Хочу высказаться по поводу запрета импорта некоторых продовольственных товаров и бурной истерики некоторых товарищей на тему голода и пустых прилавков. Высказываться буду несколько витиевато, но вы поймете, почему я так делаю. Расскажу я про внутреннее устройство продовольственного рынка.
В моей прошлой жизни у меня был очень хороший знакомый, который не очень блистал умом и сообразительностью. Поэтому он всегда был «офисным планктоном», без перспектив мощного карьерного роста. Немного ленивый, немного жуликоватый, немного наглый, в общем типичный «манагер».
И повезло ему какое то время назад устроиться простым негром в одну из продуктовых сетей, не буду называть, какую. Но одну из крупнейших. И тут моему дорогому комраду поперла фишка. Сначала я заметил, что он начал ездить на очень дорогом автомобиле миллионов за 5 рублей. Потом еще что-то напокупал, а некоторое время назад я узнал, что он приобрел себе домик на побережье Франции.
Секрет этого неожиданного роста благополучия весьма обычного и ординарного человека прост. Он устроился в отдел некоторой известной в России продуктовой сети, который отвечает за «полки» и какие товары там будут представлены вниманию покупателей. Так вот. Думаете, что они там стараются представить наиболее качественный товар? Ха! Условие для производителей там примерно такое. Если вы производите прекрасный сыр Пармезан, или прекрасных устриц, или прекрасное сливочное масло, то для того, чтобы попасть на полку, вам надо занести ОТ 100 тысяч долларов. Еще раз подчеркну предлог «ОТ».
Те, кто кричит про голод и пустые полки, должны знать, что к продуктовым сетям СТОИТ ОЧЕРЕДЬ из 100500 производителей сыра «Пармезан», которые с радостью выпихнут конкурента и немедленно займут его место «на полке». Эти производители готовы платить огромные деньги в виде «поощрений», чтобы именно их оливковое масло было в условном Ашане на полке, а не масло их конкурента.
И я вангую, что сейчас уже по всей Москве лихорадочно проходят (а может уже и прошли) непубличные встречи таких вот манагеров с конкурентами европейских производителей продуктов, которые сопровождаются движением чемоданчиков с наличными под столом от одного конца стола к другому. Это клондайк для некоторых менеджеров некоторых торговых сетей, а еще это окно возможностей для тех брендов и производителей, которым не хватило «места на полке», но которые были в шорт-листе и подтвердили свою готовность простимулировать усердие сотрудников торговых сетей за то, чтобы попасть на заветное место.
Поверьте, 10% рынка, которые освободились одномоментно, будут заняты не менее качественными (а, вероятно, и более качественными) продуктами немедленно. Ключевое слово — НЕМЕДЛЕННО. Я даже уверен, что эти места УЖЕ заняты, а чемоданы наличности УЖЕ проделали правильный путь. Проблема сегодняшнего дня не в производстве продуктов, а в их сбыте. Произвести кусок сыра каждый дурак сможет, а донести его до покупателя, продать его очень тяжело.
И это самое ограничение по импорту на год весьма символично. Его можно было, в принципе, вводить даже не на год, а на 3 месяца. Ибо свято место пусто не бывает и потом, спустя отведенное время, производителям продуктов из стран, так бодро поддержавших санкции в отношении России, будет зайти обратно на полки либо очень дорого, либо вообще невозможно.
Петр Шкуматов :scratch_one-s_head: