• Дорогой друг! Ты не зарегистрирован у нас на форуме.

    Возможность просмотра многих тем требует регистрации на форуме.

    Не поленитесь - зарегистрируйтесь, затратив всего несколько минут.


    Администрация Абырвалг.НЕТ

Связь в автомобиле.

kola-kola

+7 (9один5) 226 девять371
Зарегистрирован
Сообщения
2,017
Реакции
4,353
Баллы
135
Как - то раз, во время одного из выездов в Калужскую область, понырять-поохотиться-отдохнуть, один мой хороший знакомый подводный охотник и любитель бездорожья выдал: «Плохо, что у тебя нет в машине станции – придется чаще останавливаться…». Здесь я, наверное, в первый раз серьезно задумался об установке радиостанции себе в авто. Ведь действительно: автономная связь удобна – можно и друг с другом трещать по дороге и с дальнобойщиками общаться на предмет обстановки по той или иной трассе…Постепенно, не спеша, вынашивал я эту затею. Как отнесутся к этому официалы на СТО? Не снимут ли машину с гарантии? И вот в один прекрасный момент решился. Так как, кроме упомянутого выше приятеля, знакомых, имеющих хоть какой-то опыт радиосвязи, у меня не было, я набрал его номер телефона. Что надо брать, где и в какую сумму все это может вылиться? Ответ был достаточно прост: Megajet 600 или 800 и Lemm 2001 Turbo. Про усилители или «кирпичи» мой приятель ничего не сказал. Скорее всего, потому что для выполнения его задач, в подобном устройстве не было нужды. Также было упомянуто название одной из специализированных торговых точек, где, помимо продажи самого оборудования могут оказать также и содействие с регистрацией устройства РЭС.
Итак, я стал обладателем чуда радиосвязи, упакованного в серебристую картонную коробку с надписью MEGAJET 600+ и изящной антенны 2001 TURBO в полиэтиленовом чулке. Встал вопрос, каким образом это чудо разместить в автомобиле. Форум любителей пикапов помог частично ответить на этот вопрос. Местом установки было выбрано отверстие для размещения штатной радиоантенны – прямо над лобовым стеклом. Со слов тех, кто уже произвел подобную установку, антенна для станции встает туда, как родная. Без хлопот и забот. Также порекомендовали и сервис… Как раз на этом моменте и начинаются тернии. Установщики казались людьми, умудренными опытом, понимающе кивали головами и всячески изображали заинтересованность в процессе. Не буду вдаваться в подробности, но…в результате (это выяснилось значительно позднее) антенна оказалась установлена некорректно. И собственно сама станция запитана также недолжным образом. Дело в том, что в моей машине два аккумулятора, основной и резервный. Автопроизводитель предполагает обеспечить, таким образом, уверенный пуск двигателя при сильно отрицательных температурах. Так вот запитка радиостанции была выполнена с этого самого резервного аккумулятора. Такое подключение не позволило бы аккумулятору правильно заряжаться (это мне потом уже объяснили).



Но это все потом, а пока я, довольно размахивая антенной, вырулил со двора сервиса и покатил в сторону дома. Меня предупредили, что включать станцию на передачу без настроенной антенны никак нельзя - может запросто накрыться. Также сказали, что настраивается антенна с помощью устройства КСВ-метр. Сей прибор имелся у моего знакомого, а так как сил терпеть нет, я позвонил ему. Замер показал, что моя антенна имеет КСВ равный 1,3. Приятель многозначительно задумался и сказал, что менять ничего не надо. Менять - означало изменить длину антенны. Ну не надо, значит – не надо.



Распрощались мы уже за полночь. На тот момент я знал что есть 19 канал сетки «с», где работает Московская служба спасения, что есть какие-то каналы, где общаются любители бездорожья и знаменитая «пятнашка» в AM-диапазоне, где делятся информацией о дорожной обстановке дальнобойщики. Я правил по Профсоюзной в центр и запустив сканирование, тщетно пытался «нащупать» хоть какое присутствие в эфире. Только утром следующего дня по дороге на дачу в 15 канале я поймал дальнобоев. Если вы никогда не имели опыта общения в эфире, «пятнашка» – то что надо! Скорее всего и имеются какие-то правила работы в этом канале, но только не на московской кольцевой автодороге! Можно смело влезать, материть всех, кто не туда, куда вам надо лезет, спрашивать и рассказывать дорогу. НО!!! Делать это можно, если вы в машине находитесь в одиночестве. В присутствии пассажиров, особенно – детей, следует обходить этот канал стороной. Пожалейте их уши и нервную систему.
Во второй половине того же дня я таки услышал 19«с» - МСС. Повторюсь, порядка работы в эфире я не знал и… если первое мое сообщение прошло под шумок (кого-то видимо накрыл, о чем, конечно сожалел, но не долго), то после следующего, полного радости от обладания такой замечательной штуковиной, как радиостанция в машине, выхода в эфир, мне популярно объяснили что, куда и как. И я стал прислушиваться, как ведут себя в эфире другие. Что можно и нужно, а чего нельзя. Короче, я стал, как это ни помпезно звучит, пускай пока еще совсем «зеленым», но все таки радиолюбителем. Зарегистрировался с МСС, взял себе позывной «Шахтер» и стал греть уши в эфире, время от времени сообщая о пробках и ДТП. Родные и близкие, как ни странно, отнеслись к моему новому увлечению с пониманием, ведь мы – взрослые, практически ничем не отличаемся от детей. Хочется новую игрушку – вынь, да положь! И готовы пойти на любые уступки. Если у детей это четверти без троек и чистые руки, то у нас – убитые выходные (и не только) на походы по магазинам, рынкам, вскапывание тещиных огородов и т.п. Ну а если нам отказывают, то… Не будем даже помышлять о последствиях. Один приятель, которому супруга попыталась наложить запрет на подводную охоту, сказал, что если его вынудят расстаться с этим славным занятием – купит мотоцикл. С тех пор вопрос о подводной охоте в их семье более не стоит ребром.
Ну, да вернемся к нашим делам. Случай свел меня с людьми, для которых радиосвязь – не просто забава, а сильное увлечение, построенное на профессиональном подходе, граничащем (да простят меня форумчане) с безумием.
Где-то в конце декабря, после очередной тренировки в бассейне РГУФК, когда я уже запрыгивал в машину, ко мне подошел приветливый человек и, показывая на антенну, поинтересовался: не с сибишного ли я форума? Я жутко спешил и ответил, что нет. На том и расстались. И уже через неделю я совершенно случайно (вы, кстати, верите в случайности?) вижу того самого незнакомца на форуме МСС! Незнакомцем оказался Вячеслав (kapitan 65). Именно он дал мне вводную по оборудованию и подсказал, куда бежать для доработки станции и антенны. Так я оказался на странице «Связь без брака»…
Хочу чуть откатиться назад, в день установки, оборудования в машину: дело в том, что я, как правило, верю людям. Так было и в случае установки антенны. Отверстие для штатной радиоантенны не позволяет установить LEMM 2001 Turbo герметично – остается небольшая щель. Но, если слегка сточить элемент усилителя крыши, то основание антенны перекрывает отверстие целиком.



Установщики пошли по пути, как им (да и мне тогда) казалось, наименьшего сопротивления. Ничего подтачивать не стали, а под основание антенны легла подкладка из материала, используемого для шумоизоляции салона, сдобренного солидной порцией герметика. Меня заверили, что все будет прекрасно. Прекрасно не получилось (как потом мы с B-168 материли это творение!).



С первыми заморозками чудо-изоляция задубела, и начала по кусочкам отваливаться. Я забеспокоился и, уже известным маршрутом отправился в «Связь без брака». Указанные в первом посте телефоны не отвечали, и я набрал номер телефона, указанный ниже… Так я познакомился с Андреем (В-168). Договорились о встрече мы достаточно быстро. Андрей попросил заскочить по дороге в магазин автозапчасти и прикупить пару-тройку мощных шайб, чтобы сделать крепление антенны действительно надежным. Под ледяным дождем, под ворчание соседей была произведена переустановка антенна и изменена запитка станции. Здесь требуется сделать отступление в пользу здравого смысла и необходимого педантизма в некоторых вопросах. Мне пошли навстречу в плане быстрой переделки антенного кабеля и я, конечно, уехал в тот вечер счастливый… но, как бы не хотелось ускорить процесс, как бы ни свербило в одном месте, прошу вас не торопиться. Потому как, во-первых, вы теряете как минимум в два раза больше денег, а во-вторых – заставляете людей поступаться их собственными принципами. Что, согласитесь, не понравится никому. Тем более, что принципы-то правильные.
Покатался я, покатался… Понял, хочу KL300. Ну просто жить без него не могу – постоянные игры в «слышу – не слышу» уже порядком притомили. Купил усилитель я достаточно быстро (к слову – опять поспешил), встал вопрос, куда и как устанавливать. Хотелось сделать максимально удобным и быстрым монтаж, управление, и соответственно - возможный демонтаж. Геометрия кузова и кронштейнов крепления сидения не оставила много шансов: на водительское кресло снизу была приварена пластина, в которой я просверлил четыре отверстия под крепеж.



Один минус от такого расположения – близкий контакт с системой вентиляции (обогрева) салона. При установке это было решено путем банальной заклейки выходного патрубка малярной лентой.



Панель управления KL300 смотрит влево по ходу движения автомобиля и никаких проблем с управлением не возникает. Привыкаешь быстро.



Теперь станция и усилитель требовали доработки и настройки! Как ни крути, а воспитательных бесед и нравоучений было не избежать. Я собрался с духом, и написал Кабану. С грустью и тревогой ждал я его ответ. Понимал, что меня могут послать, и отдавал отчет, что поступят по большому счету правильно. Но меня выслушали, пожурили и… напоили вкуснющим кофе, о котором ходят уже, наверное, легенды. Светодиоды подсветки в моей радиостанции оказались уже разгруженными с завода, - была добавлена индикация и увеличение порога шумодава. Произведена доработка модуляции. Усилитель также был подвергнут ряду изменений. По дороге домой из Химок, под летящий со всех сторон снег, я вновь набирал телефонный номер Андрея. Через несколько дней, поздним вечером, я вкатил свою ласточку в гараж Валеры (Север-1). Корма машины осталась на улице, и чтобы хоть как-то сохранить тепло, неспешно струящееся, из обогревателя, освободившийся проем был заслонен брезентовым полотнищем. Спустя какое-то время усилитель занял свое место под сидением, и можно было торжественно нажать выключатель на панели KL300. Поблагодарив Валеру с Андреем, я выскочил на Кутузовский в центр, запросил контроль в МСС и довольный ответом, отправился домой. Спать.
 

Abirvalg

Батька наш Мандела и ЮАР нам мать
Зарегистрирован
Сообщения
105,952
Реакции
426,736
Баллы
135
н да..:scratch_one-s_head: непростая работка...
 

glebius

Участник
Сообщения
185
Реакции
54
Баллы
0
Это потому что Николай связался с перфекционистами, да и сам страдает(или наслаждается?) эти грешком :) Хотя лично я не считаю этот грех вредным, наоборот, он очень полезен и нам с перфекционистов следует брать пример, и перенимать некоторые их достижения.

А тот самый Колин знакомый :blush:, который надоумил приобрести CB, врезал просто антенну в центр крыши, настроил КСВ до 1.2 - 1.3 и без всяких усилителей имеет связь много лучше чем у среднестатистического дальнобоя. Правда много хуже чем у Николая. :) На установку ушёл один вечер, в течение которого также был стационарно установлен GPS и заменена магнитола.
 

glebius

Участник
Сообщения
185
Реакции
54
Баллы
0
Коля, скажи, есть смысл регистрироваться в МСС если нет и не планируется усилка?
 

kola-kola

+7 (9один5) 226 девять371
Зарегистрирован
Сообщения
2,017
Реакции
4,353
Баллы
135
А тот самый Колин знакомый...
не без лишней скромности заметил он...))))
Глеб, конечно, тебе огромное спасибо!!!:) Смотри, если ты хочешь нормально работать с МСС (а не "слышу-не слышу") смысл ставить усилок имеется. Как правило, в таком базовом исполнении, как у тебя - с врезкой в крышу, тебя уверенно должны принимать в пределах от трешки до мкад (центр я вообще тут не рассматриваю - он близок). Многие корреспонденты так и ездят без "кирпичей"...Но, как првило, это - вопрос времени.;). Проблема также в том, что у самой МСС станция...как бы помягче выразиться...ну вы меня поняли.

про дальнобоев - отдельное слово: мало того, что они антенны крепят кое-как, они еще, как правило, обрезаны...по самое не болуйся...)))
 
Последнее редактирование:

andrik

Участник
Зарегистрирован
Сообщения
134
Реакции
64
Баллы
0
А чем обусловлен выбор СВ ? Радиус действия без усилка- никакой, потрепатся с дальнобоем--хм..., переносные станции- опять никакие, в городе по пробкам рулит нафигатор, где плюсы?
 

glebius

Участник
Сообщения
185
Реакции
54
Баллы
0
> никакой

Никакой это сколько по-вашему? Какая нужна дальность, чтобы был "какой"?

> потрепатся с дальнобоем--хм

хм?

> в городе по пробкам рулит нафигатор

А в мутняке рулит короткий пневмат.

Короче говоря, критика ваша содержательна до безумия. :lol:
 

andrik

Участник
Зарегистрирован
Сообщения
134
Реакции
64
Баллы
0
Критики нет никакой. Есть вопрос-? Почему СВ ?
 

kola-kola

+7 (9один5) 226 девять371
Зарегистрирован
Сообщения
2,017
Реакции
4,353
Баллы
135
Критики нет никакой. Есть вопрос-? Почему СВ ?
потому как наиболее распространен. Потому, как не требуется разрешение (только регистрация РЭС). Радиус действия при нормально настроенной аппаратуре более чем приличный (меня в режиме городских застроек, без усилителя, на 7 километров без шумов с разборчивой модуляцией слышно. И, кстати, именно для наших целей, в условиях пересеченки Си-Би, в силу именно длины волны (11 м) много лучше 433-гц станций.Тут все просто - физика. По поводу портативок : наете матчасть:). Упираться в моторолы и мидланды иже с ними не надо!!! Это все детские игрушки...я не так просто дал ссылку на сайт и форум - там все подробно разжовано. В том чилсе и про портативки:)
 

glebius

Участник
Сообщения
185
Реакции
54
Баллы
0
> Есть вопрос-? Почему СВ?

Отвечу вопросом на вопрос: а что предлагается вместо?
 

andrik

Участник
Зарегистрирован
Сообщения
134
Реакции
64
Баллы
0
http://baskerville.narod.ru/cb/cb_disp.html
http://baskerville.narod.ru/cb/cb_disp.html РАДИОСТАНЦИИ СВ ДИАПАЗОНА.
http://baskerville.narod.ru/cb/cb_disp.html
Диапазон 27Мгц по природе весьма хорош для связи на открытой местности.
Такие рации покупаются по закону так: В Радиочастотном Центре
http://www.whitewater.ru/equip/radio-permit.html
по законам нужно получить разрешение на покупку, купить нужные станции в магазинах, имеющих лицензию на право продажи таких раций, а затем опять явиться в ГРЦ и, заплатив переводом некие денежки(от100 до 400р), зарегистрировать каждую рацию. Это совсем несложно. На деле можно обойтись без первой поездки.
Вам выдадут именную бумажку на конкретное лицо и конкретную рацию.
Без такой бумаги любой сотрудник ГАИ и просто милиционер имеет право отобрать рации плюс штрафануть вас на нехилую сумму. Но только если увидит рации сам, пеленговать вас и т.п. никто не станет. Тем более в горах.
http://www.rfc-cfa.ru/main.phtml?p=kodeksrf&l=ru
Вы можете купить носимую рацию от 1-го до 400-т каналов мощностью до 5Вт по цене от 60 до 150 у.е. (в магазинах). Или автомобильную, мощностью до 21Вт. (Продаются усилители до 200Вт, но это дело незаконное).
Подробно про СВ можно узнать на: http://www.qrz.ru/cb , http://baskerville.narod.ru/cb/cb.html , http://www.umd.ru/9.htm , http://www.boatclub.ru/radio.htm , что и где купить – на http://berkut-radio.narod.ru , http://www.midland.ru ,Митинский радиорынок.
Мне лично подходящими из СВ раций кажется лишь ALAN 42 plus и Maycom AH(SH)27 http://cityradio.narod.ru/cb/transceivers/maycomcb_kat.html . И еще ПИЛОТЫ и БЕРКУТЫ. Наши рации дешевы и имеют хорошие характеристики, но зачастую довольно громоздки и не очень прочны.
Хотя вообще-то все СВ рации сделаны только для аккуратного городского обращения и чаще всего не выдерживают простого падения с высоты 1,5 м на асфальт(корпуса разламываются на составные части) , а также накрываются при попадании под дождь. Никаких мер к герметизации или хотя бы к влагозащищенности в СВ рациях я не встречал ни разу. Да и дизайн наших р/ст далек от совершенства…
Но у них есть одно преимущество – питание от стандартных батареек АА. А вот для зарядки аккумуляторов импортных станций
нужно позаботится о зарядном устройстве. Если есть машина – проблем нет, два провода и резистор – ваша зарядка! А в автономке з/у может быть солнечная батарея(с Митинского радиорынка) или маленькая гидроэлектростанция в виде небольшого винта в воде(или колеса) и моторчика…
Дальность связи между двумя радиостанциями Yosan 101(4вт) на Мзымте достигала расстояний от Нарзановой поляны до железной бочки у дороги( 8-9км) или от канатки до рынка в Красной Поляне(8км).
С земли я общался по той-же рации со знакомым, использовавшим стационарную антенну на крыше 5-иэтажного дома, на расстоянии 16км.
А уже с крыши своего 16-этажного дома связь бывала устойчивой до 40 км в отсутсвие «прохода».
Из недостатков СВ диапазона надо отметить наличие явления атмосферного отражения(прохождения) радиоволн, полезного для любителей дальних связей(до 2000км), но часто очень мешающего поговорить с другом на 5км. Это когда вы будете вместо своего ближнего абонента слышать итальянцев, поляков или турок, чей сигнал отразился от ионизированных слоев атмосферы.
В Москве это одни страны, в других регионах – другие. Правда, в горах на Кавказе проход бывает редко. Да и вообще во всем мире к этому диапазону отношение, как к помойке, отдали, мол, народу на растерзание и делают там все, что хотят. Например, на 27 Мгц работают огромные ВЧ печи для нагрева болванок в металлургии!
По моему опыту, лес и погода почти не влияют на качество связи на СВ, а дома, стены и горные породы - сильно ухудшают.
Даже металлическая решётка с расстоянием между прутьями в 20 см (автобусная остановка) является для радиосигнала 27Мгц почти непроходимой.
Однозначно надо использовать для связи FM-модуляцию ввиду ее большей экономичности и эффективности по сравнению с АМ.
И еще. Немного теории. Идеально работающая штыревая антенна должна иметь длину, примерно равную минимум четверти длины рабочей волны. Длина волны равна: число 300 разделить на частоту в мегагерцах. Т.е. для СВ антенна должна быть длиной 2,7м!
Для уменьшения габаритов антенн их делают укороченными, т.н.”спиральными”, согласуя их с рацией удлиняющими катушками. Но эффективность их при этом все равно намного хуже, чем у полноразмерной антенны.
Этот факт надо обязательно учитывать при сравнении станций на разные диапазоны!
Более эффективно работают спиральные антенны у УКВ радиостанций…


 

andrik

Участник
Зарегистрирован
Сообщения
134
Реакции
64
Баллы
0
РАДИОСТАНЦИИ УКВ ДИАПАЗОНА.
УКВ диапазоном называют все, что выше 30 Мгц и до 300Мгц.
Официально вы сможете работать на УКВ (и не только), лишь став радиолюбителем. Процедура получения радиолюбительского разрешения очень похожа на получение лицензии на гладкоствольное оружие, только медсправка не нужна. Правда, все формальности до буквы никто не соблюдает, так что сделать это при желании можно довольно просто. Придется съездить несколько раз в ГРЦ и
подождать какое-то время. Процедура описана на: http://www.qrz.ru/law/detail/51 .
Коротко: подаете заявление на постройку(именно так) радиостанции, через 1-3месяца пришлют разрешение, затем пишете, что, мол, построили или купили(на самом деле ничего не строите) и просите выдать разрешение на пользование и позывной. Дальше по правилам вы должны сдать некие экзамены и после этого вам дадут позывной. Для покупки УКВ рации достаточно получить 4-ю категорию. Это проще. И денег регистрация стоит смешных, дешевле СВ.
Скажете, слишком сложно?
Зато радиолюбительское разрешение дает вам гораздо больше прав и возможностей для работы на куче диапазонов от 1,5Мгц до 145Ггц!
Один мой приятель, мало смыслящий в радио, 5 лет назад получил позывной за 4 месяца. Сдача экзаменов оказалось совсем несложным делом.
Тонкость: можете бегать с бумагами сами, но лучше стать сначала членом радиоклуба. Вот они все: http://www.qrz.ru/links/?ParentID=3
В Москве их два:
Ценральный Радио клуб им.Э.Т.Кренкеля http://www.srr.ru/previos/volga/37.html и
Московский городской спортивно-технический клуб на пр.Вернадского, дом 9/10, тел.131-02-29, 131-02-65. Сам я член Подольского радиоклуба, поэтому о Московских знаю мало. Народ из радиоклуба половину ваших забот возьмет на себя.
Ходить по улице можно будет с рацией на диапазон 144 – 145 Мгц. Можно, вроде, также пользовать портативки на диапазон 430 – 440 Мгц, но с этим еще непонятки…
Есть законно продаваемые модели на оба диапазона сразу.
Здесь уже качество как изготовления, так и работы техники гораздо выше. Но и цены повыше. От $120 до $400. Для начала должен заметить, что законно вам продадут только рации, предназначенные радиолюбителям. Профессиональные модели вы можете купить без разрешения, на свой страх и риск.
Выбрать лучше что-то из продукции таких фирм, как YAESU(он же VERTEX-STANDARD), KENWOOD или ICOM.
Фирма MOTOROLA делает только профессиональные модели, а рации ALINCO я бы не советовал ввиду их невысокой надежности применительно к туризму при тех-же ценах. Полное инфо про ассортимент и где купить смотрите на:
http://www.unicom.ru , http://www.atk.ru , http://www.radioma.ru , http://www.compasr.ru , http://www.leo.ru/catalog/list.asp?G=8
Весьма подходящи для туризма VERTEX VX-110, VX-150, YAESU FT-10, KENWOOD TK-2107, TK –278…
Самая дубовая рация для тяжелых условий использования – VERTEX VX-500(510)! Ее можно программировать без компьютера. Но тяжеловата.
Идеальны для туризма VERTEX VX-210 или VX-400, (у меня пара 210-х, купил их по 180у.е.)!!!
Эти радиостанции достаточно маленькие, легкие, простые (две ручки и две кнопки), очень дурабельные и дождя не боятся. Бывают как на 145, так и на 433Мгц. Частоты зашиваются только с компьютера. С такими наши военные воюют в горячих точках.
Питаются от никель-металлгидридной аккумуляторной батареи 7,2В/1500мА/ч!, а дополнительно можно купить отсек под шесть обычных батареек или аккумуляторов типа АА.
А уж совсем замечательная ВЕЩЬ для нашего дела - YAESU VX-5R! См http://www.unicom.ru/Info/AMATEUR/VHF/vx5r.htm?ID=442 Водонепроницаемая, ударопрочная, очень маленькая, разрешена для радиолюбителей, на 3(!!!) диапазона сразу. Всего за $400! J
На 50 Мгц у нас работать запрещено, но, я думаю, в горах можно попробовать ибо мешать там некому.
Есть её СОВСЕМ герметичная модификация VX-7R, её можно и в воду окунать, но стоит около 550 долларов.
Кстати, для всех перечисленных моделей вместо штатных аккумуляторов можно прикупить специальные кейсы для обычных батареек, что в автономке весьма полезно.
Диапазон 2м («двойка»), в случае радиолюбителей это 144-146Мгц, очень хорошо подходит для радиосвязи на открытой местности, на водоёмах(море) и для работы в горах. Не зря же моряки (морской диапазон 156-163 Мгц), милиция и другие госслужбы, железнодорожники используют его.
Атмосферных шумов там значительно меньше по сравнению с СВ. Дальнее прохождение радиоволн в этом диапазоне бывает
очень редко и длится кратковременно (например, при падении метеоритов или северном сиянии).
Причём полноразмерная антенна на этот диапазон имеет длину всего 50см, и может быть как переносной, так и базовой при весьма небольших габаритах.
Правда, в последнее время места в эфире становится всё меньше и государство распродаёт частоты коммерческим структурам, в том числе и в диапазоне 144-146. Так что всё чаще (по крайней мере, в Москве) я слышу там совсем не радиолюбительские разговоры… Там, например, уже есть и несколько каналов для МЧС.
 

