В фильме (книге) помимо Бережкова-Микулина есть и другие исторические личности, но под своим именем указан лишь «отец русской авиации» – Николай Егорович Жуковский (актер Петр Глебов), который в реальной жизни приходился Микулину родным дядей. Жуковский являлся одним из главных основателей ЦАГИ и Военной Воздушной академии, названной впоследствии его именем. Еще один персонаж – Ганьшин Сергей Борисович (актер Владимир Конкин) – это Стечкин Борис Сергеевич, будущий выдающийся советский ученый в области двигателестроения, академик. По фильму (книге) и по жизни был Микулину близким другом, соратником, а также родственником по линии Жуковского. Микулин и Стечкин во время Первой мировой войны работали в «секретной» лаборатории по военным изобретениям инженера-предпринимателя Н.Н. Лебеденко, который послужил прообразом «Бархатного Кота» - проходимца Анатолия Викентьевича Подрайского (актер Владимир Сошальский). Только вот настоящий Лебеденко, а не литературный, после революции сбежал за границу со всеми деньгами, полученными за военные подряды.
В Ладошникове Михаиле Михайловиче (актер Александр Пороховщиков) угадывается Архангельский Александр Александрович – советский авиаконструктор, имевший как самостоятельные разработки самолетов (СБ, Ар-2), так и работавший совместно с Андреем Николаевичем Туполевым, в том числе в качестве его заместителя, а с 1971 по 1978 – главным конструктором ОКБ А.Н.Туполева. Этого человека в свое время я немного знал, т.к. дружил в детские и юношеские годы с его внуком. Но Архангельский будучи другом Микулина и учеником Жуковского, работая с ними над различными проектами, например, аэросанями в организации «Компас» (КОМиссия по Постройке АэроСаней), никогда не строил самолета типа ЛАД-1. Тяжелыми летательными аппаратами в 1912-14 гг. занимался Игорь Иванович Сикорский, создавший «Русского Витязя» и «Илью Муромца» - самые большие на тот момент летающие самолеты в мире. Микулин знал лично Сикорского, хотя не был с ним в близких дружеских отношениях, не вел совместной крупной работы, кроме того, что создал авиационную бомбу и прицел для бомбометания, которые могли быть использованы на «Илье Муромце». После революции, в 1919 году, Сикорский эмигрировал в США, где организовал авиастроительную фирму (в этом ему финансово посодействовал композитор Сергей Рахманинов), прославившуюся своими вертолетами. Фирма «Sikorsky» существует и сегодня. Был в России еще один конструктор, построивший самолет больший по размеру, чем «Илья Муромец» (в фильме так заявлены габариты ЛАД-1) - Василий Андрианович Слесарев, ученик Н.Е.Жуковскго. Но его самолет «Святогор» так и не поднялся в небо, а сам Слесарев был убит у себя дома в 1921 г. (застрелен женщиной, предположительно агентом английской разведки). Кроме того, Микулин никогда не был близко знаком с Василием Андриановичем. Так что самолет ЛАД-1, как и многие другие события в фильме – это фантазии, насыщающие произведение, без которых книга (фильм) стали бы скучным повествованием. Но в фильме внешний облик ЛАД-1 очень напоминает «Святогор».
Профессор Берест (в книге - Шелест) Август Иванович (актер Игорь Владимиров) тоже реальный человек – Бриллинг Николай Романович. Создал теоретическую основу ДВС (двигателей внутреннего сгорания) и паровых турбин. Его первый труд на эту тему был издан еще в 1911 году. Вместе с Жуковским работал в «Компасе» над созданием аэросаней. В 1918 году возглавил НАЛ (Научная Автомобильная Лаборатория) со штатом пять человек, которую в 1921 году реорганизовали в НАМИ (Научный Автомоторный Институт). Через два года после реорганизации в институт (в фильме он назван АДВИ) к Бриллингу пришел работать Микулин, но не младшим чертежником, а старшим, т.к. для него тогда не нашлось другой свободной должности. Еще через два года Александр Александрович стал главным конструктором данной организации. Ну, а Николай Романович в 1928 году уходит из НАМИ. С 1933 по 1960 годы он работает в МАДИ в качестве зав. кафедры «Автотракторные двигатели», занимается научной деятельностью.
Еще хочется упомянуть одного персонажа - Дмитрия Ивановича Родионова (актер Евгений Киндинов). Примером этому персонажу послужил Баранов Петр Ионович, профессиональный революционер, сидевший много раз в царских тюрьмах, прошедший огненными дорогами Первой мировой и Гражданской войн. Весной 1921 года, будучи делегатом X съезда партии, проходившем в Петрограде, Петр Ионович вместе с другими делегатами принял участие в подавлении мятежа восставшего Кронштадта. В штурме мятежников 16 марта задействовали порядка двух десятков аэросаней, спроектированных Бриллингом и Кузьминым все в том же «Компасе». Микулин и его товарищи в боевых действиях участия не принимали, с Барановым знакомы еще не были, но в книге Бережков и Родионов встречаются именно перед штурмом, а затем молодой конструктор после гибели командира отряда ведет в атаку колонну аэросаней, вооруженных пулеметами, по льду Финского залива. В фильме этот эпизод показан менее значимо: одинокие аэросани, управляемые главным героем, мчатся по замерзшей реке на боевые порядки непонятно какого противника…
В 1923 г. Баранов занимал должность начальника и комиссара бронесил РККА (бронированные аэросани относились к этому ведомству), а с 1924 по 1931 годы – начальника ВВС РККА, активно помогая развитию авиации и моторостроения. Затем он ушел на повышение, став заместителем наркома тяжёлой промышленности и начальником Главного управления авиационной промышленности. К сожалению в 1933 году в возрасте 41 года он погиб в авиакатастрофе. Тогда же его именем был назван ЦИАМ (Центральный Институт Авиационного Моторостроения), который сегодня расположен в Москве на улице Авиамоторной недалеко от станции метро «Авиамоторная». Микулин А.А. работал в этом институте с 1930 по 1936 годы.
В 1955 году пленум ЦК КПСС освободил Георгия Максимилиановича Маленкова от обязанностей председателя Совмина СССР. Микулин лишился последнего высокого покровителя (до этого таковыми являлись И.В. Сталин и Л.П. Берия). Вскоре на опытный авиамоторостроительный завод №300 (г. Москва), на котором в должности главного конструктора и ответственного руководителя с 1943 г. работал академик Микулин, буквально примчался министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев, воспользовавшись в тот день отсутствием главного на предприятии. Своим приказом он освободил академика от всех возложенных на него обязанностей. К счастью он не имел права лишить Александра Александровича всех правительственных наград и званий, среди которых звание Героя Социалистического Труда (1940 г.), академика АН СССР (1943 г.), генерал-майора-инженера (1944 г.). Но Дементьев своим приказом запретил Микулину занимать какие-либо руководящие должности в авиационной промышленности, а новому директору завода строго наказал не пускать Александра Александровича на порог созданного им предприятия. Выручил шестидесятилетнего академика его старый друг – Стечкин Б.С., на тот момент член-корреспондент АН СССР, директор института двигателей АН СССР. Под свою ответственность он устроил Микулина к себе на работу старшим научным сотрудником, где тот проработал до 1959 года.
Каковы причины такой немилости новой власти? Во-первых, сложный характер конструктора, его честность и принципиальность. Во-вторых, его беспартийное прошлое (Микулин лишь в 1954 году вступил в ряды КПСС). В-третьих, у академика не было… законченного высшего образования (!), только среднее техническое. Не вписался ТАЛАНТ в новые рамки действительности...
Не усидев на пенсии, Микулин занялся вопросами медицины. Эта тема стала его занимать еще в 1945 году, поскольку у Александра Александровича возникли проблемы с сердцем. Проведя исследования на предмет причин старения и болезней, конструктор авиадвигателей параллельно разрабатывал методы лечения и оздоровления организма человека. Уже в 1946 году Микулину было выдано авторское свидетельство на «Устройство для управления и развития мышц человеческого тела». К концу 60-х годов у академика-пенсионера накопилось много теоретических и практических наработок в данном направлении, но Министерство Здравоохранения СССР категорически отказывалось публиковать материалы Микулина, т.к. у него не было медицинского образования. Поступив в 1971 году в Медицинский институт, Александр Александрович заканчивает его с отличием в возрасте 80-лет. Через год защищает кандидатскую диссертацию, затем на полных основаниях издает свой труд «Активное долголетие».
Преодолев болезни и недуги, Микулин А.А. умер в возрасте 90 лет в 1985 году. Он прожил долгую, трудную, но счастливую, насыщенную творчеством, жизнь, как результат его ТАЛАНТА.
Всего об этом удивительном человеке не перескажешь. Даже одной книги будет мало. А написать такую книгу-биографию Александр Альфредович Бек, по всей видимости, задумал еще в конце 30-х годов, когда лежал в одной больнице с будущим героем своего романа. Микулин никогда не любил рассказывать о себе, потому остается загадкой, как удалось автору вытянуть из него информацию. Но когда Бек принес в конце 40-х рукопись «Таланта» в редакцию, то главный редактор дал сперва прочитать роман авиаконструктору, ничего не сказав о ком, собственно, идет там речь. Микулин сразу узнал себя и обрушился с руганью (человек он был несдержанный) на редактора и автора, пообещав последнему переломать ноги, если роман выйдет в печать. Коллеги Бека посоветовали ему изменить героя до неузнаваемости. На что писатель ответил: «Он хотел мне ноги сломать, давайте и я ему сломаю ногу». Так появилась сцена с ранением в ногу Бережкова, после чего он хромал всю жизнь. Но Микулину этого было недостаточно. Тогда Александр Альфредович переписал весь роман, изменив и придумав многие события. Только в 1956 году книга увидела свет. Но все равно человеку хорошо знакомому с историей авиации очевидно какие реальные персонажи прописаны в романе…