Навигация по компасу.
Компас может быть на консоли, на запястье, его можно держать в руках. Независимо от того, где он расположен, есть два простых правила:
компас должен быть расположен горизонтально, в противном случае он как бы «замерзает» и ошибочно указывает направление (реально вообще не будет указывать направление, потому, что как не крутись, показание будет то же самое).
курсовая линия должна точно указать направление движения, она должна быть параллельна вертикальной плоскости, проходящей через ось нашего тела. Невыполнение этого условия приведет к ошибке, курс будет неправильным, смещение от цели будет тем больше, чем больше расстояние до нее.
Считывать показания компаса можно с верхней или боковой панели.
Если мы посмотрим сверху перпендикулярно магнитной стрелке (диск должен быть горизонтальным). Курс, которым мы плывем, считываем с поворотного лимба.
Если мы смотрим сбоку в окно компаса, мы видим боковую часть диска магнитной стрелки с циферблатом. Можно легко оценить, находится ли компас в горизонтали. Курсовая линия указывает на цифру на диске. Эта цифра и будет курсом нашего движения, при этом магнитная стрелка не будет видна. Такой метод считывания показаний компаса позволяет максимально отдалить его от стальных элементов дайверского снаряжения, и который является очень полезным для повышения точности навигации. Компас лучше всего держать в руках, или на специальной консоли (планшете, на котором помимо глубиномера и компаса находится в модели супер люкс также измеритель расстояния).
Установка курса на компасе
Самый простой способ найти правильное направление движения - это смотреть на компас сверху. Если наш курс 300 градусов, то поверните поворотный лимб так, чтобы курсовая черта совпала с цифрой 300 на поворотном лимбе. Теперь держите компас, так чтобы магнитная стрелка находилась в центре мушки. Курсовая линия укажет направление движения.
При плавании на очень длинные расстояния (больше 10 мин), или когда мы стремимся точно попасть на цель, я предлагаю просто смотреть в окно компаса, а не на мушку сверху. Во время движения мы видим постоянные отклонения от назначенного курса. Колебания 5-10 °, вполне естественны и не стоит так чрезмерно с ними бороться. Более значительные отклонение от правильного курса должны быть скорректированы. Если для примера, отклонение справа 20 °,то следующее должно быть 20 ° влево от правильного курса. Период перестройки и справа и слева должны быть равны. Любая корректировка курса должно быть очень плавной, изменения курса более чем на 20 ° свидетельствует о проблемах с сохранением направления движения и не будет надежно достигнута цель. Обучение является лучшим способом для решения всех проблем
Найти курс возвращения просто, он находится на другом конце курсовой линии, для 300 градусов, мы можем прочитать значение курса 120 градусов. Вам не нужно рассчитывать ничего, просто прочитать значение. Математически - это курс, смещенный от первоначального на 180 градусов
Навигация по квадрату
Следующий шаг заключается в навигации по квадрату, это не особенно трудно. Так же, как в методе плавания вперед и назад, перед началом движения вы должны определить новый курс. Различия в следующем курсе будет на 90 °.
Если поворачиваем налево, то поворотный лимб вращаем вправо, если поворачиваем направо, то поворотный лимб вращаем влево, то есть всегда в противоположном направлении направлению поворота.
Т.е. если плывем курсом 300 ° и хотим повернуть налево на 90о, то лимб поворачиваем вправо на 90 °. Новый курс составляет 210 ° (300-90 = 210 °).
В следующей точке поворачиваем на 90 ° влево. Новый курс составляет 120 °. В третьей точке поворот налево также на 90 °. Новый курс составляет 30 °. И приплываем с исходную точку.