Как в Анапе дети уходят от боли и страданий с помощью дайвинга

463
Как-в-Анапе-дети-уходят-от-боли-и-страданий-с-помощью-<b>дайвинга</b>

В анапском клубе подводного плавания «Аква-Глобус» открылся летний сезон. С вызванной пандемией задержкой более чем на месяц, но это все же случилось. И, кажется, больше всех этого события ждали самые юные подопечные клуба – ребятишки, которые занимаются по программе социальной реабилитации и адаптации людей с инвалидностью «Доступная среда».

Дети и море

На погружение мы опоздали. Когда прибыли на причал дайв-клуба, юные дайверы, облаченные в настоящие костюмы и маски, уже вернулись на берег. Только 10-летний Данила Хозяинов, у которого тяжелая форма ДЦП, лежа в воде на вытянутых руках инструктора Алексея Вартанянца, с наслаждением щурился на солнце. И море, казалось, радовалось этой долгожданной встрече – таким оно было теплым, чистым, ласково-бархатистым, солнечно-безмятежным. Не удивительно: целый год не виделись!

Кстати, вы знаете, как они в воду входят? У каждого свой метод, в зависимости от травмы. Кто-то прыгает с причала сидя, берет дыхательный аппарат, раскладывает жилет, подныривает под него. Или как Данила – на руках инструктора.

Руководитель клуба подводного плавания «Аква-Глобус» и учредитель фонда «Доступная среда» Татьяна Ананьева с улыбкой замечает:

– Представляете, спрашиваю у Дани: «Что ты нашел под водой?». «Ракушку! – кричит. – И часы (мама подбросила)». «А еще что?». «Пять рублей!». И все рухнули от смеха. Вообще у нас маршрут интересный. Якорный музей, рыбки прикормленные. Вот, Тома расскажет!

Серьезная темноволосая девочка заметно смущалась. Но впечатления переполняли.

– Знаете, сколько я всего интересного находила на дне! – призналась она. – Ракушки, устрицы. А последний раз нашла гильзу. Дедушка посмотрел – сказал, что от крупнокалиберного пулемета, возможно, еще с войны. Еще мы там кормим рыб. Их очень много. Мне нравится, что в воде все так легко становится, и двигаешься в невесомости как в космосе.

Если не знать, что у 12-летней Тамары проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и не догадаешься. У Максима аутизм. Когда он пришел в клуб три года назад, то даже не мог связывать слова в предложения. Сейчас он разговаривает. Причем, преимущественно на английском. Сам выучил язык, начинал с англоязычных мультиков. А недавно Максим стал третьим в Краснодарском крае – выиграл олимпиаду среди пятых классов. На сложном четвертом уровне. Поэтому под воду с ним ходит инструктор Владимир Прохоренко, который когда-то работал военным переводчиком: ему легко общаться с мальчуганом.

Как известно, аутисты очень закрытые. И, как знать, может, то, что Максим говорит на «своем» языке – это его защита от остального мира. Как костюм с маской, которые делают его неуязвимым в подводном мире.

Люди-феномены

Как рассказывает Татьяна Ананьева, клуб подводного плавания «Аква-Глобус» существует с 2008 года. Есть в нем и детская группа, и подростковая, и взрослая.

Взрослые дайверы едут сюда отовсюду: Москва и Московская область, Новосибирск, Санкт-Петербург, Краснодар, Ямал, Ханты-Мансийск, Коми. Однако основное направление сегодня – это социальная адаптация и физическая реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. А летом 2018 года, после того как фонд «Открытая среда» обратился к дайв-клубу с просьбой о проведении мастер-класса для детей-инвалидов, появилась первая детская группа по дайвингу и парадайвингу.

– Когда к нам здоровые дайверы приходят, 50 рублей от суммы оплаты отчисляется на реабилитацию детей, на оплату инструкторов и так далее, – говорит Татьяна Юрьевна. – Я сама это придумала, и нашла полную поддержку. Ведь чтобы одного ребенка погрузить, нужны отчисления шести здоровых дайверов. Мне нравится, что дети у нас полностью экипированы-«упакованы» и проходят реабилитацию бесплатно. Мы делаем все что можем. Пандусы мы купили, катер у нас оборудован для занятий парадайвингом.

Кстати, Всероссийское общество инвалидов при поддержке президентского гранта планирует на анапской базе провести соревнования среди сертифицированных дайверов.

Вообще анапский «Аква-Глобус» – клуб уникальный. И не только потому, что единственный в России занимается социальной реабилитацией и адаптацией детей с помощью дайвинга. В нем работают поистине феноменальные люди.

Вы бы видели, как ведет теоретические занятия Алексей Вартанянц, который знает все о Черном море, о дайвинге. Он сам ребенком становится, рассказывая о затонувших кораблях, о тайнах морских глубин! И детвора сидит вокруг с открытыми ртами.

Вообще это можно сказать о каждом из здешних инструкторов – о Валерии Фурсове, Владимире Прохоренко, о помощниках инструкторов Илье и Ренате Черниченко, о Дмитрии Галайде, который вообще профессиональный водолаз. А ведь далеко не каждый сможет заниматься с детьми с особенностями. Здесь, помимо профессионализма, опыта, знаний, нужно много терпения, любви, заботы, понимания, человечности, умения найти к каждому индивидуальный подход.

Ну а кто у нас не знает Никиту Ванкова?! Президент фонда «Доступная среда», первый парадайвер России, многократный чемпион.

В 13 лет, спрыгнув с пирса, парнишка ударился головой о дно. Получил компрессионный перелом трех шейных позвонков, тяжелую черепно-мозговую травму, пережил несколько клинических смертей, долгое время не разговаривал, полностью был прикован к постели. После того как ему на глаза попалась книга Валентина Дикуля, занялся силовой гимнастикой и смог пересесть в коляску. Ну а в 2012 году с помощью клуба подводного плавания «Аква-Глобус» решил попробовать себя в дайвинге.

– Сейчас у меня полностью работают руки, частично – ноги, головные боли прошли, – рассказывает Никита. – А лечащая врач профессор Ирина Николаевна Бажен, когда сделала МРТ-диагностику, была поражена: где не было спинного мозга, был регресс, позвоночник изменился, начали восстанавливаться нервные связи, появились новые ниточк. И таких примеров масса. Любого участника нашего фонда возьмите. Я все это связываю с дайвингом. Знаете, какое самое сильное ощущение – чувство невесомости. Но это только самому надо почувствовать!

Кстати, Ванков часто погружается в паре с Настей Шевченко. Она мастер спорта международного класса по плаванию. У девушки серьезно ослабленное зрение. У Никиты ноги не работают, зато он выступает ее глазами. Идеальная пара.

Радость движения

Вообще здесь все говорят о том, что дайвинг творит чудеса. И к жизни возвращает, и на ноги ставит. Татьяна Юрьевна показывает дневники, которые инструкторы с родителями заполняют после погружения. В них по 10-балльной шкале выставляются все показатели: терморегуляция, двигательная активность и так далее.

Мамы в один голос рассказывают, как дети буквально бредят дайвингом.

Наталья Кравцова, мама Тамары:

– У дочки было три операции на позвоночнике, операция на ноги. Врачи говорили, что она вообще не будет ходить, только инвалидная коляска. А теперь она в воде как рыбка. Невероятные улучшения, и не только в части здоровья. Узнала флору-фауну нашего моря, и вновь и вновь стремится переживать восторг от этого полета под водой. Дайвинг – это столько эмоций! Самое незабываемое было, когда они с Лешей разбили трех рапанов – нашли их – и кормили рыб с рук. Когда она вышла на берег, буквально затопила всех своими эмоциями. Тамара ходит в обычную пятую школу, пятый класс закончила всего с двумя четверками. Конечно, и отношение к ней одноклассников к ней изменилось. С уважением смотрят. Знаете, что я хочу сказать… Вот мы оперировались и в Турнера, и в Бурденко. А это больничные стены, огромное количество болезненных процедур, гипсы до колена. Ни общения, ни радостей. Только боль. И вдруг мы поменяли это все на чудо движения, на подводную сказку. Когда я смотрю на своего ребенка, который вот в этом счастье купается, мне больше ничего не нужно.

Анна Ежеленко, мама Максима:

– Знаете, улучшение здоровья безусловное. Если у меня раньше ребенок раза три за год болел, то последний год мы ни разу не болели, школу вообще ни разу не пропустили. Он учится в обычной, 12-й школе. Для меня это динамика, в любом случае. Конечно, Максим очень скучал по морю. Конечно, он не говорит «погружение», просто спрашивает: «Мама, когда пойдем нырять?». В прошлые выходные с таким восторгом погружался. Вообще здесь у детей впечатлений масса. Здесь они впервые видят подводный мир. У нас некоторые дети в ночь перед погружением не могут заснуть до утра, ждут. Даже молятся, представляете, чтобы погода была хорошая!

И, надо сказать, не случайно. Когда мы приехали на следующее погружение, погода преподнесла дайверам неприятный сюрприз. Ветер с берега отогнал всю теплую воду, и температура воды упала с плюс 28 до 18 градусов.

Погружение, конечно, пришлось отменить. Но взрослые придумали для юных воспитанников утешительный приз – морскую прогулку на катере вдоль Анапской бухты, мимо живописных склонов высокого берега. Главное, что это снова была встреча с морем. И ветер в лицо, и соленые брызги, и восторг от полета.

Уже провожая нас, Никита Ванков вспомнил еще одну историю: – У нас еще с электротравмой парень был, он каждый год старается приехать. Он вообще не двигается. То есть, только разговаривает и глаза работают. И мы его погружаем. Он полностью пассажир, мы его одеваем, погружаем, общаемся глазами. Представляете, какое это счастье для человека, который вообще не двигается, вдруг начать парить, да еще без коляски. И это стоит всех наших трудов. В море всякое бывает – и беды, и трагедии. Но оно и способно исцелить, подарить надежду и детям, и родителям.