Первая в истории подледная и подводная выставка художника-
дайвера Дениса Лотарева «Глубокая заморозка» будет постепенно поглощена Белым морем
Основоположником подводной живописи в мире считается Андре Лабан, сподвижник Жака-Ива Кусто, инженер легендарного судна «Калипсо», художник и аквалангист. В 1965 году команда начала знаменитый эксперимент по испытанию плавучего дома, построенного на глубине 100 метров вблизи Монако в рамках программы по освоению морских отмелей «Преконтинент». Именно тогда Андре Лабан обратил внимание на то, какой непередаваемый цвет открывается человеческому глазу на глубине. Так началось его увлечение подводной живописью. А после ухода Кусто подводная живопись стала основным занятием Лабана.
Инициатор подледной выставки Денис Лотарев — последователь Андре Лабана в области подводной живописи. Он окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт им. И. Е. Репина (Академию художеств), занимался каллиграфией и созданием рукописных книг, а также дайвингом. С 2008 года пишет картины в глубинах Черного, Красного и Белого морей. В 2014 году, когда Андре Лабан привез свои работы в Россию и представил их в Большом зале Русского географического общества, Денис Лотарев также принял участие в этом проекте, показав несколько своих работ рядом с работами Лабана.
Вода в 800 раз плотнее воздуха, и в ней содержится живая и неживая органика, хлорофилл, различные минералы, микропузыри кислорода, там есть разница температур и т. д. В науке есть раздел «оптика океана», который изучает все эти свойства воды
— Я занимаюсь творчеством под водой более тринадцати лет. Со временем я стал замечать, что объекты, которые я создаю под водой, и выглядят интереснее тоже под водой, а не в привычном выставочном пространстве. Дело в том, что на глубине существуют оптические иллюзии, меняющие привычное восприятие видимого объекта, в данном случае произведения искусства, — рассказал “Стимулу” Денис Лотарев. — Вода в 800 раз плотнее воздуха, и в ней содержится живая и неживая органика, хлорофилл, различные минералы, микропузыри кислорода, там есть разница температур и так далее. В науке есть раздел “оптика океана”, который изучает все эти свойства воды. Кроме оптических свойств, человек во время погружения как бы уходит от привычного восприятия своего тела в пространстве. Как правило, дайвер с опытом погружения хорошо владеет плавучестью и его тело не чувствует на себе влияние гравитации, находясь в толще воды, и это уже сродни невесомости. Таким образом, и мозг начинает работать по-другому. Поэтому для меня важно вызвать у зрителя новые эмоции. Организовать эту ситуацию для нового восприятия произведений искусства. Так и возникла идея сделать выставку в ледяной воде и подо льдами в Белом море.
Художник Денис Лотарев — последователь Андре Лабана в области подводной живописи. Он окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт им. И. Е. Репина (Академию художеств), занимался каллиграфией и созданием рукописных книг, а также дайвингом
Виктор Лягушкин
Впечатления вынырнувших посетителей
Денис опасался, что необычное место проведения выставки сильно ограничит число посетителей, так как для входа на вернисаж требуется выполнить не очень распространенное условие: нужно быть сертифицированным дайвером. «Я волновался, что такая локация выставки сильно ограничивает посещаемость. Но благодаря туристическому центру “Полярный круг”, на территории которого проходит “Глубокая заморозка”, люди ныряют и смотрят выставку каждый день», — рассказал художник.
«Стимул» отыскал посетителей подледной выставки и расспросил их о впечатлениях. Врач, фотограф, дайвинг-инструктор, основатель первого в Петрозаводске дайвинг-центра «Онего» Дмитрий Беленихин был в числе первых посетителей выставки и даже выступал в роли экскурсовода. По его словам, одни и те же произведения в разные дни выглядят совершенно по-разному. «Ты видишь их в свету, в сумерках, в луче фонаря, неподвижными, раскачивающимися на течении, с проплывающими мимо морскими обитателями или в безжизненном пространстве. Сюжеты произведений встраиваются в этот подводный мир, как будто смотришь через увеличительное стекло, а иногда диссонируют с ним, в любом случае не оставляя равнодушным», — поделился он.
В экспозицию включены шесть больших живописных картин из серии «Гидрокосмос», созданных автором под водой Белого моря, с использованием традиционного льняного холста, масляной краски из минеральных пигментов и деревянных подрамников, а также подводная скульптура и инсталляции из серии «Эль-Ниньо»
В экспозицию включены шесть больших живописных картин из серии «Гидрокосмос», созданных автором, по его словам, под водой Белого моря, с использованием традиционного льняного холста, масляной краски из минеральных пигментов и деревянных подрамников, а также подводная скульптура и инсталляции из серии «Эль-Ниньо». В переводе с испанского «Эль-Ниньо» означает «малыш, мальчик». Это название носит явление колебания температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, которое влияет на климат на планете. Это же название используют и для обозначения смещения нагретых поверхностных вод к востоку. В серии «Эль-Ниньо» художник использовал стилизованные биоформы морских микроорганизмов. Они собираются в некие конструкции — биоархитектурные химеры. В этой серии присутствуют и антропоморфные образы — это ползающие младенцы-пупсы или зародыши, свисающие на собственной пуповине. Белый цвет фигур символизирует обесцвечивание — признак гибели коралловых рифов.
Художник отметил многозначность выбора пластика в качестве материала. С одной стороны, он «технически проще в использовании, в отличие от бетона или бронзы», а с другой — всё отчетливее становится символом загрязнения окружающей среды.
В серии «Эль-Ниньо» художник использовал стилизованные биоформы морских микроорганизмов. Они собираются в некие конструкции — биоархитектурные химеры. В этой серии присутствуют и антропоморфные образы — это ползающие младенцы-пупсы или зародыши, свисающие на собственной пуповине. Белый цвет фигур символизирует обесцвечивание — признак гибели коралловых рифов
Виктор Лягушкин
Всюду пластик
Экспонаты выставки, по мысли Дениса Лотарева, говорят о проникновении пластика во все уголки Мирового океана. «Сейчас, увы, не осталось места на Земле, где не был бы обнаружен микропластик. Я погружался в разных акваториях планеты, и не было ни одного места, где я не видел бы лежащего на дне пластикового мусора. Думаю, сейчас крайне важно говорить о проблемах экологии посредством искусства», — отметил он.
Руководитель проекта «Открытый океан», ведущий научный сотрудник Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Мария Гаврило
ocean-media.su
Руководитель проекта «Открытый океан», ведущий научный сотрудник Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Мария Гаврило считает искусство довольно действенным способом привлечения внимания к теме экологии и, в частности, к теме заражения Мирового океана пластиком. «Все способы имеют право на жизнь, каждый обращен к своей аудитории», — отметила она в беседе со «Стимулом». По ее наблюдениям, молодежь активнее откликается на экологическую тематику. «Люди постарше предпочитают не видеть проблему, не считать ее актуальной и не признавать себя причастными к ней».
На протяжении ряда последних лет Мария Гаврило изучает заражение Арктики пластиком. Впервые, по ее словам, макро- (мусор) и микропластик (крошечные частички) обнаружены в Арктике во время экспедиции 2017 года на Землю Франца Иосифа. Пластиковый мусор был везде, даже на самом северном острове архипелага — острове Рудольфа. Во время экспедиции 2018 года масштаб загрязнения архипелага оказался заметно больше. В 2020 году пластиковый мусор был выявлен на островах архипелага Северная Земля и на островах Карского моря.
Ученые в своей работе использовали лейблы на обломках пластиковых предметов и упаковок места их производства. «Это были лейблы из Дании, Голландии, Франции, Великобритании, Норвегии», — отмечает Мария Гаврило. Норвежских лейблов было больше всего.
Если сравнивать зараженность пластиком Арктики, то, по оценке Марии Гаврило, она здесь пока в 10–100 раз меньше, чем в южных морях. «Самое пугающее — темпы роста. Распространение загрязнения пластиком идет очень быстро и далеко, — пояснила эксперт. — Пугает тренд».
Впервые макро- (мусор) и микропластик (крошечные частички) обнаружены в Арктике во время экспедиции 2017 года на Землю Франца Иосифа. Пластиковый мусор был везде, даже на самом северном острове архипелага — острове Рудольфа. Во время экспедиции 2018 года масштаб загрязнения архипелага оказался заметно больше. В 2020 году пластиковый мусор был выявлен на островах архипелага Северная Земля и на островах Карского моря
С точки зрения эстетики пейзажа арктические берега уже сейчас, по наблюдению Марии Гаврило, «выглядят безобразно». Заражение грунта микропластиком выявлено не повсеместно. А вот животные постоянно сталкиваются с пластиковыми отходами. Мария Гаврило привела пример: гнезда птички олуши, включенной в Красную книгу Мурманской области, «на сто процентов заражены пластиком. Он есть в каждом гнезде». Это представляет опасность для растущих птенцов, которые могут пораниться или запутаться в пластиковом мусоре.
По словам Марии Гаврило, первый пример заражения животных пластиком был выявлен в 1970-х годах на Дальнем Востоке. Пострадала питающаяся планктоном небольшая птичка белобрюшка.
В 2018 году номер National Geographic посвятил свой июньский номер проблеме загрязнения планеты пластиковыми отходами. На обложку журнала поместили пластиковый пакет в виде айсберга с комментарием. «Ежегодно в океан попадает 18 миллиардов фунтов пластика. И это только верхушка айсберга», — рассказала «Стимулу» художник и океанолог Алина Федотова. По ее мнению, комментарий журнала — это важный ключ к пониманию проблематики загрязнением пластиком Мирового океана. «Из-за сложности организации систем мониторинга загрязнения пластиком Мирового океана мы можем наблюдать и оценивать проблему только точечно, это лишь небольшая часть возможного загрязнения океана», — говорит она. «Усложняющим исследования фактором является разная масштабность пластика и его различная плотность и плавучесть. То есть какой-то пластик остается на поверхности океана, из такого пластика формируются так называемые мусорные острова, и именно этот пластик чаще всего проглатывается обитателями океана. Плотные виды пластика тонут и остаются на дне, но могут продолжать свою миграцию уже по дну, — отмечает Федотова. — Как правило, они быстро заселяются организмами и становятся “пластиковыми домиками”». На данном этапе самым опасным видом пластика ученые считают микропластик (размер частицы до 5 мм). Именно он способен вовлекаться в разные звенья пищевых цепей, то есть он опасен как для планктона, так и для усатых китов.
Художник и океанолог Алина Федотова
fb.com/alinna.fedotova
Мария Гаврило отметила, что вместе с нарастанием масштаба проблемы ученых тревожит разрозненность и хаотичность получаемых данных, что затрудняет сравнение результатов разных экспедиций и научных групп. Унификация методов исследования загрязнения пластиком Мирового океана, на ее взгляд, сейчас крайне актуальна.
Через несколько десятилетий море поглотит картины первой в истории подледной выставки «Глубокая заморозка»
Виктор Лягушкин
В воде навсегда
Автор первой в истории подледной выставки «Глубокая заморозка» Денис Лотарев видит проект не только как классическую экспозицию, пусть и в непривычном месте. Для него это эксперимент. «Важно понять, какой будет новая информационная среда, возникнут ли новые формации в искусстве. Интересно это или нет? Какой будет реакция посетителей выставки и тех людей, которые узнают о событии из СМИ?» — задается он вопросами.
— У меня была идея обработать картины акриловым грунтом, а поверхность масляной живописи покрыть эпоксидной смолой, но я отказался от этой идеи в пользу более интересного перформативного опыта. Сейчас я веду переговоры с туристическим центром “Полярный круг” о возможности оставить картины в воде навсегда, — рассказал художник. — Постепенно море начнет разрушать их, и на поверхности холстов поселятся многочисленные донные животные. Картины станут обитаемыми — живыми. Изображения сотрутся, холсты и подрамники будут гнить, и через несколько десятилетий море поглотит картины полностью».
Он полагает, что периодически к экспозиции нужно будет погружаться и делать фото и видео, чтобы показать этот процесс метаболизма океана людям.