andrik

Участник
Зарегистрирован
Сообщения
134
Реакции
64
Баллы
0
Радиостанции так называемого «безлицензионного диапазона» - 421-434Мгц.

Про этот диапазон я напишу ниже, о нём достаточно сказано и без меня:
http://www.veslo.ru/2001/snaraga/radio.html
Скажу только, что в нашей стране этот диапазон (430-440Мгц) уже давно отведён
на вторичной основе для радиолюбителей.
Для них разрешена мощность до 5 Ватт.
По закону для юридических лиц разрешён для коммерческого использования так называемый «безлицензионный диапазон» с 40 каналами в районе 421-434Мгц с мощностью до 10милливатт…
http://zwkom.narod.ru/433.htm
Не путайте это дело с аббревиатурой FRS. Это американский стандарт, использующий частоты в районе 462-467Мгц.
У нас такие рации категорически запрещены к ввозу и продаже. В Москве на этих частотах работают милиция и служебная радиосвязь.
Так что р/ст на 433 вроде как и нельзя просто так продавать, но продают, потому что не сильно за это кого наказывают.
Радиосвязь при мощности 10мВт возможна в этом диапазоне на расстояние до километра в городе(для которого он лучше всего подходит) и до 3-5км в условиях прямой видимости. Это грубо.
Радиоволны на этих частотах хорошо отражаются от твёрдых поверхностей и для них даже окошка в бетонной стене 30 х 30cм достаточно для связи. Но они имеют свойство поглощаться осадками, туманом, мокрой листвой и т.п.
Высокоэффективная антенна для этого диапазона имеет весьма простую и малогабаритную конструкцию. Направленную антенну можно спаять из медной проволоки за полдня… http://www.mountain.ru/radio/library/2001/anten/
Самих радиостанций для этого диапазона сейчас продаётся великое множество (по крайней мере, в Москве), но половина из них – это скорее игрушки, чем средство связи. Конкретных моделей не буду советовать, скажу только, что брать надо продукцию известных фирм – ICOM, KENWOOD, ALINCO, ALAN, MOTOROLA. Цены на такие рации лежат в диапазоне $ 30 – 150.
Некоторые из раций имеют встроенную систему VOX – автоматическое включение на передачу при подаче голосового сигнала в выносную гарнитуру – наушник с микрофоном или что-то вроде того… Полезная штука для тех, у кого заняты руки. Только в проводах иногда можно запутаться при активных движениях.

