- Сообщения
- 105,952
- Реакции
- 426,737
- Баллы
- 135
1622 год. Siglo de Oro, золотой век Испании.
Над могущественной империей Габсбургов в прямом смысле никогда не заходит солнце. Популярная местная поговорка гласит: «В Испании все дорого, кроме серебра». Ежегодно в Севилью прибывает «Флот Индий»: десятки заполненных до отказа галеонов доставляют из Нового Света и Азии тысячи тонн драгоценных металлов, камней, пря
Над могущественной империей Габсбургов в прямом смысле никогда не заходит солнце. Популярная местная поговорка гласит: «В Испании все дорого, кроме серебра». Ежегодно в Севилью прибывает «Флот Индий»: десятки заполненных до отказа галеонов доставляют из Нового Света и Азии тысячи тонн драгоценных металлов, камней, пря
ностей, шелка, табака, фарфора. Однако в 1622 году что-то пошло не так. Жестокий ураган стал причиной гибели трети кораблей серебряной флотилии Испании, в их числе грозного 20-пушечного «Нуэстра Сеньора де Аточа», на борту которого находились умопомрачительные сокровища. Onliner.by рассказывает об истории крушения легендарного галеона и его поисках, триумфально завершившихся 350 лет спустя.
Первые полвека после открытия экспедициями Христофора Колумба западного пути в «Индию» новые заморские владения Испании приносили ее монархам сплошные разочарования. Все изменилось в середине XVI века, когда началось активное освоение богатейших месторождений серебра в ныне мексиканских Гуанахуато и Сакатекасе и особенно в Потоси на территории современной Боливии. Потоси, расположившийся у подножия горы Серро-Рико («Богатая гора»), которая, по распространенной легенде, целиком состояла из руд серебра, стремительно вырос в один из крупнейших городов Южной Америки и промышленных центров всего мира.За 230 лет испанцы ценой сотен тысяч жизней добыли здесь драгоценного металла на 820 млн песо. Это было фантастической суммой. Монета в один песо весила 26,7 грамма. Несложные подсчеты говорят, что только из недр Серро-Рико было извлечено более 20 тыс. тонн серебра. Караванами из лам и мулов их перевозили на тихоокеанское побережье Испанской Америки, откуда морем отправляли на север в Панаму. Там все теми же мулами драгоценный груз доставлялся в порт Портобелло на карибском берегу перешейка.Это была всего лишь одна составляющая будущего ежегодного груза «Серебряной флотилии». В самой Испании ее называли «Флотом Индий» (Flota de Indias), и она имела для существования колониальной империи Габсбургов первостепенное значение. Начиная с 1566 года и следующие 224 сезона каждую весну из Севильи, главного морского порта страны, выходила эскадра из военно-транспортных кораблей. На них в Новый Свет доставлялись переселенцы, ткани, промышленные товары, все то, что в заморских владениях еще не производилось. В Карибском море после трансатлантического перехода эта армада разделялась. Часть кораблей шла в Портобелло за боливийским и перуанским серебром, часть — на остров Маргарита за жемчугом, часть — в Картахену, куда свозились великолепные колумбийские изумруды из шахт Музо, часть — в мексиканский Веракрус.Веракрус был особенно важен, ведь там в течение предшествовавшего года концентрировалось не только серебро из рудников Сакатекаса и Гуанахуато, но и весь груз «манильских галеонов». Дело в том, что добычу из своих азиатских колоний (прежде всего с Филиппин) испанцы предпочитали отправлять в Мексику. Путь в западном направлении (через Индийский океан и мыс Доброй Надежды, вокруг Африки) был опасен, потому что контролировался голландцами. Вместо этого галеоны с пряностями, шелком, фарфором и другими сокровищами Юго-Восточной Азии из Манилы плыли в Акапулько, там товары перегружались на сухопутные караваны и пересекали Мексику, где присоединялись к американскому серебру в Веракрусе.Погрузка всего этого накопленного за год добра обычно продолжалась несколько месяцев, бо́льшую часть лета. В конце августа — начале сентября тяжело груженные корабли, вновь собиравшиеся в единую флотилию в Гаване, на Кубе, отправлялись в обратный путь в Севилью, где их уже с нетерпением ждали. Так продолжалось из года в год на протяжении столетий. Уже к концу XVI века благодаря эксплуатации своих заморских владений Испания превратилась в богатейшую страну мира, однако с пользой эти свалившиеся на голову немыслимые деньги она использовать не смогла.