Харьковский врач три года жил по соседству с крокодилами

418
Харьковский-врач-три-года-жил-по-соседству-с-крокодилами

Корней Чуковский по-хорошему предупреждал детишек о злых крокодилах Африки, но харьковский Айболит Юрий Рудим все-таки побывал на экзотическом континенте и на собственном опыте прочувствовал, каково это – жить и работать рядом с непредсказуемыми животными.

Из Африки врач привез фотографии, которые легли в основу недавней фотовыставки «Бурунди. Путешествие во времени» в галерее «Мистецтво Слобожанщини» Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства. Автор выставки поделился с «Вечерним Харьковом» воспоминаниями о работе в африканской стране.

Избежать малярии не удалось

Юрий Рудим – врач-педиатр с пятидесятилетним стажем. Четыре десятилетия назад доктору предложили поработать в госпитале в Бурунди. В Восточной Африке Юрий Витальевич делился знаниями с африканскими врачами, спасал местных ребятишек. Итогом трехлетнего рабочего путешествия педиатра стали солидный опыт лечения опасных болезней, автомобиль «Волга» и множество воспоминаний.

– Я уехал в командировку в Бурунди в декабре 1979 года. Впечатлений было так много, что первое время я даже не знал, о чем писать письма домой, – рассказывает Юрий Рудим. – Работы – масса, у детей были очень тяжелые заболевания. Особенно много кори, причем у африканских детей болезнь протекала не так, как у наших. В переводе с французского она называется «красный мальчик». Поражались все органы, слизистая. Корь беспощадно убивала. Как-то за одну ночь в семье погибли шестеро детей.

Перед командировкой врачам сделали множество прививок от инфекций, но избежать заражения все же не удалось.

– Как-то утром проснулся, а в комнате гостиницы, где я тогда жил, все вокруг крутится и вращается перед глазами, – вспоминает педиатр. – Это синдром тропической малярии. Я сразу все понял, позвонил товарищу, который заведовал центральной аптекой. Он привез новый мощный препарат, который сразу подействовал.

Встреча с бегемотом стала адреналиновой

Одно из самых ярких впечатлений харьковчанина – красота африканской природы и дикие животные бок о бок с людьми. В озере Танганьика обитают бегемоты и крокодилы, и с этой экзотикой приходилось быть начеку. Бегемоты опасны и в воде, и на суше. Были случаи, когда они нападали на людей, и эти атаки имели тяжелые последствия.

– В воде бегемот напал на нашего преподавателя: ухватил за ногу, поломал кости, – рассказывает Юрий Витальевич. – Преподавателя отправили домой на лечение. На пляже бегемот атаковал местного ребенка. У этих животных здоровенные клыки, и бегемот прокусил мальчику живот. Когда меня позвали хирурги, кишечник ребенка находился рядом с ним. Это удивительно, но мальчик, к счастью, выжил.

Бегемотов можно было легко встретить и на суше. По ночам они выходили из воды и шли пастись в городские банановые рощи. Утром громадины возвращались с пастбищ к воде – перемещались по дорогам рядом с автомобилями, не стеснялись гулять по городу. Встреча с ними не сулила ничего хорошего, и люди старались укрыться от них в зданиях или в машинах.

Один из бегемотов был хорошо знаком в городе: этот великан был «завсегдатаем» местного ресторана. Площадка ресторана на несколько метров возвышалось над водой и полянкой, на которую каждый вечер выходил подремать бегемот. Постоянного «посетителя» назвали Васькой. Как-то Юрий Витальевич познакомился с Васькой поближе.

– Я ловил рыбу на каменной гряде, которая уходила в озеро с суши, – вспоминает Юрий Рудим. – Досиделся до того, что увидел Ваську, который перекрыл мне выход. На экваторе темнеет очень быстро, нужно было срочно возвращаться. Люди из ресторана наблюдали, как я выйду из ситуации, поэтому я продолжал удить, делая вид, что мне не страшно. Через время бегемот отошел, и я потихоньку начал выходить. Чувствовал, что в моей крови очень много адреналина. Когда я поравнялся с бегемотом (он был в нескольких метрах), Васька поднял голову и громко засопел. У меня был такой всплеск энергии, что хотелось прыгнуть. Но я сдержался, пошел медленно и услышал аплодисменты посетителей ресторана.



После рандеву с крокодилом охотиться под водой расхотелось

Хорошо запомнилось педиатру и встреча с крокодилом.

– Я занимался подводной охотой и впервые заплыл в заросли папируса. Там было очень красиво, но во время охоты за рыбой совсем близко вдруг заметил пасть крокодила, – припоминает жуткое рандеву Юрий Витальевич. – Я прицелился, но стрелять гарпуном в крокодила бесполезно, и я стал медленно отплывать на берег. Вероятно, если бы крокодил оказался крупнее, он сразу атаковал бы. Но он был около полутора метров длиной и, вероятно, тоже оценил мои размеры. После этой встречи моя подводная охота в Бурунди закончилась.

Африканские макаки очень обидчивы

В Бурунди люди соседствуют с множеством макак.

– Наш старший жил возле банановой рощи. Там очень красиво, возле дома росли папайи. Обезьяны взбирались на деревья и выедали в плодах середину. В результате деревья украшали пустые папайи, – рисует местную картинку Юрий Рудим.

Однако местных фруктов макакам было мало, и они допекали попрошайничеством. Как-то один из коллег Юрия Рудима решил подшутить и бросил обезьяне пустую пачку из-под сигарет. Макака развернула пустышку и очень рассердилась. Побежала за коллегой, возмущенно прыгала вокруг него и чуть не набросилась.

Работа в Бурунди стала незабываемой для врача благодаря знакомству с добродушными местными людьми, дружбой с коллегами-миссионерами, экзотике континента. Сорок лет назад педиатр привез из Африки колоритные фотографии, которые дети Юрия Витальевича оцифровали и напечатали, чтобы представить семейный архив зрителям.