О моих полевых экспериментах с диапазонами.

Мы с другом – опытным радиолюбителем, в 2000-м году провели эксперимент. Собрали свои и знакомых радиостанции, а именно:
две р/ст YAESU FT-416 (145Мгц), одну YAESU FT-816(430Мгц), одну YOSAN SY101(27Мгц), одну YAESU FT-41( 430Мгц) и одну YOSAN 2204(27Мгц). Все они были новые, исправны и с заряженными аккумуляторами. Приятель мой засел с тремя рациями на невысокой, 5м, даче в подмосковном лесу(летом), а я пошёл бродить по лесу с тремя другими рациями на разные бэнды… Сначала нашёл место, где уровень сигнала на всех диапазонах стал уже предельно низким… Двухчасовые эксперименты только подтвердили теорию.
На расстояниях прим. 7км связь на СВ была весьма хорошей, при движении были слышны затухания с интервалом в четверть волны, т.е. 2,5м. Выход на поле почти ничего не менял.
На диапазоне 145 Мгц дальность уверенной связи получалась чуть больше, ввиду того, что затухания носили менее выраженный характер и качество модуляции используемых раций было более высокое. Наблюдалось также выраженное усиление уровня сигнала в локальных точках при моём приближении к железобетонному зданию местной больницы, расположенной на расстоянии прим. 300м в сторону от прямой линии между нами. Вот вам и отражение…
В дипазоне же 430 Мгц даже при меньшем удалении затухания при движении были частыми и сильно выраженными. Но не через четверть волны, а хаотическое, скорее зависящее от деревьев и плюс отражёнка от больницы. У меня с собой была ручная 4-элементная направленная антенна на 430. Так вот с её помощью удавались чуть более дальняя связь, но точки ещё надо было поискать… Сигнал пропадал при смещении всего на полшага.
Подчёркиваю: все рации имели мощность 4,5 Вт и родные спиральные антенны, кроме базового YOSANA 2204 работавшего со стационарной антенной GP длиной 2,6м на высоте 5м.
В мае 2003 года то же, но без СВ, было повторено в горах Абхазии, в ущелье реки Аапста. У меня был двухдиапазонный трансивер YAESU FT-817 , а у помощницы – две портативки на 145 и 430Мгц(FT-416 и FT-816). Все - 5Вт.
Со скидкой на неидеальность многодиапазонной антенны от 817-го можно сказать, что результат был немного другой…
Затухания были гораздо менее выражены и явно зависели от перемещений на расстояние в четверть волны на каждом диапазоне.
И, конечно, заметен был эффект отражения радиоволн от скал. То есть на каждом диапазоне находились совсем «глухие» точки, а потом даже при отдалении абонентов друг от друга связь снова восстанавливалась.
Но дальность связи на диапазоне 145 Мгц оказалась всё-же немного больше, чем на 430. Мы слышали друг друга на 145,500 ещё метров 700 после того, как пропала связь на 435,000. Максимальное расстояние достигло примерно 5км по ущелью.
При замене на 817-ом штатной «резиновой» антенны на телескопическую, длиной 1м, на 145 Мгц фирмы DIAMOND дальность заметно возрасла, ещё километра на полтора. Разборчивость же речи до самого упора была хорошей.

Качество модуляции у раций VERTEX VX-210AV и других прфессиональных по сравнению с вышеупомянутыми р/ст ещё выше.

Не хочу утомлять читающих сей опус пересказами о всех подобных опытах, скажу только, что экспериментов со связью при помощи портативных раций я проводил за последние 10 лет множество и результаты чаще всего повторялись.
То есть СВ диапазон хорошо работал лишь в отсутствие помех и на равнинной местности. Рации для него недороги, доступны, но весьма прожорливы и не отличаются высокой надёжностью.
Диапазон 433 Мгц обеспечивал лучшую устойчивость связи в городе, из помещений и в горах. Но «безлицензионные радиостанции» при низкой цене часто имеют невысокое качество модуляции (сравните с качеством голосов, раздающихся на улицах из милицейских раций!) и невысокую мощность. Но при получении радиолюбительского разрешения вы сможете пользоваться 5-ваттными рациями на этот бэнд. Они уже могут быть конструктивно более качественными, то есть ударопрочными, влагозащищёнными, с отличной модуляцией…
Диапазон 145 Мгц лишён недостатков предыдущих двух диапазонов. Хотя он немного более загружен, чем 433, и чуть шумнее.
Радиоволны длиной прим. 2м мало поглощаются осадками, хорошо огибают препятствия и неплохо отражаются от домов и скал.
Не зря ведь именно этим диапазоном пользуются большинство силовых служб, военные, моряки. И даже речевая связь с орбитальными станциями осуществляется на двухметровом диапазоне! Рации на эти частоты бывают ценой от 100 долл. за б/у радиолюбительскую до 300-400 за профессиональные модели, что, конечно, делает их доступными не всем. Но такие цены оправдываются более высокими характеристиками и надёжностью.

