Дайвинг (подводное погружение, ныряние) — быстро прогрессирующий вид активного отдыха, стремительно набирающий популярность во всем мире. Хотя Баку расположен на самом берегу Каспия, а морское дно вблизи Абшеронского полуострова таит огромное количество тайн и загадок, дайвинг здесь развит не очень хорошо.
О перспективах развития дайвинга в Азербайджане Media.Az побеседовала с членом клуба BakuScuba Амиром Султановым.
— Сколько лет вы занимаетесь дайвингом, и когда открылся ваш дайвинг-клуб?
— Я занимаюсь дайвингом уже лет 20. Наш клуб BakuScuba — официальный дайвинг-центр самой успешной международной обучающей организации в сфере дайвинга и дайвинг-туризма — PADI (Real Association of Diving Instructors) в Азербайджане. PADİ — это ассоциация профессионалов в сфере дайвинга. Она представляет собой международную сеть коммерческих центров и школ подводного плавания, в нее также входят дайвинг- пансионаты и даже дайвинг-яхты. Мы работаем в Азербайджане уже четвертый год.
Имея сертификат данной организации, дайвер имеет право нырять в любой стране мира. Без пластикового сертификата минимального уровня Open Water Diver (OWD) (или аналогичного от любой другой признанной международной организации) вам не дадут снаряжения для самостоятельного погружения. Разрешат погружаться только вместе с инструктором.
— Сколько человек состоит в BakuScuba?
— Нас девять человек. Это персонал дайвинг-центра, считая руководителя. Мы стараемся развивать дайвинг в Азербайджане. Мы — фанатики своего дела (смеется)!
— Насколько мне известно, при вашей организации функционирует школа дайвинга. Как давно она действует?
— Уже четыре года. Дайвинг-центр с самого начала своего существования проводит подготовку подводников-любителей по стандартам PADİ.
— Заметен ли интерес среди населения?
— Да! Его нельзя назвать большим, но он есть. Сейчас мы обучаем как взрослых, так и детей.
— Сколько длится обучение в клубе?
— Обычный курс – это модуль теории и два тренировочных модуля в воде. Всего девять погружений, в наших условиях — около двух недель. Тем, кто успешно прошел курс, выдается сертификат PADI. Первая ступень для всех, кто хочет попробовать заняться дайвингом — это курс OWD. Конечно, есть и другие уровни подготовки, но это уже для тех, кто хочет заниматься дайвингом более профессионально. В период пандемии коронавируса популярным стал интерактивный подход к обучению, когда теорию можно пройти в онлайн-режиме. Но затем необходимо завершить программу, сделав те самые девять погружений, о которых мы говорили выше. Часть погружений делается в бассейне (тренировочные), часть — в открытой воде, в Каспийском море. Поэтому начальный курс и называется – begin water diver PADI.
— Во сколько обходится оборудование для дайверов?
— В среднем, полный комплект необходимого оборудования обходится в три тысячи долларов. Но если вы только начинаете свой путь в мир дайвинга, необходимости покупать все сразу нет. Оборудование можно взять в аренду. С учетом аренды оборудования одно погружение в нашем дайвинг-центре стоит 50 долларов. Кроме того, в стоимость будет входить профессиональный гайдинг под водой от нашего инструктора или дайвинг-мастеров.
— Можно ли назвать дайвинг безопасным видом спорта?
— Я бы не называл дайвинг спортом, скорее — это вид активностей, сопряженных с экстримом. Ибо то, что делают дайверы, обычные люди под водой делать не могут. Есть, правда, еще и фридайвинг – это погружение на задержке дыхания. Но как во фридайвинге, так и в дайвинге необходимо учиться и осваивать техники дыхания, протоколы безопасности и быть готовым в случае чего оказать помощь товарищу под водой.
Для того, чтобы занятия дайвингом были безопасны, разработаны стандарты, правила обучения и организации погружений. Если их не нарушать, никакой опасности не возникнет. Мы обычно говорим так — если постоянно перебегать дорогу на красный свет светофора, то рано или поздно вас собьют. Вот так же и с безопасностью в дайвинге. При обучении нужно следовать стандартам, а позже, при выполнении самостоятельного погружения, нужно выполнять требования нормативов и правил, а также указания инструктора под водой или дайвинг-гида.
— В каком случае дайвингом заниматься нельзя?
— Не рекомендуется заниматься дайвингом беременным, так как пока никто не изучал воздействия занятий дайвингом на развитие плода. В запретный список можно добавить хронические расстройства центральной нервной системы, такие болезни как эпилепсия, энцефалопатия, психические расстройства и другие, при которых существует вероятность потери сознания. Болезни дыхательной системы, например, бронхиальная астма, заболевания легких различной степени.
Но дайвинг сам по себе может не быть стресс-фактором, если дайвер с каким-либо ограничением знает о своем недуге и готов действовать по определенному протоколу. Есть уже довольно распространенная практика занятия дайвингом инвалидов, людей без рук и ног или даже полностью слепых. Понятно, что такие занятия проводят специально обученные инструкторы, со специальным снаряжением, но дайвинг дает возможность людям с ограниченными возможностями ощутить себя полноценными людьми на тот короткий период, пока они в воде.
— По-вашему, есть предпосылки для развития дайвинга в Азербайджане?
— Наш дайвинг-центр работает над задачей популяризации дайвинга в Азербайджане. Более того, наш руководитель ставит перед нами довольно амбициозную цель – возродить школу отечественного дайвинга.
