимир Потапов. Машины для соревнований были отобраны на конвейере и прошли обкатку 2000—3000 км. Как утверждают вазовцы, никакой спецподготовки автомобилей они не проводили.
Участникам предстояло преодолеть шесть этапов общей протяженностью 1545 км по маршруту Москва—Липецк—Тамбов—Саратов—Самара—Тольятти по правилам классического ралли. То есть на каждый из участков была отведена норма времени, превышение которой каралось 60 штрафными очками за каждую минуту опоздания на КВ (пункт контроля времени). И, конечно же, на окончательный результат влиял расход бензина: за каждые 100 «кубиков» израсходованного топлива начислялось 5 штрафных очков.
Основная проблема, с которой столкнулись организаторы экоралли год назад, была обусловлена методикой определения расхода топлива. На старте этапа автомобили заправлялись «под пробку», а на финише судьи доливали бензин из мерных сосудов, оценивая таким образом фактический расход. Процедура дозаправок растягивалась не на один час, да и точность таких замеров подвергалась критике. В этом году решили определять расход топлива по показаниям бортовых компьютеров отечественного производства. На старте каждого этапа показания компьютеров обнулялись, а на финише фиксировались судьями. А чтобы учесть погрешность измерений, все приборы подверглись предварительной тарировке, на основе которой были введены поправочные коэффициенты.
Автомобили распределялись по жеребьевке. Нашему экипажу достался, прямо скажем, не лучший вариант. Мы не «пеняем на зеркало»: перед стартом пришлось приводить в норму схождение передних колес, а на комбинации приборов то загоралась, то гасла лампочка «check engine» — был неисправен датчик положения коленвала. После первого этапа датчик нам заменили, но лампочка продолжала гореть...
Какую тактику выбрать? Над этим вопросом мы ломали голову задолго до старта, но к единому мнению так и не пришли. Дело в том, что в каждом случае экономичный режим движения надо подбирать сообразно «характеру» машины. Шестнадцатиклапанный ВАЗ-2112, например, любит скорость, и поэтому лучше поддерживать 80—85 км/ч, что доказали прошлогодние соревнования. Но восьмиклапанный мотор «сто второй» развивает максимальный крутящий момент на меньших оборотах. Значит, «экономичная» скорость должна быть ниже. Так и есть: наш компьютер показывал минимальный мгновенный расход топлива при скорости 60—65 км/ч — на дисплее высвечивались цифры 3,6—3,9 л/100 км. Но вот беда — заданная средняя скорость на отдельных этапах достигала 73 км/ч... Шли быстрее, выключали двигатель на спусках и старались вообще не тормозить. Плавно работали педалью газа, прозорливо предсказывали развитие дорожной ситуации, и... Лишь четвертое место после первого этапа. Правда, результаты участников были очень плотные: разница в суммарном расходе топлива у экипажей, занявших места со второго по восьмое, укладывалась в пол-литра! И это на дистанции в 435 км! И только экипаж, представляющий нижегородское издание «Биржа+Авто», закончил этап с оглушительным результатом: они сожгли на литр меньше бензина, чем вазовские профи, занявшие второе место!
На второй секции ситуация повторилась. И участники начали недоверчиво коситься на нижегородцев. В то время как все вели борьбу за каждую «рюмку», у тех счет шел на литры! После третьего этапа лидеров уличили в том, что они ехали по трассе с нарушением регламента: без ближнего света. Но и это не помогло: даже с учетом пенализации их результат оставался недосягаем. И это обстоятельство нас уже тревожило всерьез: мы ведь поднялись с четвертого места на второе, слегка изменив тактику. Если раньше на крутых подъемах и при обгонах использовали высшие передачи, то теперь интенсивно разгонялись на низших, чтобы затем спокойно катить на пятой с минимальными расходами топлива. В редакции Авторевю это называется «разгон по Дивакову».
Выбранная методика позволила еще больше оторваться от преследователей на четвертом этапе (393 км), «забронировав» перед последним этапом второе место. Но нижегородский экипаж оставался вне конкуренции. И тогда, уже не рискуя вторым местом, мы решили проверить иную методику. Со старта до 90 км/ч разгоняемся, глушим двигатель и катимся, пока скорость не упадет до 50 км/ч. Заводим, третья передача, интенсивный разгон до 90 км/ч — и опять накат с выключенным мотором.
Нет. На финише этапа наш результат оказался далеко не лучшим. Зато проверили.
Итак, победу на Экоралли-2001 одержал экипаж газеты «Биржа+Авто» — Сергей Дудкин и Александр Алешин. Их результат — 4,4 л/100 км. Даже если им здорово повезло с мотором и оптимистичным расходомером, столь экономичная езда все равно требует мастерства и собранности. Поздравляем!
На втором месте — экипаж Авторевю с результатом 4,5 л/100 км. На третьем — Артем Шургальский и Риф Насретдинов, выступавшие за питерский журнал «5 колесо». И очень жаль, что из-за нелепой ошибки в трактовке маршрутной «легенды» шансов на призовые места лишился экипаж наших коллег из журнала «За рулем». Вот с кем интересно потягаться-то!
P.S. Похоже, вазовцы всерьез решили сделать экоралли традиционным. Скорее всего, Экоралли-2002 стартует в Санкт-Петербурге, а в качестве спортивно-экономичных автомобилей будут использованы универсалы ВАЗ-2111, причем с полной нагрузкой.