Вставьте видео, посмотреть охота.
Походу акула заповедник защищает:
«Известия» выяснили, что спасать надо не людей от акулы, а заповедник от людей
фото: Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Белая акула-людоед, откусившая руки 25-летнему Денису Удовенко, окончательно сорвала туристский сезон в Приморье. Нападение на молодого компьютерщика, купавшегося с женой в 100 м от берега, стало первым и единственным на территории России за все время наблюдения за огромными хищницами. Второе нападение, которое случилось на следующий день на острове Попова на 16-летнего Валерия Сидоровича, у специалистов вызывает массу вопросов и сомнений: а была ли вообще акула? По этому случаю даже обещают провести дополнительные экспертизы, до которых у региональных властей просто не доходили руки.
Между тем тиражируемые страшилки про чудовище, которое охотится за купающимися и уже попробовало человечьего мяса, сделали свое дело. Пляжи закрыты, повсюду объявления, что заходить в воду опасно. Другое дело, что многих не остановить — и взрослые, и дети все равно купаются. Правда, на пляжах остались в основном те, кто приехал на отдых еще до появления акулы, новеньких же практически нет. Поток машин, который в выходные движется из Владивостока в сторону Амурского залива с его потрясающими по красоте бухтами, теперь развернут в противоположную сторону.
До бухты Теляковского, где случилась трагедия, от Владивостока больше 200 км. Вполне приемлемая поначалу трасса под конец путешествия превращается в американские горки, преодолеть которые можно лишь на мощном джипе со скоростью 10 км/ч. Владельцы джипов за такой экстрим берут дополнительные деньги. Большинство же до этих заповедных мест не добирается, останавливаясь в небольшом поселке Андреевка, который здесь называют Рио-де-Андреевка. Кругом бродят полуголые люди, направляясь от пляжа до шалмана на курьих ножках и обратно. Народу не меньше, чем в Сочи в разгар сезона, всюду шансон и шашлыки.
Собственно, дальше Андреевки народ не добирался и раньше. В соседнем поселке Витязь стояли военные, это была закрытая зона, где чужие не появлялись: там в небольшой бухточке были база подводных лодок и тренировочный лагерь подводных диверсантов — дельфинов, сивучей и морских котиков. Их обучали взрывать вражеские корабли и подводные лодки, а потом, в разгар перестройки и развала ВМФ, продали в различные дельфинарии на потеху публике.
Как напоминание о былом боевом прошлом в воде ржавеет остов старого корабля — место встречи здешних браконьеров и перекупщиков краба, гребешка и трепанга. В 1990-е морские деликатесы отправляли в Китай такими объемами, что сейчас их практически не осталось. Напоминание о настоящем — горы мусора, оставленного туристами, и тот же незаконно выловленный краб, которого продают в палатке и которого не советуют брать местные жители, намекая на опасность отравиться.
Скромные герои
Бухта Теляковского — уютное тихое местечко, где прямо на берегу стоят палатки и джипы. По красоте она даст сто очков вперед тайскому острову Та Пу, где снимался Джеймс Бонд и куда едут тысячи туристов со всего мира. Настоящие герои, которые в прямом смысле спасли Денису Удовенко жизнь, как и агент ОО7, все это время молчали о своем подвиге. Мы нашли их на берегу.
Сергей Торохов и Кирилл Зенков уже много лет приезжают сюда из Хабаровска. Крошечный островок Томящегося сердца с роскошными соснами, до которого вплавь меньше 10 минут, они знают как свои пять пальцев. Название — не просто романтическая прихоть: во время шторма в стенки небольшого закрытого бассейна на острове бьется камень в форме сердца, «ухая» так, будто и впрямь живое. В полвосьмого вечера Сергей и Кирилл как раз шли мимо острова на резиновой лодке с мотором, пополняя запас дров.
— Мы уже собрались плыть назад, когда услышали женские крики: «Помогите! Акула!» — рассказывает Сергей. Кричали прямо по курсу, и они рванули. Краем глаза видели, как акула проплыла мимо парня с девушкой, разделив их, а потом из-под воды напала на Дениса.
Первой вытащили Полину. «Спасите парня!» — кричала она. Денис отбивался от акулы руками, а та схватила его и тащила на дно. Не теряя ни секунды, ребята двинулись на акулу. «Вода кругом была как томатный сок», — говорит Кирилл. «Руки давай!» — крикнул Сергей. Денис протянул две культи. За них и его вытащили. Под водой они отчетливо видели бочкообразную пятимитровую темную тушу с заостренной мордой и характерным хвостом. Преследовать она их не стала.
На берегу они первым делом срубили канаты с палатки и перетянули раненому руки. Все кинулись звонить в службу спасения — чтобы прислали вертолет или катер. «Нам сказали: какая акула? Какой вертолет? Какой катер? У нас ничего нет, разбирайтесь сами!»
Дениса положили в джип и понеслись в ближайшую больницу. «Мне казалось, что из него вылилось все и мы его не довезем», — говорит Сергей. Но Кирилл давил на газ и отчаянно сигналил: дорога — а точнее, ужасные колдобины и рытвины — до Славянки, где находится ближайшая больница, занимает не меньше двух часов. Ребята домчались за 40 минут.
После того как во все службы стали названивать буквально все, кто был в бухте, им навстречу отправили скорую, в которой не оказалось даже сильных обезболивающих. «Медсестра просто взяла Дениса за руку и разговаривала с ним — лишь бы он не закрывал глаза и не уходил», — вспоминает Ирина, жена Кирилла, которая ехала с ними в больницу. Следом прислали еще одну скорую — уже с врачом и нужными лекарствами.
В больнице Дениса сразу поместили в реанимацию и по локоть отняли руки. Он уже в общей палате, и его родные в интернете собирают ему деньги на протезы — всего потребуется не меньше 2 млн рублей. Остальные раны — на туловище и ногах — потребуют косметических операций.
— Сергей и Кирилл настоящие герои, хотя об их подвиге никто не знает, — говорит профессор Владимир Долганов, главный спец в России по акулам. — Белая акула массой больше 2 т — а эта подруга была именно такая — могла запросто смахнуть их мощным хвостом, а потом по очереди сожрать. Но они не только не испугались, но и сделали все, чтобы спасти парню жизнь.
— Они настоящие герои, и мы обязаны им жизнью. Я считаю, что ребят должны наградить, — говорит Полина Удовенко.
Профессор Долганов тоже хочет, чтобы власти дали парням орден Мужества. Власти же пока добиваются от профессора, чтобы он возглавил спецоперацию по поимке акулы-людоеда. Обещая, конечно, все необходимое.
Поймать и уничтожить
На поиски акулы-людоеда местные власти собираются снарядить три судна, оборудованные сетями и крюками для поимки хищницы. Детали пока уточняются, сети в экстренном порядке ищут по всему Приморью. В успех этой дорогостоящей операции не верит никто, но решение принято, да и общественное мнение нужно как-то успокоить, говорят о будущей спецоперации под названием «Акула» все причастные к ней.
— Сначала все боялись «Фукусимы» — народ к нам не ехал, потому что запугали всех радиацией, которой здесь не было и не могло быть по определению — и морские потоки, и роза ветров направлены в обратную от нас сторону. Теперь вот всем мерещатся стаи акул — то их видели у Владивостока, то у острова Русский, то на острове Попова, — профессор Владимир Долганов переехал в бухту Витязь и теперь на месте отслеживает ситуацию. За эти дни про его «подопечных» было рассказано столько небылиц, что он уже устал их опровергать то высокопоставленным приморским чиновникам, то сотрудникам МЧС, то просто отдыхающим.
Во-первых, по его словам, белая акула не ходит стаями. Во-вторых, в этих местах они были всегда, поскольку здесь как минимум 10 лежбищ нерп, их любимой пищи. То есть тезис о заплывших гостьях отпадает. Потому закрытие пляжей Долганов считает бессмысленным — кроме испорченного отдыха людей это ничего не даст.
— Вероятность того, что акула вернется, чтобы кого-нибудь съесть, равна нулю — разве что еще через сто лет, — уверен Долганов.
Но власти предпочли перестраховаться. Чрезвычайные меры — в том числе патрулирование прибрежной зоны силами МЧС и полиции, а также ОМОН на пляжах, который в первые дни выгонял народ из воды, — ввели после того, как в 30 км от первой трагедии случилась вторая: с полуострова Попова в больницу был доставлен 16-летний Валерий Сидорович. Никто и не разбирался, что произошло, — сразу объявили, что на парня напала белая акула.
— Мы ему вкололи промедол, и он все рассказал: как сидел на лодке, рядом с винтом, а потом упал в воду, — рассказывает врач скорой помощи, который отвозил пострадавшего в больницу. — Ни о какой акуле не было ни слова! У меня такое ощущение, что про акулу-людоеда придумали потом: чтобы и палату парню получше дали, и лечение было на уровне.
Профессор Долганов тоже сомневается, что на мальчика напала акула, тем более белая.
— У него раны совсем другие — как после винта. У меня приятель пять лет назад под винт попал, так вот раны были точно такими же, как у этого парня, —говорит Долганов. — Акула — идеальный хирург, после нее раны резаные, а тут рваные.
Как доказательство взбесившейся акулы народу предъявили зуб, якобы оставленный ею в ноге у парня — Долганов собирается отдать его на экспертизу, чтобы развенчать слухи или самому убедиться в очевидном, но невероятном.
Профессор говорит, что будет счастлив, если в сети попадется хотя бы одна акула — за все годы, что он ими занимается и ставит сети, в них попала только одна акула-мако, тоже опасная для человека.
— У нас нерпы в заповеднике живут и размножаются прямо на глазах, и то мы про них практически ничего не знаем, а что уж говорить про акул! С научной точки зрения, если все сделают по уму, это будет уникальный эксперимент, — считает он.
Во всем мире ситуацию с нашествием акул контролируют следующим образом: для начала создается служба мониторинга опасных хищниц, а наиболее опасные участки для купания обносятся специальными противоакульими сетями плюс на путях миграции выставляются ярусы с крюками, куда они попадают. Таким образом, при подходе акул купание запрещают, при отходе — наоборот, разрешают. Сделать все это при том резонансе, который получил случай нападения, и обеспокоенности людей приморским властям вполне по силам.
«Столовка» для акул
Сети будут ставить в районе уникального Дальневосточного морского заповедника — 90% лежбищ нерп, «столовок» для акул, как раз находятся здесь. Он начинается посередине бухты Теляковского и заканчивается у китайской границы. Андрей Гущин, начальник восточного района заповедника, этому совсем не рад — заповедник не место для сетей, считает он. Тем более что та же белая акула занесена в Красную книгу.
Эти земли всегда были неприкосновенны и недоступны для людей, а сейчас соседняя бухта Астафьево — белый песок, изумрудное море, сочная зелень, короче, Мальдивы меркнут — отдана в частные руки. Через разных «дочек» уникальный берег достался банкиру Александру Смоленскому. Теперь прямо на белый песок — за 200 рублей — можно проехать на джипе.
— Вокруг заповедника был олений парк, их тут 10 тыс. голов паслось, сейчас меньше 70 осталось: все кругом продали, всюду люди, которые любыми способами стараются оттяпать кусок под дачу или дом отдыха, — Гущин, сильный мужик, гроза браконьеров, от бессилия лишь разводит руками. — Тут перерыли уже все что могли — мы везде жалуется, бьем тревогу, но стройки лишь на время затихают. Тут такой крутой замес из прокуроских, милицейских и прочих начальников, что не знаешь, куда бежать. С браконьерами и то проще.
Еще лет 10 назад в заповеднике было до пяти трепангов на метр. Сейчас, чтобы найти хоть одного, придется изрядно попотеть — с аквалангом, подо льдом. Но все равно, в разгар сезона, когда трепанг нагуливает зимний жирок и от этого становится особенно ценным, в заповедник с разных концов заходят до 18 лодок с 300-сильными моторами. Их преследуют сотрудники заповедника — на 40- и 60-сильных утлых лодчонках, на которых в зимнюю пору и выходить-то опасно.
— Летом они все перекрашиваются и развозят туристов к тем же лежбищам нерп. Да вот и одна из них, — Гущин машет в сторону лодки с мощным мотором. — 300 лошадей. На днях у браконьеров — морских извозчиков появился новый маршрут: бухта Теляковского. Говорят, что место, где акула-убийца едва не съела человека, у туристов пользуется бешеным спросом.