Среди новгородских преданий о стародавних языческих временах весьма своеобразна и интересна легенда, занесенная в «Цветник» 1665 года. В ней повествуется о культе «князя Волхова», принимавшего облик «лютого зверя коркодила» (крокодила). Предание повествует о том, как два вождя Словен и Рус покинули со своими племенами исконные земли и принялись искать «места благопотребна».
Минуло целых сорок лет, пока они достигли великого озера, названного в честь сестры Словена Илмеры. На берегу Волхова («зовомого тогда ”Мутная”») был построен город Словенск Великий («ныне Новград»). Далее приводится древний миф, известный и из других источников:
«Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищренми и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь...».
Преданья старины глубокой
Затем рассказывается о свержении бога-крокодила, напоминающее запись о свержении идола Перуна, но в своеобразной интерпретации: В противоположность свергнутому идолу Перуна, естественно плывшему по Волхову вниз по течению этот «странный крокодил».
Во-первых, был удавлен в реке, а во-вторых, волшебной силой он был перенесен по Волхову вверх по течению и выброшен на берег у подножья священного капища, поставленного им самим для языческих священнодействий. Обитал бог-крокодил в реке, очевидно ниже, а его святилище, совмещенное в легенде с его же могилой, находилось у самого истока реки, близ Ильменя-озера, символически объединяя воды озера с водами вытекающей из него реки.
Известно, что и в Поднепровье также поклонялись ящеру как хозяину «нижнего» мира. Отголоски культа Ящера-Яши - своего рода водяного, повелителя подводной стихии хорошо известны в русской этнографии XIX столетия.
В новгородской земле сходный культ Ящера-крокодила, судя по археологическим данным, был в полном расцвете в X-XIII веках. Об этом свидетельствует обилие изображений ящера в новгородском прикладном искусстве. Так, в X-XI веках широкое распространение получили ручки деревянных ковшей, представляющие собой тщательно обработанное скульптурное изображение морды ящера.
«То же мне сенсация», - скажет скептик. «Раздули из мухи слона. Ведь ящерицы водятся в наших краях и вполне могли послужить прототипом божества-крокодила». Однако точку в истории «русcкого крокодила» ставить преждевременно...
Быль или небыль?
Псковская летопись под 1582 годом сообщает: «В лето 7090 изодыша корокодилы лютии звери из реки и путь затвориша; людей мною поядоша. И ужасашася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иних избиша». Крокодилы в холодных псковских водах!!! Что это - озорная шутка, розыгрыш летописца, своего рода «утка», или же информация, имеющая под собой реальную основу?
Известие Псковской летописи о «северных крокодилах» далеко не единично. Подобное повествование содержится и в Новгородской летописи под 1162 годом. И такие удивительные истории встречаются не только в летописях, но и в записках иноземцев, побывавших в то время в нашей стране. Через семь лет после появления псковских «корокодилов», в 1589 году, английский купец Джером Горсей записал в своем дневнике:
«Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространялось такое зловоние, что я был отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне».
А вот еще одно интересное свидетельство, оставленное австрийским послом Сигизмундом Герберштейном, посетившим Московию в 1526 году:
«Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать странные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным телом... с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище...».
Баба-яга дерётся с крокодилом.
Выдающийся историк, академик Б.А. Рыбаков, исследователь язычества Древней Руси считал больших «речных ящеров» вполне реальными животными; существование «русского крокодила» не вызывало у ученого сомнений. «Современные зоологи плохо помогают нам в поиске прообраза ящера», - писал ученый. Такая позиция биологической науки вызвала у него удивление.
Косвенным подтверждением мнения о реальности «русского крокодила» являются многочисленные названия озер, рек и населенных пунктов на северо-западе России: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера, Малая Ящера и другие.