Оценить объем поступивших в Европу ценностей сейчас практически невозможно. Считается, что только серебра из «Индий» за 300 лет было вывезено на сумму, эквивалентную современным $500 млрд. К этому стоит добавить драгоценные камни, пряности, азиатские предметы роскоши, медь, табак, шелк, сравнительно небольшое количество золота, чтобы понять, что доходы испанцев перевалили далеко за триллион. При этом тратилось все это богатство вовсе не на развитие экономики, а на милитаристские кампании Габсбургов по всему миру — практика, которая не может не напомнить некоторые современные реалии.20% всех привезенных в Испанию ценностей сразу отправлялось в казну (так называемая королевская пятая часть), еще столько же поступало туда через систему налогов, прежде всего алькабалу (налог на все торговые сделки). Остальное делилось между севильскими купеческими династиями, фактически контролировавшими заокеанскую торговлю. Монархи расходовали свою долю на бесконечные войны, торговцы же в основном возвращали свои капиталы обратно в «Индии», вкладывая их в развитие бизнеса. Промышленности в самой Испании фактически не было, ведь не было стимула создавать ее. Проще и дешевле было купить все за пределами страны благодаря дешевому американскому серебру.К середине XVI века производство серебра в мире благодаря освоению месторождений в Потоси и Мексике выросло в 60 раз. Следствием этого стало падение стоимости благородных металлов, что, в свою очередь, к концу века вызвало повышение цен в 2,5—4 раза. Это была так называемая революция цен. Несметные сокровища, добытые испанцами в колониях, вызвали коллапс денежного обращения и беспрецедентную деградацию экономики в метрополии — парадокс, до сих пор изучаемый историками.Год 1622-й не предвещал никаких неожиданностей. «Серебряная флотилия» благополучно добралась до Нового Света, ее корабли собрали по карибским портам весь драгоценный груз и к 22 августа вновь встретились в Гаване, чтобы оттуда вместе отправиться в Европу. Конвой состоял из 28 судов, в числе которых был и тяжелый 20-пушечный галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа». Этот корабль грузоподъемностью 550 тонн, построенный всего двумя годами ранее и названный в честь одной из католических святынь Мадрида, замыкал флотилию, однако выполнял не только и не столько военно-оборонительную функцию.В его трюмах находилось 24 тонны серебра в слитках, 1,8 млн отчеканенных серебряных песо (это еще более 40 тонн драгметалла), 582 медных и 125 золотых слитков, 350 сундуков с индиго, 525 тюков с табаком и 1200 фунтов серебряного лома. И это лишь то, что было указано в грузовом манифесте галеона. На борту, как показала практика, была и «незадекларированная» контрабанда, хозяева которой не желали отдавать обязательную пятую часть королю Испании, и личные драгоценности в ассортименте.
Первые полвека после открытия экспедициями Христофора Колумба западного пути в «Индию» новые заморские владения Испании приносили ее монархам сплошные разочарования. Все изменилось в середине XVI века, когда началось активное освоение богатейших месторождений серебра в ныне мексиканских Гуанахуато и Сакатекасе и особенно в Потоси на территории современной Боливии. Потоси, расположившийся у подножия горы Серро-Рико («Богатая гора»), которая, по распространенной легенде, целиком состояла из руд серебра, стремительно вырос в один из крупнейших городов Южной Америки и промышленных центров всего мира.За 230 лет испанцы ценой сотен тысяч жизней добыли здесь драгоценного металла на 820 млн песо. Это было фантастической суммой. Монета в один песо весила 26,7 грамма. Несложные подсчеты говорят, что только из недр Серро-Рико было извлечено более 20 тыс. тонн серебра. Караванами из лам и мулов их перевозили на тихоокеанское побережье Испанской Америки, откуда морем отправляли на север в Панаму. Там все теми же мулами драгоценный груз доставлялся в порт Портобелло на карибском берегу перешейка.Это была всего лишь одна составляющая будущего ежегодного груза «Серебряной флотилии». В самой Испании ее называли «Флотом Индий» (Flota de Indias), и она имела для существования колониальной империи Габсбургов первостепенное значение. Начиная с 1566 года и следующие 224 сезона каждую весну из Севильи, главного морского порта страны, выходила эскадра из военно-транспортных кораблей. На них в Новый Свет доставлялись переселенцы, ткани, промышленные товары, все то, что в заморских владениях еще не производилось. В Карибском море после трансатлантического перехода эта армада разделялась. Часть кораблей шла в Портобелло за боливийским и перуанским серебром, часть — на остров Маргарита за жемчугом, часть — в Картахену, куда свозились великолепные колумбийские изумруды из шахт Музо, часть — в мексиканский Веракрус.Веракрус был особенно важен, ведь там в течение предшествовавшего года концентрировалось не только серебро из рудников Сакатекаса и Гуанахуато, но и весь груз «манильских галеонов». Дело в том, что добычу из своих азиатских колоний (прежде всего с Филиппин) испанцы предпочитали отправлять в Мексику. Путь в западном направлении (через Индийский океан и мыс Доброй Надежды, вокруг Африки) был опасен, потому что контролировался голландцами. Вместо этого галеоны с пряностями, шелком, фарфором и другими сокровищами Юго-Восточной Азии из Манилы плыли в Акапулько, там товары перегружались на сухопутные караваны и пересекали Мексику, где присоединялись к американскому серебру в Веракрусе.Погрузка всего этого накопленного за год добра обычно продолжалась несколько месяцев, бо́льшую часть лета. В конце августа — начале сентября тяжело груженные корабли, вновь собиравшиеся в единую флотилию в Гаване, на Кубе, отправлялись в обратный путь в Севилью, где их уже с нетерпением ждали. Так продолжалось из года в год на протяжении столетий. Уже к концу XVI века благодаря эксплуатации своих заморских владений Испания превратилась в богатейшую страну мира, однако с пользой эти свалившиеся на голову немыслимые деньги она использовать не смогла.Оценить объем поступивших в Европу ценностей сейчас практически невозможно. Считается, что только серебра из «Индий» за 300 лет было вывезено на сумму, эквивалентную современным $500 млрд. К этому стоит добавить драгоценные камни, пряности, азиатские предметы роскоши, медь, табак, шелк, сравнительно небольшое количество золота, чтобы понять, что доходы испанцев перевалили далеко за триллион. При этом тратилось все это богатство вовсе не на развитие экономики, а на милитаристские кампании Габсбургов по всему миру — практика, которая не может не напомнить некоторые современные реалии.20% всех привезенных в Испанию ценностей сразу отправлялось в казну (так называемая королевская пятая часть), еще столько же поступало туда через систему налогов, прежде всего алькабалу (налог на все торговые сделки). Остальное делилось между севильскими купеческими династиями, фактически контролировавшими заокеанскую торговлю. Монархи расходовали свою долю на бесконечные войны, торговцы же в основном возвращали свои капиталы обратно в «Индии», вкладывая их в развитие бизнеса. Промышленности в самой Испании фактически не было, ведь не было стимула создавать ее. Проще и дешевле было купить все за пределами страны благодаря дешевому американскому серебру.К середине XVI века производство серебра в мире благодаря освоению месторождений в Потоси и Мексике выросло в 60 раз. Следствием этого стало падение стоимости благородных металлов, что, в свою очередь, к концу века вызвало повышение цен в 2,5—4 раза. Это была так называемая революция цен. Несметные сокровища, добытые испанцами в колониях, вызвали коллапс денежного обращения и беспрецедентную деградацию экономики в метрополии — парадокс, до сих пор изучаемый историками.Год 1622-й не предвещал никаких неожиданностей. «Серебряная флотилия» благополучно добралась до Нового Света, ее корабли собрали по карибским портам весь драгоценный груз и к 22 августа вновь встретились в Гаване, чтобы оттуда вместе отправиться в Европу. Конвой состоял из 28 судов, в числе которых был и тяжелый 20-пушечный галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа». Этот корабль грузоподъемностью 550 тонн, построенный всего двумя годами ранее и названный в честь одной из католических святынь Мадрида, замыкал флотилию, однако выполнял не только и не столько военно-оборонительную функцию.В его трюмах находилось 24 тонны серебра в слитках, 1,8 млн отчеканенных серебряных песо (это еще более 40 тонн драгметалла), 582 медных и 125 золотых слитков, 350 сундуков с индиго, 525 тюков с табаком и 1200 фунтов серебряного лома. И это лишь то, что было указано в грузовом манифесте галеона. На борту, как показала практика, была и «незадекларированная» контрабанда, хозяева которой не желали отдавать обязательную пятую часть королю Испании, и личные драгоценности в ассортименте.