Сапоги
Знаменная группа
Сапоги - для российских демократов это одно из самых ненавистных слов. Это символ оголтелой военщины, советского милитаризма - единственного виновника обнищания страны и народа, тоталитаризма, сталинщины, Гулага. Армейский сапог попирает основы демократии, топчет права и свободы личности. Кирзовый сапог есть символ солдатского невежества, сержантской грубости, офицерской тупости, генеральского хамства. От сапога так противно воняет. Заставить возвышенного поэтичного юношу надеть сапоги означает смертельно оскорбить и унизить его, лишить человеческого достоинства.
Ату их! Ату! Долой сапоги! Убрать сапоги из армии! И уж вот тогда-то армия перестанет быть такой ужасной, исчезнет из нее дедовщина, хамство, грубость. Ботинки, и непременно американского типа - вот что надобно нашей армии. Ведь американский солдатский ботинок есть символ демократии, защиты прав человека. Где ступает американский армейский ботинок, там народ живет мирно и счастливо. Например, Косово в Югославии сегодня, Южный Вьетнам , Гренада, Ливан семидесятых годов. И тогда российская армия станет демократическим институтом, а военные станут гражданами в военной одежде.
Сапоги, портянки - для молодого человека это признак того, что пришел тяжелый период жизни, что кончились вольные денечки и впереди два года тяжких трудов, оторванности от дома, друзей.
Да что там говорить, и молодые офицеры нередко с тоской взирали на свои сапоги. Им казалось, что сапоги - это вчерашний день, что в них жарко, что сапоги не смотрятся, что гораздо изящнее, мужественнее, воинственней выглядят высокие американские ботинки. Да и форма с ботинками смотрится как-то по американски, а значит современно.
Что и говорить - много у сапог врагов. И неудивительно, что сапоги в современной Российской Армии отменили. А что солдаты все еще таскают сапоги, так это от бедности армии.
Однако, если непредвзято, с размышлением глянуть на сапоги, то картина предстает совсем в ином виде. Замена сапог на ботинки в сегодняшней армии это тот случай, когда мода взяла верх над целесообразностью, внешняя красивость над удобством и практичностью. Впрочем, так уже не раз бывало с военной формой в нашей армии.
Посмотрим на мужиков в деревне, геологов, шатающихся по лесам и весям, нефтяников, возящихся возле своих вышек, строителей. Что у них на ногах? Правильно, сапоги. А что надето на ноги рыболова, охотника, грибника? В том числе и из числа новых русских? Верно, сапоги. А что вы надеваете, выезжая на свою дачу в сырую погоду? Туфли, кроссовки? Черта лысого! Сапоги резиновые!
Скажете, это мол сугубо от грязи, сырости и т.п. А что, солдат на асфальте или паркете воюет?
Стоп, стоп, стоп. Глянем на наших милых дам зимой или осенью в городе на асфальте. Что надето на их изящные ножки?
Сапоги!
Женщины оказались умнее и практичнее мужчин. Они как надели сапоги лет эдак пятьдесят назад, оценили их достоинства, так и не снимают по сю пору.
Ну а теперь попытаемся разобрать достоинства сапог и портянок с практической стороны.
В ботинки совершенно необходимы носки. Портянки в ботинки не годятся, а в сапоги сгодятся и те и другие. Носки дороги в производстве, изнашиваются быстро. Их надо подбирать по размеру. Промокшие носки необходимо менять, иначе натрешь ноги. В масштабах армии это очень существенные проблемы. Могут- ли чулочно-носочные фабрики обеспечить армию носками в нужном количестве? Нет, не могут, особенно в военное время. Портянки же по размеру универсальны, безызносны, и солдат может сделать их в пять минут из любого куска любой материи. Промокли портянки, снял, перемотал другим концом и ноги вновь сухие, а мокрый край сохнет на лодыжке. Солдат в портянках гораздо менее зависим от органов снабжения нежели солдат в носках. Да и армейской вещевой службе гораздо проще изыскать потребное количество ткани для портянок, нежели носки.
Теперь сами сапоги. Высокое голенище сапога защищает от механических повреждений, травм и ожогов голеностопный сустав и саму ногу почти до колена. Этого свойства нет у ботинок. Высокое голенище сапога защищает ногу до колена от сырости. Попробуйте пройти в ботинках, скажем рано утром по росистой траве. Ваши брюки, а значит и ноги моментально станут мокрыми. А в сапогах? Сапоги сохранят ноги сухими и при преодолении глубокой лужи, мелкого ручья. Голенище сапога помогает сберечь тепло в ногах ниже колена, а ботинки нет. Сапоги надеваются и снимаются гораздо быстрее, чем ботинки. А рвущиеся шнурки, которых нет у сапог, но которые создают проблемы носящим ботинки? Да даже обычный дождь, когда вы стоите на асфальте под зонтиком или в плаще мочит ваши ноги в ботинках и оставляет сухими ноги в сапогах.
Эти все достоинства сапог и недостатки ботинок только тем, кто ходит по паркету и в любой момент может поменять мокрые и брюки, и носки и ботинки, могут показаться несущественными. А солдату или офицеру в чеченских горах где и когда их сушить и менять? Дело ведь не в том, что мокрая обувь доставляет неприятные ощущения и лишает чувства комфортности, а в том, что мокрые ноги солдата предвестник большого числа потерь от простудных заболеваний, переохлаждения, обморожений, падения морального духа воюющей армии. А здесь недалеко и до поражения, т.к. мокрые ноги у массы солдат вызывают моментально и массовые простудные заболевания, массовый выход солдат из строя.
Совсем не случайно в годы Великой Отечественной войны специалисты обувщики имели бронь от фронта наравне со специалистами железнодорожниками, сталеварами и шахтерами.
Не всегда русский воин носил сапоги. Во времена Петра I и весь 18 век солдат и офицер пехоты носили башмаки. Сапоги являлись привилегией кавалерии. О достоинствах сапог знали, но у сапог все же есть существенный недостаток - на пару сапог уходит кожи столько же, сколько и на две с половиной пары башмаков. Поэтому считали возможным одеть в сапоги только кавалеристов. Это из-за того, что ноги кавалеристов в большей степени подвержены опасности травм, трение ног о бока коня, подпруги быстро рвет и штаны и чулки. Все же с начала 19 века сапоги стали практически единственным видом обуви и в пехоте, и таковыми оставались вплоть до второй половины Первой Мировой войны. Только недостаток кожи заставил правительство постепенно переобувать армию в ботинки с обмотками. Но как только к началу тридцатых годов страна оправилась от последствий двух войн солдат вновь стали обувать в сапоги.
Проблема с кожей и в Великую Отечественную войну заставила вновь вернуться к ботинкам, как временной и вынужденной мере. Уже со второй половины 43 года отмечается быстрый переход к сапогам.
Больше вплоть до 94 года к ботинкам не возвращались.
Конечно, морякам нет необходимости носить сапоги. Они ходят мало и по сухим палубам. Можно не надевать сапоги и летчикам в кабинах самолетов. Но вот тому, кто неделями месит полигонную грязь, кто на занятиях по физподготовке преодолевает полосу препятствий, кому приходится заскакивать на броню танка, работать возле орудия - сапоги совершенно необходимы.
Да, сапоги неказисты и не элегантны как изящные американские ботинки, но не стоит делать выводы об устарелости сапог на основании глубокомысленного изучения американских кинобоевиков, где один Шварценегер, бегая в американских ботинках, уничтожает советский батальон обутый в сапоги.
Историческая справка. Во что американской армии обошлись ботинки в декабре 44 - январе 45 хорошо описано в книге воспоминаний американского генерала О.Бредли "История солдата":
В довершение всего - как будто одних только боевых потерь было недостаточно, - около 12 тыс. человек заболели ревматизмом ног и также вышли из строя.
Хотя больные ревматизмом относились к категории небоевых потерь, тем не менее ревматизм причинил нам тяжелый урон на фронте, где каждый вышедший из строя солдат ослаблял мощь нашего наступления. Заболевания ревматизмом ног были вызваны постоянной их сыростью...
Он приводил к стойким повреждениям периферических сосудов нижних конечностей. Из 12 тыс. заболевших ревматизмом и эвакуированных в тыл солдат большая часть, по заключению врачей, оказалась навсегда непригодной к строевой службе. Многие остались инвалидами на всю жизнь.
К концу января заболевание ревматизмом ног достигло столь крупных масштабов, что американское командование стало в тупик. Мы были совершенно не подготовлены к этому бедствию, отчасти в результате собственной небрежности; к тому времени, когда мы начали инструктировать солдат, какой нужен уход за ногами и что нужно делать, чтобы ботинки не промокали, ревматизм уже распространился по армии с быстротой чумы....
Ботинки, считай за месяц уничтожили целую американскую дивизию. Ни Вермахт, ни Красная Армия этой напасти не знали. А рецепт прост - сапоги и портянки :drinks: