Халатность или преступление? Год назад в Баренцевом море пропали два дайвера

561
Халатность-или-преступление?-Год-назад-в-Баренцевом-море-пропали-два-дайвера

Сегодня исполнился ровно год с момента трагического исчезновения в глубинах Баренцева моря двух дайверов из Петрозаводска и Санкт-Петербурга. Наш портал внимательно следил за событиями в морском поселке Лиинахамари с самого начала. За весь период поисков было выдвинуто множество версий. От сильного течения, агрессии морских животных до участия норвежского судна. Несколько поисковых групп неоднократно проверяли до возможной глубины как место погружения, так и прилегающие подводные территории. Но все оказалось тщетно. Дайверы не были найдены.

В преддверии годовщины их исчезновения мы спросили мнение по этому поводу  у опытного карельского дайвера, неоднократно погружавшегося в тех местах, командира Поисково-спасательного отряда «Доброспас» Алексея Глушкова. И услышали достаточно жесткое мнение, которое еще не рассматривалось публично.

— Алексей, как часто вы бывали в дайв-центре в Лиинахамари?

— В дайв-центре «DiverSea», расположенном в пограничном поселке Лиинахамари я был раз десять. Всегда с группой друзей-дайверов. Это уютный центр со своими кораблями для путешествия и погружения дайверов в различных интересных местах как в Печенском заливе, так и с выходом в прибрежные воды Баренцева моря.

— Что интересного для дайверов в тех местах?

— Ну это отдельный и долгий рассказ. Начиная с интереснейшей подводной флоры и фауны севера России, заканчивая затопленными объектами – военными кораблями и подводными лодками.

— На какую глубину в тех местах погружается обычно дайвер?

— Глубину погружения дайвер выбирает самостоятельно в зависимости от опыта погружений, снаряжения и «бади» — обязательного напарника при любых погружениях. Обычное понятие «рекреационный дайвинг» предполагает погружение до 30 метров, что позволяет беспрепятственно и быстро всплыть с данной глубины без значительных последствий для здоровья.

— А что ждет тех, кто погружается глубже 30 метров?

— При наличии знаний, опыта и навыков погружения ничего страшного не произойдет. Еще раз повторюсь – каждый выбирает свою глубину погружения. Опираясь на свой опыт, опыт напарника и уровень снаряжения.

— То есть можно без проблем погружаться и на 40-50 метров?

— Можно. Но еще раз повторюсь – это личный выбор дайвера и полная его ответственность за данный выбор. Если он знает все правила погружения и всплытия, если он правильно экипирован, если он уверен в своем организме и полностью доверяет напарнику – можно погружаться и глубже.

— Как вообще глубоко в этих местах можно погружаться?

— Есть несколько понятий, на которых хотелось бы заострить внимание. Подавляющее большинство дайверов погружается, имея в снаряжении один баллон, закачанный обычным воздухом. При рядовом погружении до 30 метров его обычно хватает примерно на час. Чем глубже идет погружение, тем интенсивнее используется воздух в баллоне. При глубоких погружениях невозможно моментально всплыть при появлении какой-либо проблемы. А для правильного всплытия с большой глубины необходимо делать несколько длительных остановок на разных глубинах для вывода накопившегося при погружении в крови азота. Моментальное всплытие с большой глубины чревато не только различными сильными повреждениями органов, но и смертью.

— Как глубоко в этих местах погружались вы?

— Повторюсь – любое погружение рассчитывается исходя из опыта, качества снаряжения и уровня подготовки напарника. В тех местах я погружался на воздухе до 60 метров. Но я знаю свой опыт погружений, у меня качественное и проверенное снаряжение и оборудование. И конечно на большие глубины в этих поездках я погружаюсь только с одним человеком, одним из самых опытных дайверов Карелии, председателем дайв-клуба «Онего» Дмитрием Беленихиным.

— Как мы помним, Дмитрию Беленихину год назад было предъявлено обвинение в связи с пропажей дайверов.

— Я считаю, что эти обвинения абсолютно беспочвенны. Дмитрий, хотя и очень своеобразный человек, крайне ответственный профессионал. Он не являлся организатором поездки, он был просто сердцем компании, которая путешествовала не только на Баренцево море, но и по всему миру. Также с Дмитрием и компанией я побывал, например, на дайвинге в ЮАР,  Филиппинах, Прибалтике. Поэтому я очень хорошо знаю его щепетильность в отношении всего, что связано со снаряжением, инструктажами  и погружениями.

— Как вы считаете, что же произошло год назад?

— Вы хотите услышать реальные предположения? Потому что исходя из анализа событий, которые были на тот момент, они могут быть очень неприятными и жесткими.

— Мы думаем, что если все версии про дельфинов-убийц, подводные течения и норвежский спецназ не оправдались, то что же тогда могло произойти?

— Кратко. Два дайвера. Оба сертифицированы, имеют достаточно знаний и практики для самостоятельного погружения. Снаряжение – вот здесь стоит заострить внимание на том, что они погружались в «мокрых» костюмах. Что это такое: это неопреновый костюм толщиной 5-7 мм, под который в момент погружения попадает вода. Это первое, что крайне нежелательно в холодной воде. Второе – «мокрый» костюм невозможно поддуть изнутри. В «сухих» костюмах внутри, кроме теплой поддевы, подается воздух, который играет роль прокладки между холодными стенками костюма и дайвером. Эта воздушная прокладка не только согревает дайвера, но и компенсирует давление воды на человека на глубине. На каждые 10 метров погружения на тело дайвера начинает давить еще одна атмосфера. Если человек в «мокром» костюме , то на глубине 15-20 метров он не только начинает очень быстро замерзать, но его еще плющит дополнительное давление воды.

— Вы предполагаете, что исчезнувшие дайверы глубоко не погружались?

— Уверен, что нет. Максимум они опустились на 10—15 метров, очень быстро замерзли и всплыли на поверхность. Думаю, минут 15 на это хватило.

— Что же, по-вашему, произошло далее?

— Принцип погружения при подобных поездках следующий. Команда дайверов приплывает в район погружения на корабле. Выбирается удобное место швартовки судна в ближайших бухточках. После чего дайверов катером вывозят к месту погружения (это расстояние может быть до 1-1,5 км от корабля) и сбрасывают в воду. Катер уходит на корабль и через расчетное время опять приплывает к месту вероятного всплытия дайвером. Все старты и всплытие дайвером обычно происходит в непосредственной близости от береговой линии. В тех местах береговые скалы уходят в воду на небольшую глубину – 5 – 10 метров. Далее идет площадка. И постепенно уходя от берега дайвер погружается в глубже. Где-то по пологому склону, где то по обрывистой скальной стенке. При постепенном всплытии, которое удобнее проходить вдоль дна, дайверы опять оказываются около береговой линии.

Я уверен, что пробыв максимум 15 минут на небольшой глубине дайверы замерзли и всплыли. На поверхности все равно теплее, и давление не обжимает костюм. Дальше им оставалось дожидаться катера с корабля. Но, вероятнее всего, они решили поплыть навстречу катеру. И отплыв достаточное расстояние от берега попали под винты проходящего катера или корабля, с которого их просто не заметили. Люди погибли. На расстоянии метров 100-150 от берега глубина с том месте достигает 100 метров и более. Детально обследовать дно на этой глубине практически невозможно. Поэтому их тела и не были найдены.

— То есть вы считаете что произошел не несчастный случай, а чья-то невнимательность или халатность при управлении судном?

— Я уверен, что ситуация развивалась именно таким образом. Это единственное понятное объяснение, почему тела не были найдены в доступной зоне на возможной для поиска глубине. Никакие морские животные или течение не могло бы их никуда отнести. Это все нереальные домыслы. Если бы, как говорилось ранее, они запаниковали или у них отказало оборудование на небольшой глубине и они утонули, то их тела так и остались бы лежать в том месте. Но поскольку тела не были обнаружены, значит они в другом месте. На глубине. А попасть туда они могли только одним путем – отплыв от берега и погибнув под винтами. Других разумных объяснений, технически понятных я не вижу.

— Но как можно было не заметить двух плывущих дайверов? Да и попасть одновременно под один винт катера двум людям нереально.

— Вполне возможны и очень неприятные варианты развития событий. Под винт попал и погиб один из дайверов. А второй был ликвидирован как свидетель возможного преступления. И оба были транспортированы и затоплены на большей глубине.

— Надеемся, что органы следствия обязательно рассмотрят эту версию и сделают соответствующие выводы. Что вы можете посоветовать начинающим дайверам, что бы не попасть в подобную страшную ситуацию?

— Тренироваться, набираться опыта, подбирать снаряжение и глубины по своему своим возможностям и выбирать в напарники только более опытного , проверенного и надежного дайвера.

P.S. Алексей Глушков  и редакция портала «Карелия.Ньюс» выражают свои соболезнования родным и близким пропавших год назад дайверов.