• Дорогой друг! Ты не зарегистрирован у нас на форуме.

    Возможность просмотра многих тем требует регистрации на форуме.

    Не поленитесь - зарегистрируйтесь, затратив всего несколько минут.


    Администрация Абырвалг.НЕТ

Астрахань старинная)))

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0
Это не мое,из инета.Мож кому будет интересно:pardon:
Ловецкие сёла

Слово «ловец» до 30-х годов XX в. было широко распространено в нашем рыбацком крае, т.к. этим словом называли людей, занимающихся выловом рыбы. Слово «рыбак» употреблялось крайне редко и имело дополнительное значение - торговец рыбой, скупщик рыбы. Всякий уважающий себя ловец занимался только выловом рыбы и не связывался с её продажей, считая этот род занятий чуждым своему ремеслу.

А ремесло это возникло одновременно с появлением древнего человека в низовьях Волги. Обилие рыбы удивляло современников в XVIII в., что же тогда можно было говорить о более древних временах! Археологические находки I-II тысячелетий до новой эры - рыболовные крючки, грузила, гарпуны свидетельствуют о том, что рыбалка была одним из распространённых видов хозяйственной деятельности. Ловили рыбу и в Золотой Орде, но уже на железные крючки, которые в изобилии встречаются в культурном слое XIII - XV вв.

С приходом русских на Нижнюю Волгу рыболовство было поставлено на промышленные рельсы. О «тяжёлом» рыбном запахе, витающем по улицам русской Астрахани, в 1558 г. писал А. Дженкинсон, утверждавший, что вешала с вялившейся рыбой стояли чуть ли не в каждом дворе этого города.

Рыбацкие тоня близ Астрахани. Конец XIX века

Первыми сельскими поселениями государственного порядка, по мнению Н. Васькина, следует, видимо, считать учуги. Учуг представляет собой сплошной бревенчатый частокол поперёк реки для задержания и лова, главным образом, красной рыбы. В подводной части учуга устанавливались решетчатые щиты. В этой конструкции были и специальные учужные избы или дворы, откуда ловцы выбирали заходившую туда рыбу. Постоянные учуги делали из свай, связанных верёвками, а сверху во всю длину устраивали помост, по которому могли ходить рыбаки. Такие учуги существовали и до присоединения Астраханского ханства к Русскому государству, но только с приходом русских они превратились в целые населённые пункты.

В XVII в. на берегах Волги, на её протоках и рукавах, неподалёку от Астрахани, возникло более десятка учугов: Чурка, Камызяк, Бузан, Иванчуг, Урустоба, Басарга, Увары и др. Работали на учугах наёмные люди, но вскоре штат пополняют государственные поселенцы
- бывшие преступники и колодники. В конце XVII - начале XVIII вв. учуги становятся крупными рыбопромысловыми хозяйствами. Станы возле учугов обрастают хозяйственными и бытовыми постройками, на некоторых учугах возводят церкви. Однако не всем учужным поселениям суждено было превратиться в сёла. Иванчуг, Увары, Чаган и Камызяк сохранили свой сельский статус, в то время как остальные прекратили своё существование и были оставлены жителями, «понеже, что лов рыбы пресекся».

Росту ловецких сёл способствовала и помещичья колонизация края. С 1785 г. помещики стремились приобрести не только земли в Астраханской губернии, но и, в первую очередь, рыболовные воды. В 1797 г. князю Куракину были подарены в вечное владение учуги и рыбные ловли Астраханские, Чуркинские и всего астраханского купечества. Доход от этих вод в 1805 г. оценивался в один миллион рублей. Граф Кутайсов в 1799 г. приобрёл Эмбенские воды со всеми устьями и островами в море. К 1800 г. воды и земли у Волги и Каспийского побережья на 90% стали собственностью дворян. Свободный ловец и купец-промышленник вынужден был арендовать воды или уходить в море, если размер аренды был уж слишком высок.