И в заключение хотелось бы сказать о такой вещи, как экономичности радиостанций.

У почти всех типов раций есть такая схема, как экономайзер или SAVER.
Это схема, которая на какое-то время периодически отключает бОльшую часть каскадов радиостанции от батареи. Обычно это работает так – 1/3 секунды приёмник включён, потребление 50мА, потом 2/3 сек – выключен, потребление 5мА, и опять так далее. Причём это соотношение может настраиваться в широком диапазоне. От 1/1 до 1/10.
У профессиональных раций типа VERTEX VX-210AV он позволяет достичь потребления тока при приёме всего 8-10мА, у хороших современных любительских – столько-же. У многоканальных СВ раций потребление поболее – соответственно прим. 20 и 80мА!
 

andrik

Участник
Зарегистрирован
Сообщения
134
Реакции
64
Баллы
0
Получается что 433 (не говоря уже о 135) лучше СВ. И стоят не намного дороже даже с оформлением :pardon:. 14 лет назад пользовался СВ (авто и носимые) в течении года. Теперь 135 и 433. Могу с уверенностью сказать за чем выбор.
 
Последнее редактирование:

kola-kola

+7 (9один5) 226 девять371
Зарегистрирован
Сообщения
2,017
Реакции
4,353
Баллы
135
Получается что 433 (не говоря уже о 135) лучше СВ. И стоят не намного дороже даже с оформлением :pardon:. 14 лет назад пользовался СВ (авто и носимые) в течении года. Теперь 135 и 433. Могу с уверенностью сказать за чем выбор.
Как писал поэт: "Каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу....". По поводу регистрации и ответственности здесь.А потом - за 14 лет много воды утекло...:)
 

glebius

Участник
Сообщения
185
Реакции
54
Баллы
0
Значит 433 намного хуже CB, проверено на практике каждым ламером вроде меня. 433 дешевле, регистрации не подлежит. Конечно все с неё начинают, получают пшик и понимают, что надо CB. Не надо читать обзоры, надо пробовать устриц. 433 - полное гуано. Годится только для строителей, чтобы крановщику не криком кричать "вира! майна", а в рацию. Ну может быть для ЧОП сойдёт в пределах небольшой открытой территории.

Про УКВ слышал лестные отзывы от тех, кто её пользует. Но во-первых проблемы с легальностью, во-вторых с кем общаться? С самим собой? Я пока ни одного человека с УКВ даже среди отдалённых знакомых не имею. А c CB их полно. Кроме того в Москве в этом диапазоне работает МСС, а по всей стране дальнобойщики. То есть даже тогда когда я еду одной машиной для меня CB полезна. А по УКВ с кем общаться?
 

andrik

Участник
Зарегистрирован
Сообщения
134
Реакции
64
Баллы
0
Ну если говорить о 433 с выходной мощностью 10 мВт- то да. Но есть и по 5 ВТ. 433 пробивает здания на ура и обеспечивают связь в микрорайоне запросто (3 км плотной застройки и работают из подвалов). СВ- не работают. И на всех 433 и 135-174 есть частоты для экстренной связи. Ну и ниукого из охотников не видел СВ станции.:sad:
 

glebius

Участник
Сообщения
185
Реакции
54
Баллы
0
Таки хотелось бы услышать модель 5 Вт-ной LPD-шки, которая будет работать на 3 км из подвала? :lol:

Что касается CB, которые не работают в городе... Наверное у меня, а также у сотен абонентов МСС, а также у тысяч дальнобоев приключилась массовая галлюцинация - нам всем кажется что оно работает. Причём галлюцинация всех не отпускает уже десятки лет :ROFL:

Вне города мне удавалось устанавливать связь на 50 км на 10 Вт станция без усилителей. Оба конечно были на возвышенностях.
 

andrik

Участник
Зарегистрирован
Сообщения
134
Реакции
64
Баллы
0
Кенвуд 3107 перепрошитый под LPD. В наличии 34 шт. Работают без проблем. P.S Я не говорил что СВ не работают в городе. (имел ввиду из подвалов и в плотной застройке) и касается носимых раций.
 
Последнее редактирование:

Abirvalg

Батька наш Мандела и ЮАР нам мать
Зарегистрирован
Сообщения
105,952
Реакции
426,736
Баллы
135
вроде скоро заберу комплект св.. антенна. радиця и усилок..вспомню детство и начало 90тых)))
 
Сверху