Нина Васильевна Соколова родилась 10 декабря 1912 года в городе Череповце в простой рабочей дружной семье. Детей было шестеро: две девочки и четыре мальчика. Нина была старшей, и она заботливо помогала родителям воспитывать братьев и сестру. Наверно, уже тогда в неё были заложены те качества ответственности, дисциплины, трудолюбия, которые способствовали становлению будущего руководителя.
В 1931 году Нина Соколова поступает в Ленинградский институт инженеров водного транспорта на факультет искусственных морских сооружений, который оканчивает в 1936 году и получает специальность инженера-гидротехника по морским сооружениям. Короткий срок работает в тресте "Севзапстрой", а затем поступает на службу в ЭПРОН. Экспедиция подводных работ особого назначения была легендарной организацией, проводившей работы по подъему затонувших судов, созданию военно-морских объектов, и специалистов, искренне стремившихся стать сотрудниками экспедиции, было значительное количество. В декабре 1938 года инженер-гидротехник Н. Соколова зачислена в кадры Военно-Морского флота с присвоением звания военинженера 3 ранга. Служба начиналась на Черном море, и в первые дни крепкие мужчины-водолазы с недоверием относились к новому инженеру. Однако блестящие знания, полученные в институте, и необычайная четкость в постановке и осуществлении задач сделали военинженера Соколову полноправным членом коллектива. Очень часто специфика деятельности требовала непосредственного изучения обстановки строительства под водой, а Н. Соколова просто не имела права на погружение даже на 2 метра, так как не имела должной официальной подготовки. Получить специальность водолаза было и всегда будет очень сложно: здесь жесточайшие требования к здоровью, необходима выдержка, умение выполнять различные монтажные работы, а военно-морские специалисты должны проводить разминирование под водой — и это только краткий перечень критериев. Обучение проходили только мужчины, но несмотря на это Соколова пишет рапорт. Вопрос решался долго, и надо отдать должное начальнику ЭПРОНА Фотию Крылову, который смог добиться разрешения. Первый спуск прошел в Сочи для экспертизы гидротехнических сооружений. К слову, знания, полученные в мирное время в Черном море, оказались очень нужными в годы войны на Ладожском озере.
Затем была служба на Северном флоте, в советско-финляндскую войну Н.В. Соколова руководила строительством десантного причала в г. Полярном на Баренцевом море. Сохранилась характеристика на военинженера 3 ранга Соколову Н.В., подписанная начальником ЭПРОНа контр-адмиралом Ф.Крыловым: "Молодой энергичный работник. Постоянно совершенствует свои знания и опыт. Имеет звание водолаза для спуска до глубины 10 метров, отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Пользуется хорошим авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных. Активно участвует в общественной жизни. Член Ленинградского Совета Депутатов Трудящихся". Характеристика датирована 21 октября 1940 года.
В мае 1940 г. Н.В. Соколова назначена начальником Гидротехнического отдела Главного Управления ЭПРОНа, в этой должности несла службу в первые месяцы Великой Отечественной войны. В первые месяцы ленинградской блокады водолазы выполняли важнейшую на тот период задачу по подъему продовольствия с потопленных судов. По указанию контр-адмирала Ф.И. Крылова для откачки зерна из затопленных барж стали использовать специальный гидравлический насос-эжектор, за час работы которого поднимали до 15 тонн. Спасение продовольствия проходило в тяжелейших условиях, при массированных налетах авиации противника.
В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга среди документов военного времени Северо-Западного речного пароходства хранится Сводка о гибели судов и пароходов за сентябрь-ноябрь 1941 года. Приведем сведения из неё: судно № 362, гибель 7 октября 1941 г., причина — бомбардировка, груз 420 тонн муки спасен; судно № 5147, гибель 24 октября 1941 г. причина — шторм, груз 420 тонн продовольствия выгружается; судно № 4402, гибель 5 ноября 1941 г. причина — бомбардировка, груз 220 тонн боеприпасов выгружается; судно № 6099, гибель 5 ноября 1941 г. причина — бомбардировка, груз продовольствие 186 тонн спасен. Сводка составлена на 29 ноября 1941 года, и мы видим, что работы по подъему велись до окончательного результата, несмотря на суровые морозы, лед, вражеские атаки с воздуха.
В сборнике воспоминаний ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии "Ладога родная" опубликована статья руководителя водолазных работ на западном берегу Ладожского озера инженер-полковника В.К. Карпина "Подводные мастера". В статье, которую рекомендуем прочитать, рассказывается о строительстве уникального трубопровода по дну озера, о прокладке пяти линий электропередачи, о мужестве и героизме водолазов и о личном вкладе Н.В. Соколовой.
В октябре 1941 года Н.В. Соколова назначается начальником 3 отделения 1 отдела штаба Главного Управления ЭПРОНа, в июле 1942 года переведена на должность начальника 2 отделения 4 отдела Главного Управления АСС (в 1942 году ЭПРОН переименован в Аварийно-спасательную службу ВМФ СССР). В 1942 дважды была в Ленинграде, в апреле и июне-июле, в служебной командировке в отряд подводно-технических работ. В марте 1943 года переведена в Ленинград, в отряд подводно-технических работ АСС Краснознаменного Балтийского флота инженером-гидротехником, в сентябре назначена главным инженером отряда. В сентябре 1944 года стала главным инженером по подводно-техническим работам АСС КБФ.
За доблестную службу и выполнение приказов командования Н.В. Соколова награждена в 1943 году орденом "Знак Почета", в 1944 — орденом Красной Звезды, в 1945 — Отечественной войны II степени. В наградном листе ордена Отечественной войны изложены заслуги Нины Васильевны: "Инженер-майор Соколова Н.В. как главный инженер АСС КБФ по подводно-техническим работам обеспечила быстрое развертывание водолазных работ в подводно-технических отрядах АСС КБФ по восстановлению разрушенных противником гидротехнических сооружений в военно-морских базах и портах Таллин, Рига, Кронштадт, по расчистке русел рек Волхов, Нева, Великая, Западная Двина и других, а также по постройке слипов в военно- морских базах (Таллин, Рига и др.) и восстановлению подводного хозяйства электрических станций и городских водопроводов. Благодаря умелому руководству т. Соколовой, её помощи отрядам подводно-технических работ план АСС КБФ по подводно-техническим работам, утвержденный Государственным Комитетом обороны, в первом полугодии 1945 г. перевыполнен". В военные годы Н.В. Соколова была награждена медалями "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Инженер-майор Соколова при необходимости помочь подчиненным выполнить водолазные работы всегда надевала скафандр и спускалась под воду. Как и многие водолазы, она в военные годы получила контузию и ранения. Всего стаж работы под водой в мирное и военное время — 644 часа.
В 1948 -1951 годах Н.В. Соколова — начальник отдела гидротехнических и подводно-технических работ Главного военно-речного управления МРФ, в мае 1951 года переведена на должность старшего преподавателя Высшего Военно-Морского училища им. М.В. Фрунзе. В 1953-1958 годах — старший преподаватель Высшего инженерно-технического Краснознаменного училища. Службу закончила в звании инженер-полковника. В послевоенные годы награждена вторым орденом Красной Звезды и медалью "За боевые заслуги". В 1947 году у Нины Васильевны родилась дочь Марина, а в 1956 — сын Евгений. После отставки Н.В. Соколова занималась воспитанием дочери и сына, работала в Ленинградском филиале Центрального музея В.И. Ленина, в книготорговом управлении "Ленкнига", вела патриотическую работу среди молодежи. Дети окончили Первый медицинский институт им. академика Павлова, работали врачами.
В 1985 году легендарная первая женщина — тяжелый водолаз в нашей стране Н.В. Соколова была награждена орденом Отечественной войны I степени.
Жизненный путь Нины Васильевны Соколовой закончился 17 декабря 2001 года, она похоронена на Серафимовском кладбище.
Автор: С. Морозов
главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга