«семидесятый» «Крузак» проходил испытания на армейском полигоне в Бронницах еще в 1988 году. Тогда военным испытателям удалось заполучить в свои ручки самый что ни на есть армейский вариант «японца» - 2-местный пикап Toyota Land Cruiser FJ 75LP-MRV, который они гоняли с июля 1988-го по сентябрь 1989-го.
Правда, пришел он туда не новым, а с пробегом по спидометру в 34350 км. Да и год выпуска – 1978 – как-то не тянул на свежеиспеченную модель. Но видимо армейцы четко следили, какие машины и в каком состоянии активно используются в различных локальных конфликтах, так что «старичок» был допущен к тестовым заездам без всяких скидок.
----------------
Попавший к военным «Крузак» был оснащен рядной карбюраторной «шестеркой» с мощностью 137 л.с. – самый мощный на тот момент в линейке. В паре с ним работала 5-ступенчатая механическая коробка передач и 2-ступенчатая «раздатка».
При снаряженной массе 2050 кг пикап официально мог перевозить 1200 кг грузов. Правда, если на порожнем автомобиле развесовка была 53,5% на 46,5%, то в груженом состоянии она менялась на соотношение 37:63, что потребовало усиления задней подвески, которая впоследствии сослужила хорошую службу.
Прямого сравнения с отечественными аналогами непосредственно на полигоне не проводилось, насколько я понял. Для анализа были просто взяты цифры из отчетов по испытаниям аналогичных по классу автомобилей. Впрочем, ситуации это не меняет, ибо военные подошли к вопросу со свойственным им занудством скрупулезностью.
Так, они высчитали, что по коэффициенту грузоподъемности 0,585 «Крузак» в виде пикапа переигрывает не только наш УАЗ-3151 со значением 0,471 – что, в принципе, предсказуемо – но и ГАЗ-66 с его 0,549. А это уже неожиданно.
В испытаниях на сыпучем песке при снижении давления в шинах до 0,10 Мпа «Крузак» смог преодолеть подъем 14 градусов и разогнаться до 36 км/ч. Выбранный ему в аналоги перспективный УАЗ-3171 смог показать только значения 9 градусов и 30 км/ч соответственно, а серийная на тот момент «Нива» ВАЗ-2121 – и вовсе лишь 4 градуса и 11 км/ч.
Также «японец» оказался устойчивее на косогоре – 48 градусов до отрыва колес с одной из сторон против 42 градусов у УАЗ-3151.
Ложкой меда на фоне вышесказанного стала только фраза: «По габаритным размерам, определяющим параметры проходимости, автомобиль «Тойота» значительно уступает отечественным многоцелевым автомобилям».
Предсказуемо, что если даже в традиционно наших дисциплинах (грязь, снег и буераки) «Крузак» не сплоховал, то ждать от него провала в комфорте было глупо. Собственно, практически так оно и вышло.
В сравнении с УАЗ-3151 испытатели отметили и прекрасные сиденья, и то, что усилия на органах управления в 2-6 раз ниже установленных у нас стандартов. Правда, отметили, что если у «японца» отключить гидроусилитель руля, то усилия на «баранке» станут такими же, как и на «козлике» (только зачем же его отключать?).
Из забавного было отмечено, что испытанная Toyota Land Cruiser имеет неудовлетворительные в целом показатели плавности хода, которые даже не отвечают требованиям ГОСТ при движении по булыжнику и при скорости свыше 30 км/ч при езде по «бетонке». Одновременно с этим, строкой ниже написано, что показатели «Крузака» с частичной нагрузкой лучше, чем у УАЗ-3151. Т.е. «козлик» тоже в ГОСТ не укладывался…
Основными же преимуществами перед всей линейкой УАЗ, находящейся на тот момент в производстве и виде опытных образцов, были названы конструктивные решения, которые в целом характеризовались словами: хороший доступ, удобное расположение, малая масса и габариты, быстросъемные элементы и т.д.