Хочу отметить, что в свое время именно в Азербайджане состоялась первая в СССР археологическая подводная экспедиция. Она прошла на территории раскопок между мысом Бяндован и поселком Норд-Ост-Култук на территории Сальянского района, остатки которого были открыты в 1970 году на мысе Бяндован («Размывающий вал»), расположенном в Гарадагском районе Баку, на дне Каспийского моря.
В советское время в этой сфере работали школы и инструкторы. Люди с большим удовольствием и энтузиазмом занимались дайвингом. Сейчас осталась разве что подводная охота.
— Каспий таит в себе множество тайн, о которых мы не знаем…
— Конечно! В свое время была совершена интересная экспедиция в историческую области Муган, там найден целый затопленный город. Речь о Гуштасфи, который просуществовал недолго. Процесс подъема уровня Каспия продолжался на протяжении всего XIII века. И хотя Гуштасфи находился выше Мугана, к концу века он был затоплен – под воду ушла вся приморская равнина шириной до 30 км, и Гуштасфи, как, впрочем, и Муган, переместился к новому берегу Каспия, точнее, к устью Куры.
У нас есть очень интересный остров Зенбиль, у юго-восточного побережья Азербайджана. Это один из островов Бакинского архипелага, прежнее название — Дуванный. Там, согласно легенде, Степан Разин, известный также как Стенька Разин, донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России, делил свою добычу.
Как известно, Бакинский архипелаг — это группа из прибрежных островов Каспийского моря, расположенных на юго-восточном побережье Азербайджана. Он начинается от острова Пираллахи и заканчивается в Сангачале. Там очень много интересных островков, на дне которых можно найти много всего интересного.
Например, в районе острова Пираллахи есть останки затонувшего парохода XIX века. Есть также судно, затонувшее в районе поселка Шувялан. В участке Каспийского моря, в районе горы Бешбармаг, расположенной к юго-востоку от города Сиазан, по слухам, затоплен самолет. На протяжении всей истории было множество желающих захватить Баку, потому что здесь самая удобная бухта на Каспии. По дороге к ней затонуло очень много всего, морское дно до сих пор не изучено. На Каспии есть остров Терешкина, говорят, что неподалеку от него есть расщелина глубиной в 47 метров. Сам остров находится в районе поселка Зиря. Для дайверов это просто находка.
Особое место в плане затонувших объектов ранее занимал остров Наргин. На его траверзе находятся останки кораблей ККФ (Краснознаменной Каспийской флотилии), которые после раздела достались Азербайджану. Вдобавок там же находится кладбище кораблей Каспийского пароходства. Но погружения там проводить запрещено.
Наличие этих объектов под водой и разрешение лицензированным организациям (таким как наша, например) проводить погружения могли бы сделать Азербайджан интересным для дайвинг-туризма. Но наследие советской эпохи безжалостно уничтожается. В настоящее время возле острова Наргин активно режут затонувший флот на металл, и скоро там вообще не останется ничего. В будущем, чтобы привлечь дайверов нам придется топить самолеты, как это делают в Иордании или Саудовской Аравии.
— Остров Наргин, как я поняла — закрытая территория. А почему упомянутые вами другие места до сих пор не изучены?
— Да, остров Наргин — закрытый район. Кроме того, наша погранслужба считает всю береговую полосу Каспия специальной охранной зоной, и для проведения погружений необходимо получать специальные разрешения. Штрафы за нарушения очень серьезные. Мы — абсолютно легальная организация, зарегистрированная по всем законам Азербайджана, мы – лояльные и законопослушные налогоплательщики. Получив разрешение нырять на определенной части Абшерона, мы именно там организовываем наши дайвинг-активности.
— Получается, что существующие законы и правила следует пересмотреть?
— Да, они устарели и нуждаются в усовершенствовании. Возможно, в будущем что-то поменяется. Мы над этим работаем, встречаемся с депутатами Милли меджлиса. Объясняем, что надо надо делать, чтобы дайвинг у нас развивался. Кроме того, мы работаем с Государственным Агентством по туризму АР, погранслужбой и структурами, курирующими нашу работу со стороны Военно-морских сил.
Определенные подвижки есть, есть и заинтересованность со стороны различных структур. К примеру, мы ведем переговоры с Бюро по туризму Азербайджана для организации погружений, они видят потенциал, готовы помочь. Интерес у туристов большой, заинтересованность есть. Так что мы трудимся над развитием этого вида туризма.
— А ваш клуб организовывает дайвинг-туры?
— Да, причем семейные. В том смысле, что далеко не все члены одной семьи увлекаются погружением в воду. Поэтому наши туры не просто для дайверов, это еще и интереснейшие экскурсии по Азербайджану. Это отдых как для любителей дайвинга, так и для членов их семей. Мы знакомы практически со всеми уголками нашей страны, стараемся подобрать маршруты так, чтоб было интересно всем.
— За два десятка лет вы находили на дне Каспия что-то необыкновенное? Какие-либо интересные предметы, украшения, драгоценности…
— Нет, не приходилось, поскольку у нас нырять можно далеко не везде. Но отмечу, что для меня, как дайвера привлекательно не только дно Каспийского моря. Не менее насыщенно дно горных озер, реки Кура, Шамкирского и Мингячевирского водохранилища с их затопленными деревнями. Там есть свои секреты, которые нам еще не известны.
Джамиля Алекперова