спорить не буду..но по поводу алкоголя - эта инфа начала распространяться через ее инструктора кажись..так как вина висит на нем .. много срачек уже на спецфорумах..г-жа Окулова( обучающи инструктор -) как минимум ээээ...а про Евгения Снеткова - единственный имеющий отношение к ЧП участник..и это по идее его вина.как сопровождающего инструктора.
немного тут есть.
-------------------
.
карточка CMAS*,более 3 лет ныряла ,очень активно и в разных условиях,участник нескольких экспедиций в пещеры+ опыт "сухой"спелеологии до того ,как начала нырять...характеризуют как мега-ответственного и дотошного к вопросам безопасности и конфигурации снаряги человека.
--------------
Анализ происшествия 29 мая 2011г.
(Нина Иванова)
29 мая 2011 года при выполнении тренировочного погружения соло в Строгинском затоне Троицко-Лыковской поймы (г.Москва) утонула пловец CMAS * Нина Иванова (обучена в 2008-м году, инструктор Любовь Окулова, совершила около 80-ти дайвов, из них около 40-ка в Строгино). Погружение проводилось в рамках семинара по обучению спелеодайвингу, организатор и руководитель Евгений Снетков, геолог, спелеолог.
Тело погибшей было обнаружено на следующий день спасателями МЧС в положении лицом вниз на ходовике, глубина 5 м, расстояние от берега 30-40 м, до конца маршрута - около 200 м. Регулятора во рту не было. Остатки газа в баллонах 0/70 бар, легочник баллона с 70-ю барами за спиной, застрял между баллоном и крылом, страховочный ус встегнут в ходовик и несколько раз обмотан вокруг него, свет исправен. Для подъема тела ходовик потребовалось разрезать.
Причина смерти - утопление.
Условия:
• Температура воды - около 5 градусов.
• Видимость - 10-50 см.
Состояние здоровья:
• Хорошее, хронических заболеваний и травм не имелось, жалобы отсутствовали (информация со слов родителей и друзей).
Снаряжение и конфигурация:
• 2 стальных баллона емкостью 7 литров каждый, забивка 170-180 бар, воздух, независимые, размещение - бэкмаунт.
• 2 регулятора, 2 манометра закреплены на поясных Д-кольцах с разных сторон, поддув компенсатора и костюма с разных баллонов
• Для движения по ходовику использовался «ус» - фал длиной около метра с карабинами на обоих концах
• Компенсатор плавучести – крыло ОМС
• Подвеска - алюминиевая спинка, моностропа
• Компьютер VR3
• Боттомтаймер
• 2 фонаря
• Нож на поясе
• Сухой костюм
• Несбрасываемые груза, 4 кг
• Легочные автоматы закреплены карабинами на резиновом кольце на шее, либо один на резиновом кольце, второй на Д-кольце плечевой стропы
План погружения:
Отработка прохождения длинного сифона. Работа по ходовику, стационарно установленному на дне. Длина маршрута 1000-1200 м. Средняя глубина 7 м, несколько ям глубиной 10-12 м. Погружение планировалось и совершалось в режиме соло. Планируемое время погружения - 50 мин, планируемый запас газа на 100 мин.
Предполагаемый сценарий событий
Нина зашла в воду в 12.55 с берега. Движение по ходовику в течение примерно 60-ти минут. Маршрут монотонный и тяжелый морально - мусор, ил, ограниченная видимость, холодная вода. Вряд ли сейчас возможно совершенно точно восстановить последовательность и все детали трагедии. Далее предлагается наиболее вероятный сценарий, основанный на анализе конфигурации, состоянии снаряжения до и после трагедии, а также информации, полученной от свидетелей и спасателей, производивших поиск и подъем тела.
При прохождении примерно двух третей маршрута, в баллонах осталось 70/70 бар или 50/70 бар. В этот момент рвется хомут, за который крепится второй легочник, он улетает за спину и застревает между баллонами и крылом. В таком состоянии спасатель МЧС нашел Нину на дне.
Объективно, под водой достать самостоятельно застрявший таким образом регулятор без посторонней помощи очень сложно.
При возникновении такой нештатной ситуации у Нины было два основных варианта действия:
Вариант 1. – Заканчивать погружение и всплывать. Плыть ок.200 метров до берега.
Вариант 2. Продолжать выполнение учебной задачи и попытаться проплыть под водой как можно ближе к берегу, продолжая дышать из одного баллона.
Нина ответственный человек, привыкла выполнять все задания максимально точно и полностью. Всплытие далеко от берега на пути движения катеров может быть опасно и грозит неприятностями с МЧС. Кроме того, предварительное (ошибочное) планирование газа внушало уверенность в том, что его запаса в одном баллоне должно было хватить. Нина приняла решение не тратить силы и время на попытки отцепить регулятор, не всплывать и продолжать погружение на одном баллоне без дублирования. Вероятно, она планировала подойти как можно ближе к берегу под водой, максимально используя оставшийся газ в одном баллоне, учитывая небольшую глубину и знание маршрута.
При осмотре снаряжения после трагедии, манометр на одном из баллонов показывал 10 бар, при этом баллон был пустой. Это могло стать причиной внезапного (для Нины) прекращения подачи газа под водой. С этого же баллона производился поддув компенсатора. Скорее всего, это произошло на подъеме из ямы 12м-5м, примерно в 30-40м от берега.
Нина была пристегнута к ходовику карабином. Это могло помешать произвести аварийное всплытие. Попытки использования ножа для освобождения от запутывания не было.
По информации спасателей, поддув сухого костюма также не работал. Причина неизвестна.
Причины трагедии:
• Неграмотное планирование.
• Неправильная организация тренировочного погружения - отсутствие постоянного контроля за прохождением маршрута, отсутствие напарника или наставника.
• Несоответствие уровня теоретической и практической подготовки уровню сложности и задачам погружения.
• Ошибочное конфигурирование снаряжения.
• Отсутствие базовых навыков поведения в аварийной ситуации.
• Недостаточные навыки использования стационарного ходовика.
Аналитическая часть:
Подготовка и планирование
Никакие тренировки не производятся в режиме соло. Отработка навыков предполагает возможность ошибки. Каждая ошибка может привести к непоправимым последствиям.
При планировании требовалось учесть, что из-за движения моторных плавсредств всплытие на поверхность при прохождении маршрута затруднено , а на отрезке под дебаркадером невозможно.
При расчете запасов газа недопустимо применение RMV ниже 20 л/мин.
Минимальное время прохождения маршрута 60 минут (расчет по предыдущему погружению - 800 м, 40 минут) Запас газа на 72 минуты с нулевым резервом. Любой отказ дыхательного оборудования на последней трети маршрута означал необходимость немедленного всплытия, а при его невозможности - утопление.
Конфигурация
При использовании независимой спарки размещение обоих легочников на провешенном на шею хомуте из хирургического шланга субоптимально. Крепление к хомуту карабином с большой вероятностью приведет к разрыву хомута и потере легочника.
Выполнение погружения
Работа с ходовиком в условиях ограниченной видимости, помимо необходимости специального обучения, предполагает высокий уровень владения стандартными навыками плавучести и управления снаряжением. Дайвер, выполняющий такого рода погружения, должен обладать устойчивостью к стрессу и быть готовым задействовать для сохранения жизни все доступные средства.
При возникновении любой нештатной ситуации в условиях открытой воды и отсутствия декомпрессионных обязательств необходимо принять все меры в скорейшему аварийному всплытию.
В случае отказа основной системы регулировки плавучести необходимо использовать дублирующую (например, поддув сухого костюма).
В случае зацепа и/или запутывания (ходовик, веревка, сетка и т.д. ) нужно воспользоваться для освобождения ножом/стропорезом. В крайнем случае – обеспечить себе максимально возможную положительную плавучесть (поддуть жилет, сухой костюм, сбросить груза) и попытаться всплыть на поверхность вместе с ходовиком, веревкой, сеткой, помогая себе ластами.
Соло погружения требуют специальной подготовки и обязательного дублирования оборудования. Отказ системы дублирования при соло погружении равноценен потере напарника при обычных погружениях и должен вести к немедленному всплытию на поверхность.
Погружения в открытой воде без возможности немедленного всплытия (по любой причине) должны проводиться с использованием конфигурации и процедур погружений в надголовные среды. Отступление от этих правил смертельно опасно.
Использование независимых баллонов требует неукоснительного соблюдения правил расхода газа: попеременное переключение между баллонами при разнице давлений в них не более 20-ти бар вплоть до окончания погружения. Расход из любого баллона ниже уровня минимального остатка означает отказ системы дублирования и немедленное прекращение погружения по аварийному плану. При дыхании из единственного источника газа следует всегда КАТЕГОРИЧЕСКИ придерживаться правила: при остатке газа менее 50 -ти бар погружение должно быть немедленно закончено.
Необходимо понимать, что многие специфические элементы снаряжения и тактики, например спарка и ходовик, при отсутствии навыков, или при нарушении правил их использования, не повышают безопасность, а являют собой источники дополнительных проблем для дайвера.
Считаем необходимым обратиться к начинающим дайверам и дайверам, занимающимся самостоятельным обучением.
Учиться нужно у грамотного сертифицированного инструктора, начиная с первых курсов ОВД. Программы курсов составлены с учетом опыта миллионов погружений, тысяч обученных людей и постоянного анализа несчастных случаев в самых разнообразных ситуациях и условиях. Методика обучения отработана и последовательна.
Занятия в воде проводятся только под НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ контролем инструктора, отвечающего за вашу безопасность.
Отдельные виды погружений требуют специального обучения. Его должен проводить инструктор с соответствующей квалификацией.
Никакая специфика мест и целей не отменяет базовых правил и принципов погружений под воду. Относитесь критически к заявлениям о том, что сертифицирующие агентства "этому не учат". Как правило, сами авторы подобных заявлений нигде не обучались, и делают выводы голословно. Относитесь критически к советам "бывалых товарищей". Возможно, они переоценивают свой опыт и в любом случае никакой ответственности за последствия своих советов не несут. Относитесь критически к собственным силам, навыкам и способности противостоять стрессу. Учебное моделирование аварийных ситуаций дает только приблизительное представление об индивидуальных особенностях реакции на стресс и пределах возможного.
Замена системного обучения советами непрофессионалов и самостоятельной практикой приводит к трагедии.
12 июня 2011г.
Андреев Сергей, TDI Adv. Trimix, IANTD cave
Апуков Владимир, PADI MSDT, DSAT Trimix Diver, NACD Full Cave
Важинский Алексей, PADI OWSI, SCR,CCR,DP instructor, NSS\CDS CCR Cave
Васильев Максим, TDI/SDI IT, TDI Full Cave Instructor, ISE Cave 2 Instructor
Долотов Сергей, TDI ATxD, IANTD TxD, IANTD Cave
Дунаев Владимир, Instructor CMAS **
Пельше Ольга, Trimix & Technical Wreck Instructor IANTD, CMAS, Moniteur Instructor CMAS**,OWSI PADI
Рунков Евгений, Cave NSS-CDS, Technical Cave IANTD, Sidemount NSS-CDS, NACD DPV, TDI/NSS-CDS cave instructor
http://diveforum.ru/z/nivanova.doc
_________________