Одними из богатейших купцов, сколотивших своё состояние на лове рыбы, были купцы Сапожниковы. Они арендовали воды князя А.Б. Куракина с обязательством выплачивать последнему по 350 тысяч рублей в год. С приходом крупного купечества старые учуги преображались: появлялись новые постройки, преображались церкви. Так, на Чаганском учуге был выстроен «красивый, в новейшем вкусе отдельный павильон, окружённый великолепною колоннадой». Павильон был построен к ожидаемому в 1825 г. визиту императора Александра I. Находясь под сенью этого здания, царь смог бы наблюдать «забойку, или лучше сказать, хитрую западню, построенную из свай поперёк протока - для удобнейшего уловления рыбы». Однако визит императора был перенесён в Таганрог и государь не смог полюбоваться учужным способом лова.

Исторический дом на старинном Житнинском промысле, где останавливался и смотрел на рыбную ловлю и на море император Александр II.

В 1822 г. Сапожниковы купили все рыболовные воды, ватаги и промыслы у надворного советника Варвация. Жемчужиной этой покупки стал Икрянинский промысел. Вначале это урочище с землями и водами было отведено в 1785 г. статскому советнику Смирнову. На них возле бугра «Два Брата» располагалась небольшая рыболовная ватага. Слово «ватага» имело несколько значений. Это могло быть рыболовецкое и рыбообрабатывающее предприятие (завод) на берегу водоёма. Могло означать место, где производится постоянный лов рыбы (тоня). Ватагой называли и артель ловцов, а также постройку, где эта артель обитала.

В 1790 г. урочище вместе с землями и водами, рыболовной ватагой передали графу ДА Зубову, кото7ый вывез из своих центральных поместий 7 душ крестьян и поселил в новоприобретённых землях. Селение стало называться Икряным. В 1801 г. эти земли купил Варваций. В 1812 г. наверняка, не без усилий своего владельца, Икряное выглядело следующим образом: «В конце главной улицы стоит деревянная церковь. Она окончательно уже отделана, с иконостасом и прочей утварью. Все дома доведены до настоящего вида и пристойности. Сверх того, назначено построить при начале улицы помещичий дом, на который потребный лес уже приготовлен».
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0
В 1853 г. академик К.М. Бэр отправился в своё первое путешествие по Нижней Волге. В своём отчёте Бэр писал уже о 24 ватагах, принадлежавших Сапожникову: «Икряная -здесь ловят сетями и вытапливают рыбий и тюлений жир; Харбай; Образцова - частиковая и красная рыба; Благодатная - красная рыба; Житная – красная рыба; Оранжерейное, Лагань - красная рыба; Чулпан - частиковая рыба; Маковская, Тумакская, Цветная, Ниновка, Чаган, Камызяк, Иванчуг,Увары...». Бэр посетил почти все Сапожниковские промыслы, где его принимали с большим почётом и давали самую подробную информацию по интересующим академика вопросам. Свои впечатления о поездке Бэр изложил в своих дневниках и с особой теплотой вспоминал об угощениях: «Один кусочек волжской стерлядки на изящной вилочке стоит путешествия». Посещал сапожниковские промыслы и император Александр II. Хлебное название села – Житное, никак не было связано с его традиционным занятием. Село выросло из армейского магазина и складов для жита, которые повелел построить Пётр Великий в 1722 г. Кстати, на побережьи Каспия таких провиантских складов в преддверии знаменитого Персидского похода было выстроено достаточно, многие из них послужили местом поселений для ловцов уже в самом начале XX в. (Бирючья Коса и др.).

Резка рыбы. Конец XIX века.

На Житнинский промысел император прибыл 5 сентября 1871 г. К визиту царя готовились особо: был выстроен павильон, специальный промысловый плот и красивая пристань на сваях. Промысловый плот был разделён на два отделения: одно занимала икорная палатка, во втором располагался бассейн со всеми видами рыбы, водившейся в рыболовных водах Сапожникова. Здесь же находились столы с различными сортами рыбьего клея и визиги, а также моделями ловецких и промысловых лодок, рыболовными принадлежностями. Часть стены у плота была демонтирована, и здесь открывался живописный вид на Волгу и большой невод, в который по такому торжественному случаю напустили 6 тысяч штук различной рыбы.

Императору продемонстрировали резку и разделку рыбы, процесс приготовления икры, а затем он посетил павильон, где выпил чашку чая. Эта чашка как семейная реликвия хранилась в семье Сапожниковых многие годы. В 1913 г. ещё один промысел Сапожниковых - Оранжерейное - посетили представители царствующей династии. «Вся набережная промысла была убрана оградою, составленною из полутарок и забрана красиво подобранными сетями, а в середине у пристани была устроена по рисунку художника арка из колонны с инициалом великой княгини Марии Павловны и орудий рыболовства, искусно задрапированных сетями».

Высочайшие гости осмотрели плот, где им показали весь процесс приготовления икры, а затем позавтракали в двухэтажном деревянном особняке с галереей - резиденции семьи Сапожниковых. Рядом с домом имелось ещё несколько зданий, которые занимала контора фирмы и жил управляющий промыслом. А управлял сапожниковским промыслом Василий Михайлович Корнеев, уроженец Чёрного Яра. Василий Михайлович происходил из крестьянской семьи, учился сначала в церковно-приходской школе, затем поступил в уездное училище. Пожар привёл в бедственное положение хозяйство семьи Корнеевых, и она переехала «в низа», на промыслы Сапожникова. Корнеев прошёл весь путь, начиная с неводной тяги и заканчивая управляющим промыслом.

Должность, в какой-то степени, полицейская, не вызывающая симпатии у трудового человека. Но В.М. Корнеев, после национализации Оранжерейнского промысла в 1918 г., был избран самими рабочими директором единогласно! В тяжёлый 1919 г. промысел работал нормально, несмотря на то, что не было горючего и запасных деталей к баркасам, отсутствовала бондарная тара, недоставало парусов, одежды, хлеба. Промысел выжил в эти трудные времена только благодаря организаторскому таланту и опыту Василия Михайловича Корнеева.

В 1922 г. на промысел напали бандиты, потребовав у директора ключи от складов, где хранились хлеб, мука, рыбные припасы. Корнеев отказал бандитам, и они, не раздумывая, вынесли ему смертный приговор, который тут же привели в исполнение. Тогда же в 1922 г. служащие и рабочие областного Рыбного управления Астраханского края установили перед бывшей конторой Сапожниковых бюст «Стойкому бойцу на трудовом фронте, человеку долга, чести и самоотверженности, безвинно погибшему от рук бандитов, - Василию Михайловичу Корнееву».

В начале XX в. на побережье уходящего Каспия стали появляться новые ловецкие сёла, которые в те же времена назовут «самовольными». Бирючья Коса, Разбугорье, Вышка, Рынок и другие будут привлекать всё новых и новых людей, ищущих счастье и средства к существованию в начале XX века. Население этих сёл занималось не менее тяжёлым морским ловом, боем тюленей и добывало свой хлеб потом и кровью. Как, впрочем, и все те, чья жизнь связана с волжскими просторами и тяжёлым трудом ловца.

Ловецкий труд диктовал особый уклад жизни, мировоззрение, обрядность, терминологию. Многие астраханские писатели посвящали свои произведения тяжёлому труду ловцов, бережно фиксируя детали быта этого значительного класса астраханского общества.

В словаре «Астраханские словечки» можно встретить немало интересных речевых оборотов, которые и по сей день находят применение в нашей жизни. К сожалению, ушли в прошлое обряды и детские игры, связанные с особенностями ловецкой жизни, так же, как и само слово «ловец», превратившееся в угоду времени в неколоритное слово «рыбак».
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0



Старая школьная песня под гитару
Сквозь бури и шторм
Несмотря ни на что
Идем к своей цели вперед
И ждет нас в море богатый улов,
А может и гибель нас ждет.

Горька наша жизнь,
Но горька и судьба
Детей, что остались вдали
И хочется нам, чтобы эту судьбу
Они так же гордо несли.

Не надо о нас горевать и грустить
Нам шторм панихиду споет,
Для тех, кто умеет там жить и любить
Не страшен и смерти приход.

Страна восходящего солнца, прощай
Пусть ляжет на землю печаль
Любимые наши пусть вспомнят о нас
Прощай наш берег, прощай!
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0
И несколько легенд
Сказка о Тумане

В город, который стоял на берегу моря, повадился летать Змей-Горыныч. Каждый раз он уносил с собой прекрасных девушек и уничтожал красивые высокие дома. Совсем не осталось в городе домов с высокими теремами. Девушки боялись. Каждая только и думала, что завтра ее унесет Змей-Горыныч. Не было счастья и радости у жителей этого города. Матери плакали о своих дочерях. Отцы, мужья, братья думали о том, как бы расправиться со Змеем-Горынычем. Многие выходили с ним на бой, но никто не сумел победить его.
Настало время уходить мужчинам в море. Жалко им было оставлять свой семьи и город. А выезжать на ловлю рыбы надо. Не пойдешь — семье нечего будет есть, нечем жить. Вышли они на своих посудинах в море, а тут их ожидало только несчастье. Несколько раз закидывали они свои невода, но каждый раз вытаскивали их из воды пустыми. Наконец, в один из неводов попала лишь единственная маленькая рыбка. «Зачем она нам? — подумали рыбаки. — Ни ухи из нее не сваришь, ни засолишь ее. Лучше выпустим рыбку опять в море». Как подумали, так и сделали. А рыбка-то, оказывается, была не простая, а дочь морского царя. Приплыла она к отцу, рассказала обо всем, что с ней случилось. Морской царь решил отблагодарить рыбаков за их доброту и послал в их сторону много-много разной рыбы. Только закинут рыбаки сети, а они уже полны рыбой.
Потом морской царь собрал к себе всех русалок и велел им петь свои песни рыбакам. Царь приказал русалкам спросить рыбаков, что им еще надо.
Как только появились на небе первые звезды, русалки запели свои песни, а потом спросили рыбаков, что им еще надо. Рыбаки услышали и не поверили русалкам.
На второй день снова русалки пели им свои песни, и тот же вопрос повторили, но рыбаки молчали. Они не верили им.
В третий день запели русалки свои песни. Рыбаки задумались: «Значит, неспроста поют они песни и спрашивают, что нам еще надо. Может, стоит рассказать им о нашем горе».
И рассказали рыбаки о своем несчастье.
Русалки обо всем поведали морскому царю. Задумался морской царь: чем и как он может помочь рыбакам? Его дружина морская ведь не может на суше сражаться. Сам он живет тоже только в воде. Думал царь, думал и придумал. Собрал он русалок и велел передать рыбакам, что каждый раз, когда в их город будет лететь Змей-Горыныч, морской царь будет дышать на город и закрывать его туманом от взоров Змея.
Так оно и стало. С тех пор ни одной девушки не смог унести Змей-Горыныч, не уничтожил ни одного дома в городе.
Одно время мужчины собрались вместе и общей силой убили Змея-Горыныча.
А морской царь до сих пор дышит на город туманом, прикрывает его и людей от всех врагов.

На реку спускается туман
 

Водяной 2002

Баламут и пьяница
Зарегистрирован
Сообщения
1,537
Реакции
2,179
Баллы
0
Сквозь бури и шторм
Несмотря ни на что
Идем к своей цели вперед
И ждет нас в море богатый улов,
А может и гибель нас ждет.

Горька наша жизнь,
Но горька и судьба
Детей, что остались вдали
И хочется нам, чтобы эту судьбу
Они так же гордо несли.

Не надо о нас горевать и грустить
Нам шторм панихиду споет,
Для тех, кто умеет там жить и любить
Не страшен и смерти приход.

Страна восходящего солнца, прощай
Пусть ляжет на землю печаль
Любимые наши пусть вспомнят о нас
Прощай наш берег, прощай!
Рустам... называется она не "Песня каспийских осетров" случайно???)))
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0
Сказка о Чайке

Чайки бродят по песку
Морякам сулят тоску..
И пока не лезут в воду
Штормовую жди погоду!
(морская примета)

"Есть на Каспийском море остров, когда-то на нем находился рыбацкий посёлок. Среди жителей был юноша – сирота. По соседству с ним жила девушка, мать которой давно умерла, и она жила с отцом. Юноша и девушка дружили, а рыбу он ловил в одной лодке с её отцом.
Как-то отец девушки заболел. Молодой рыбак отправился, на лов один. Подул ветер, а затем разыгрался страшный шторм. Юноша с лова не вернулся. Поискали-поискали его в море, погоревали жители поселка и решили, что он погиб.
Девушка решила погадать о милом. Старушка, к которой она обратилась, раскрыла карты и сказала, что он жив, и посоветовала поехать в дальний приморский поселок.
— Есть там, — сказала старушка, — один человек. Он поможет тебе разыскать любимого.
Девушка отправилась в путь, разыскала старика и рассказала о своем горе. Тот открыл книгу и сказал:
— Твой милый жив. Но он спит непробудным сном на одной из морских отмелей. Найти его можно. Только нужно плыть на восход солнца. Не собьешься — приедешь прямо к этой отмели. Разбудить его от непробудного сна можешь только ты. Но помни: не говори ни слова; сама на отмель не вставай. Ступишь на берег — никогда его больше не увидишь.
Девушка поблагодарила старика чем могла и возвратилась в свой поселок. Вскоре она собралась в дорогу. Захватила пресной воды и провизии и сложила в лодку. А утром, как только взошло солнце, она с попутным ветром отправилась в путь. Через много дней она заметила вдалеке отмель. Приблизившись к ней, она увидела, что там лежит человек. Девушка узнала своего милого. От радости она забыла предостережение знахаря и воскликнула:
— Милый!
Она успела поцеловать его, а сама тотчас повисла в воздухе. Молодой рыбак очнулся, встал и увидел перед собой знакомую лодку да чайку, которая вилась над его головою. Чайка низко летала и кричала, а что — понять рыбак не мог".
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0
Божье наказание

Соверешенно жуткая история, случившаяся у самого Каспийского моря в одном старинном селе...

Было это давно, еще в первой половине 20-го века в одном из астраханских сел, расположенном рядом с Каспийским морем. В тот день была светлая воскресная Пасха. Народ напек куличей, накрасил яиц и готовился славить воскресение Иисуса Христа. Но девять молодых парней решили не откладывая дело в долгий ящик, проверить ставные сети на взморье, чтобы рыба, набившаяся в сетки за ночь не пропала. Их начали отговаривать - дескать не дело на Пасху работой заниматься. Но рыбаки не стали слушать суеверных старух. Сели в большую лодку и поехали всей толпой.

Но ни к обеду, ни к вечеру они не вернулись. Родные стали беспокоится, а на следующее утро переполошилось все село - как так, исчезло столько молодых людей, а пути'на на носу! Кто-то подсказал, где можно искать установленные сети. И мужчины поехали на поиски. Недолгим было их плавание, потому что они сразу наткнулись на большую лодку вчерашних рыбаков. И тут им открылась страшная картина - семеро парней как сидели в лодке, так и застыли на своих местах с выражением невыносимого ужаса на лицах. Застыли в буквальном смыле слова - все они были мертвы. Еще двое парней обнаружили утонувшими и запутавшимися в сетях с тем же выражением ужаса на лице.

И никто не мог объяснить причину этих странных смертей. Тогда в стране были тяжелые времена репрессий, и сельчан работники НКВД, которые приехали разбираться с происшествием, предупредили - не болтайте, забудьте про этот случай.
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0
(Водяной 2002) Дим не знаю:pardon:
 

Rusya

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
13,745
Реакции
18,188
Баллы
0
Вот ты все ща порассказываешь!!!:wink: Для рассказов у костра пару страшилок оставь!!!:biggrin::drinks::drinks::drinks:
 

che.pasha

... дикий ...
Зарегистрирован
Сообщения
1,635
Реакции
1,819
Баллы
135
Zahar:
СПАСИБО!!!
Настальгия по Родине!...:drinks:
Эх...............................................
 

Abirvalg

Батька наш Мандела и ЮАР нам мать
Зарегистрирован
Сообщения
105,952
Реакции
426,737
Баллы
135
красотааа!!!
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0
Старинные ловецкие фотографии из репринта книги "Очерки рыболовства по реке Волге и берегам Каспийского моря" Астрахань, 1856 год.

Перевозка рыбы на рыбных промыслах.

Косовые на Волге.
(Косна'я, ко'сная, коcовая лодка, ж (устар.) Легкая парусно-гребная лодка длиной до 9 и шириной до 3 аршин (аршин - 71,1 см) , имевшая от 3 до 6 пар весел и две съемные мачты с косыми гротом и фоком, использовалась для разъедов (Кузмищев, Даль))...

Рыбный промысел. Чинка невода.

Приемка рыбы.

Плавучий рыбный завод..
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0

Приемка рыбы.

Промывка и уборка рыбы.

Работники рыбного промысла.

Рыбная пристань на реке Кутум в Астрахани.

Пробивка черной икры.

На рыболовецкой тоне.
Тоня', ж. 1. Участок водоема, охватываемый во время лова рыбы неводом (см. предыдущие страницы). 2. Вся операция, начиная с замета невода и кончая выборкой его на берег. 3. Ватага, рыбалка, участок на берегу реки, где ловят рыбу и живут рыбаки (Клыков)..

Посадка рыбы в прорезь.
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0
Первый город Хаджи-Тархан (Хаджтархан, Хаджи-Тархан, Хайдар - Хан, Гадже дорахан (торахан), Торги - Ихан, Азторхан, Аджарха, Аштархан, Хозиторокан, Хазтарокан, Азторхан, Цитрахан, Астрахан, Ахторокан, Хазтарахан), построенный еще при татаро-монгольском иге, в Византии и зарубежных странах называли Цитраханью. Было еще название - «Ас-Тархан» в честь воинственных племён – асов, за боевые заслуги получивших от Бату-хана тарханную грамоту, Гмелин считал, что город был назван Аджи Дарханом в честь богомольца, который совершил хадж в Мекку. Город был построен на Шареном бугре, на правобережье, позже разрушен и ныне покоится на дне Волги, когда в силу эффекта Кориолиса правый берег Волги (Итиля) подмыло и река похоронила остатки Цитрахани. Цитрахань осталась только на старинных картах. Это самая старая карта:


На поздних картах Астрахань называлась по современному, но расположение иногда оставалось правобережным:





Астрахань, художник Доливо-Добровольский, 1879 год.
 

Zahar

Проверенный
Зарегистрирован
Сообщения
3,368
Реакции
18,953
Баллы
0
Маяк времен Петра 1. Самое южное село Астраханской области - Вышка


О поселке Вышка

При строительстве в 1761 году маяка на Каспийском море было положено началу новому населенному пункту – посёлку Вышка. Откуда пошло название села Вышка и когда она образовалось неизвестно. Известно, что маяк появился на этом месте благодаря Петру Первому, который показал на остров и сказал: «Быть сему здесь маяку». Впоследствии маяк построили. Сначала деревянный, потом – каменный. Какое – то время на нем стоял мигающий фонарь. К маяку приставали пароходы, шедшие из Рынка, Воскресеновки, Яндык, Промысловки. В гражданскую войну фонарь сняли. В 1928 году вода начала резко убывать, маяк оказался далеко от воды.

Из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

Четырех-бугорный маяк

Астраханской губернии и уезда, в 120 верстах к юго-западу от города, у самого взморья, на бугре, носящем название Вышки, ниже уровня океана на 49 футов. Маяк высотой в 28 саженей; свет его виден за 35 верст. Свое название он получил от четырех бугров, на которых расположено 5 поселков, известных под общим именем Ч.-бугоринского села. Поселки начали заселяться с 1780 г. крестьянами из разных губерний, привлекаемыми рыбным промыслом. Во всех 5 поселках 4103 жителя; из них наибольший — Рынок — имеет 8 лавок и 3 питейных заведения.
 
Сверху