По п. 30.14.1 Правил рыболовства для Волжско–Каспийского рыбохозяйственного бассейна (утверждены Приказом Федерального Агентства по рыболовству от 13.01.2009г. №1)
- действующая редакция «Запретные для добычи вылова водных биоресурсов места:
Волжское предустьевое запретное пространство за исключением рыбопромысловых участков, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства»
- принятые изменения «запрещается организация любительского и спортивного рыболовства в Волжском предустьевом пространстве, а также за его южной границей».
На сегодняшний день в границах Волжского предустьевого запретного пространства для организации любительского и спортивного рыболовства используется 80% всех рыбопромысловых участков, предоставленных для этих целей в Астраханском регионе. Запрет организации любительского и спортивного рыболовства ликвидирует отрасль туризма в регионе. В настоящее время в Волжском предустьевом пространстве, а также за его нижней границей зарегистрировано 211 субъектов туристской деятельности, среднесписочная численность работников которых, занятых в сфере рыболовного туризма, составила 4068 человек (по состоянию на 31.12.2008 года), налоговые поступления по видам налогов составили 188 млн. 046 тыс. руб. Неналоговые поступления от оказания государственных услуг по распределению квоты для любительского и спортивного рыболовства в 2008 году составили 7,1 млн. руб. Инвестиции от туристской деятельности составили в 2008 году более 700 млн. рублей.
Сейчас, в условиях глобального финансового кризиса, туристическая отрасль испытывает спад инвестиционной волны и, в соответствии со Стратегией социально – экономического развития Астраханской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), необходимо увеличение масштаба и качества предоставления услуг в области рыболовного туризма до уровня, соответствующего лучшим мировым образцам.
Сложившийся образ Астраханской области как южного центра спортивного и туристского рыболовства в России, а также наличие биологических ресурсов являются главными факторами развития современного эффективного конкурентоспособного рыболовного туризма обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.
На фоне постоянно обостряющейся кризисной ситуации, постоянной работы над разработкой антикризисных мер предлагаемые изменения уже создают напряженную обстановку среди многочисленных организаций астраханского региона, деятельностью которых является организация любительского и спортивного рыболовства.
Если последствия для любительского и спортивного рыболовства как сферы малого предпринимательства ясны, то не совсем понятны юридические последствия принятия таких изменений. Рыбопромысловые участки, находящиеся в зоне Волжского предустьевого запретного пространства, используются предпринимателями на основании договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства. Сейчас данные договоры являются действующими, более того объявлены дополнительно конкурсы на право заключения таких договоров на участки, также находящиеся в границах Волжского предустьевого запретного пространства. Запрет организации любительского и спортивного рыболовства в Волжском предустьевом пространстве приведет к коллизии договорных норм и норм Правил рыболовства Волжско-каспийского рыбохозяйственного бассейна. Лица, которые правомерно, на законных основаниях получили возможность организовывать любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках в зоне Волжского предустьевого запретного пространства ранее вступления в силу Правил не могут быть лишены такого права. Данная коллизия неизбежно решается в пользу пользователей рыбопромысловых участков: российское законодательство не позволяет принимать нормативно-правовые акты, ухудшающие положение субъектов существующих правоотношений, действует принцип свободы договора, согласно которому любые изменения условий договора при надлежащем исполнении сторонами своих обязанностей производится по соглашению сторон, тем более принятие решения о расторжении такого договора.
Понимая необходимость принятия всяческих мер по сохранению водных биоресурсов, заявляем о том, что любительское и спортивное рыболовство не приносит никакого ущерба для увеличения популяций видов водных биоресурсов. Квоты на данный тип рыболовства составляют 1% от квот для промышленного рыболовства.
Следует учесть и принятые на данном Ученом совете изменения п. 30.14.5 Правил, которые и так установят дополнительное ограничение на вылов рыбы: «вылов рыбы спортивными и любительскими орудиями лова не должен превышать 5 кг на одного рыболова в сутки».
Более того, запрет за южной границей Волжского предустьевого запретного пространства только! для любительского и спортивного рыболовства, оставляя право промышленному рыболовству беспрепятственного вылова за южной границей, ведет к прямому нарушению ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» которая устанавливает: «Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами».
На основании вышеизложенного, считаем целесообразным оставить пункт 30.14.1 раздела V «Правил рыболовства для Волжско – Каспийского рыбохозяйственного бассейна» без изменений, а предложения по изменению п. 30.14.1 Правил признать необоснованными.
Помимо всего прочего считаем необходимым рассмотреть следующие предложения:
Предлагается добавить в п. 29. Виды запретных орудий и способ добычи (вылова) водных биоресурсов во всех водных объектах рыбохозяйственного значения Волжско – Каспийского рыбохозяйственного бассейна запрет при любительском и спортивном рыболовстве лова рыбы с использованием электротока и химических веществ.3. Предлагается в подп. «б» п. 29: При любительском и спортивном рыболовстве запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов:- на дорожку (троллинг) с применением паруса и мотора с использованием более двух приманок;- жаберным способом ( при использовании «жмыхоловок», «комбайнов»);изложить указанные пункты в следующей редакции:При любительском и спортивном рыболовстве запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов:- на дорожку (троллинг) мускульной силы, паруса и мотора с использованием не более 2-х искусственных приманок;
- жаберным способом (при использовании «жмыхоловок», «комбайнов» с количеством крючков более 2 штук).
4. Предлагается добавить вп. 30.14.4 к разрешительным видам орудий добычи водных биоресурсов ружья и пистолеты для подводной охоты. Данные виды орудий являются традиционным для подводной охоты и более того не запрещены в других регионах. Астраханская область не может быть исключением и в данной ситуации.
Примечательно, что данные предложения уже направлялись в Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, однако почему то на рассмотрение Ученого совета вынесены не были. Складывается впечатление, что часть принятых изменений лоббирует интересы конкретных организаций и должностных лиц, осуществляющих свою деятельность в области промышленного рыболовства, что не допустимо в том числе и с точки зрения сохранения водных биоресурсов.
Директор Р.А. Бедиров