- Сообщения
- 6,731
- Реакции
- 25,655
- Баллы
- 113
Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения
Таинственное, можно сказать даже где-то загадочное слово, - ЭПРОН. Тем, кто вырос в Советской России до Великой Отечественной войны, не нужно было объяснять, что это такое. Вся страна знала о героях-специалистах по подъему затонувших кораблей и подводных лодок.
О том, какой популярностью пользовался ЭПРОН в Советской России, свидетельствует хотя бы такой факт: в 30-х годах Ленинградский цирк на Фонтанке устраивал водяной аттракцион "Люди морского дна", демонстрировавший публике достижения "красных водолазов" - работников ЭПРОНа.
Или, например, кинолента 1940 года "Гибель Орла" с Сергеем Столяровым в одной из заглавных ролей. Надо сказать, правильно снятый фильм: в нем фигурировал даже жесткий скафандр марки "Галеацци". Картина оставляла впечатление, что водолаз ЭПРОНа должен быть огромного роста и иметь железное здоровье. Посмотрев ее по несколько раз, многие мальчишки шли учиться на водолазов (вспоминаем РИО и РВС :mosking
Строить новые корабли дорого, решили в правительстве, - проще и дешевле поднимать затонувшие суда, свои и чужие (особенно военные), ремонтировать их и вводить в строй. Да и государственную казну можно пополнить за счет такого подъема: это и лом, и работоспособные механизмы, и вооружение, и дорогостоящие цветные металлы, которые, прежде всего, необходимы для восстановления промышленности. 5 января 1921 года был подписан декрет Совета Народных комиссаров "О работе по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях". Такова "приземленная" версия последующего рождения ЭПРОНа. Есть и другая, более красивая...
Таинственное, можно сказать даже где-то загадочное слово, - ЭПРОН. Тем, кто вырос в Советской России до Великой Отечественной войны, не нужно было объяснять, что это такое. Вся страна знала о героях-специалистах по подъему затонувших кораблей и подводных лодок.
О том, какой популярностью пользовался ЭПРОН в Советской России, свидетельствует хотя бы такой факт: в 30-х годах Ленинградский цирк на Фонтанке устраивал водяной аттракцион "Люди морского дна", демонстрировавший публике достижения "красных водолазов" - работников ЭПРОНа.
Или, например, кинолента 1940 года "Гибель Орла" с Сергеем Столяровым в одной из заглавных ролей. Надо сказать, правильно снятый фильм: в нем фигурировал даже жесткий скафандр марки "Галеацци". Картина оставляла впечатление, что водолаз ЭПРОНа должен быть огромного роста и иметь железное здоровье. Посмотрев ее по несколько раз, многие мальчишки шли учиться на водолазов (вспоминаем РИО и РВС :mosking
Строить новые корабли дорого, решили в правительстве, - проще и дешевле поднимать затонувшие суда, свои и чужие (особенно военные), ремонтировать их и вводить в строй. Да и государственную казну можно пополнить за счет такого подъема: это и лом, и работоспособные механизмы, и вооружение, и дорогостоящие цветные металлы, которые, прежде всего, необходимы для восстановления промышленности. 5 января 1921 года был подписан декрет Совета Народных комиссаров "О работе по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях". Такова "приземленная" версия последующего рождения ЭПРОНа. Есть и другая, более красивая...
В истории о золотом кладе были своя Троя и свой Шлиман - некий инженер Владимир Сергеевич Языков, с 1908 года безуспешно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъему английского корабля "Prince". "Принц" затонул во время Крымской войны утром 14 ноября 1854 года на внешнем Балаклавском рейде. Ураган страшной силы обрушился на группу английских кораблей, доставивших к берегам Крыма боеприпасы, продовольствие, теплую одежду и обувь для солдат и офицеров ее величества королевы Виктории. В тот роковой день погибло 34 судна, и среди них "Принц" - фрегат с паровым двигателем, металлическим корпусом и вместительными трюмами. Вместе с ним под воду ушла тайна самого, пожалуй, знаменитого и загадочного клада, поиски которого когда-либо велись на территории нашей страны. Предположительно, на борту находился большой груз золота: бочонки с монетами, предназначенными для выплаты жалованья британским военнослужащим.
Что касается драгоценного груза, сведения в европейской прессе расходились: 200 тысяч, миллион фунтов стерлингов, 500 тысяч франков, 500 тысяч золотых соверенов, 5-6 миллионов рублей царской чеканки. Кстати, к концу XIX века журналисты, в порядке личной инициативы, прибавили к слову "принц" интригующий эпитет "черный". Так что в научно-популярной литературе знаменитый корабль частенько фигурирует под именем, которое никогда не носил.
Кто только не пытался поднять заманчивый груз! В течение второй половины XIX века в Балаклаву (впоследствии крупнейший центр судоподъема и водолазного дела) просто косяком понаехали кладоискатели из США, Германии, Норвегии, Италии. Во Франции в 1875 году предприимчивые граждане даже образовали акционерное общество с довольно крупным основным капиталом. Но успеха так никто и не добился, что неудивительно: ведь 60-метровые глубины бухты оказались практически недосягаемы для несовершенной водолазной техники того времени. В 1914 году охота за английским золотом была приостановлена из-за начала Первой мировой войны.
О "Черном Принце" вспомнили в 1922 году, когда на дне у входа в Балаклавскую бухту один из местных "ихтиандров" нашел несколько золотых монет. А в начале 23-го в ОГПУ появился необычный посетитель (поневоле вспомнишь персонажа из "Мастера и Маргариты"). Владимир Сергеевич Языков пришел с любопытным предложением: организовать экспедицию за сокровищами легендарного корабля, о драгоценном грузе которого он, Языков, собрал немало сведений за пятнадцать лет.
Чекисты встретили его с пониманием, и уже в феврале 23-го Языков попал на прием к заместителю начальника ОГПУ Генриху Ягоде, сумев заинтриговать того своей сумасшедшей "золотой" идеей. После этого Языков вздохнул с облегчением: к кому он только не обращался - и все напрасно! Например, сразу на Лубянку идти как-то... постеснялся и изложил свое дело двум видным троцкистам - заместителю председателя РВС Э.М. Склянскому и командующему Военно-морскими силами республики В.И. Зофу. В очередной раз не встретив понимания, отправился по инстанциям дальше.
После визита Языкова на Лубянку события развивались прямо-таки со скоростью курьерского поезда. 13 марта 1923 года первые судоподъемные партии, согласно приказу ОГПУ №528, были преобразованы в единый орган - Экспедицию подводных работ особого назначения.Инициативная группа в составе B.C. Языкова, Д.А. Карповича и инженера-механика Е.Г. Даниленко, по проекту которого должен был строиться глубоководный снаряд, зачисляется на довольствие и поступает в распоряжение ОГПУ. Таким образом, с самого начала у ЭПРОНа было два руководителя: "от органов" - комиссар (Захаров-Мейер), и технический руководитель Языков. Их общей задачей стала организация, как было сказано в самом приказе, "наилучших условий работы для "экспедиции за золотом"; до лета 1923 года они должны были обеспечить постройку "в наикратчайший срок" снаряда для спуска на большую глубину.
На одном из заводов Москвы была изготовлена особая 10-тонная стальная камера, рассчитанная на трех человек и погружение до 72 метров. Оснащенная системой жизнеобеспечения, телефоном, электричеством, иллюминаторами, механическим манипулятором для захвата предметов, она оказалась надежной в глубинной работе.
В помощь сотрудникам ЭПРОНа были приданы значительные технические средства, и в течение второй половины лета 23-го они занимались поисками точного местонахождения "Принца": дно обследовалось военными тральщиками и металлоискателями, гидроплан и аэростат проводили фотосъемку грунта.
По указанию Ягоды 4 августа 1923 года советскому полпреду в Лондоне Леониду Красину было направлено письмо, с просьбой собрать подробные сведения о грузе фрегата "Принц", однако англичане отмолчались. Особый отдел Черноморского флота "озадачили" подготовкой материала обо всех подводных лодках царского флота, затопленных в 1919 году вблизи Севастополя англичанами.
Осенью 1923 года ЭПРОН приступил к работам в Балаклавской бухте. Второй снаряд Даниленко, в котором находились он сам и Карпович, впервые опускается на глубину 26 сажень. Через неделю, 9 сентября, новый спуск - на 95 и 123 метра. Это мировые рекорды погружения, так как знаменитый французский "подводный танк Рено" появится только на следующий год.
С 11 сентября водолазы приступили к методичному осмотру морского дна бухты, причем несколько раз Захаров спускался сам. Под водой обнаружилось немалое количество корабельных обломков, но отыскать среди разбросанного хлама что-нибудь, отдаленно напоминающее остатки "Принца", не удалось.
В начале октября Захаров, весьма озабоченный отсутствием результата, в третий раз выезжает в Севастополь, чтобы найти свидетелей прежних поисков "Принца" в 1900-1912 годах. Делаются запросы в Британское адмиралтейство, в Рим - для получения справки от итальянского инженера Д. Рестучио, искавшего "Черного Принца" в 1905 году. Все тщетно...
Но это был не конец "золотой лихорадки", а только первая часть детективной пьесы. В октябре 1924 года во время тренировки молодых эпроновцев, проходившей у развалин генуэзской крепости к востоку от входа в бухту, один из водолазов обнаружил на дне ржавый предмет внушительных габаритов. В нем специалисты опознали корабельный паровой котел. Район находки тщательно обследовали, и наконец-то ЭПРОНу повезло: вот он, разбитый корпус железного корабля, целиком погребенный под песчаными заносами и обломками рухнувших скал. Неужели "Черный Принц"?
Два месяца изнурительных работ принесли Экспедиции массу разных предметов - старинную ручную гранату, рукомойник, фарфоровую ступку, подошвы от сапог, неразорвавшиеся снаряды, свинцовые пули... А вот золото "Принца" псблазнило, да не далось. К тому же водолазы столкнулись со значительными трудностями при расчистке корабельного корпуса от песка и многотонных каменных глыб. В декабре работы пришлось прекратить. Поиски обошлись казне в 100 тысяч рублей.
Что касается драгоценного груза, сведения в европейской прессе расходились: 200 тысяч, миллион фунтов стерлингов, 500 тысяч франков, 500 тысяч золотых соверенов, 5-6 миллионов рублей царской чеканки. Кстати, к концу XIX века журналисты, в порядке личной инициативы, прибавили к слову "принц" интригующий эпитет "черный". Так что в научно-популярной литературе знаменитый корабль частенько фигурирует под именем, которое никогда не носил.
Кто только не пытался поднять заманчивый груз! В течение второй половины XIX века в Балаклаву (впоследствии крупнейший центр судоподъема и водолазного дела) просто косяком понаехали кладоискатели из США, Германии, Норвегии, Италии. Во Франции в 1875 году предприимчивые граждане даже образовали акционерное общество с довольно крупным основным капиталом. Но успеха так никто и не добился, что неудивительно: ведь 60-метровые глубины бухты оказались практически недосягаемы для несовершенной водолазной техники того времени. В 1914 году охота за английским золотом была приостановлена из-за начала Первой мировой войны.
О "Черном Принце" вспомнили в 1922 году, когда на дне у входа в Балаклавскую бухту один из местных "ихтиандров" нашел несколько золотых монет. А в начале 23-го в ОГПУ появился необычный посетитель (поневоле вспомнишь персонажа из "Мастера и Маргариты"). Владимир Сергеевич Языков пришел с любопытным предложением: организовать экспедицию за сокровищами легендарного корабля, о драгоценном грузе которого он, Языков, собрал немало сведений за пятнадцать лет.
Чекисты встретили его с пониманием, и уже в феврале 23-го Языков попал на прием к заместителю начальника ОГПУ Генриху Ягоде, сумев заинтриговать того своей сумасшедшей "золотой" идеей. После этого Языков вздохнул с облегчением: к кому он только не обращался - и все напрасно! Например, сразу на Лубянку идти как-то... постеснялся и изложил свое дело двум видным троцкистам - заместителю председателя РВС Э.М. Склянскому и командующему Военно-морскими силами республики В.И. Зофу. В очередной раз не встретив понимания, отправился по инстанциям дальше.
После визита Языкова на Лубянку события развивались прямо-таки со скоростью курьерского поезда. 13 марта 1923 года первые судоподъемные партии, согласно приказу ОГПУ №528, были преобразованы в единый орган - Экспедицию подводных работ особого назначения.Инициативная группа в составе B.C. Языкова, Д.А. Карповича и инженера-механика Е.Г. Даниленко, по проекту которого должен был строиться глубоководный снаряд, зачисляется на довольствие и поступает в распоряжение ОГПУ. Таким образом, с самого начала у ЭПРОНа было два руководителя: "от органов" - комиссар (Захаров-Мейер), и технический руководитель Языков. Их общей задачей стала организация, как было сказано в самом приказе, "наилучших условий работы для "экспедиции за золотом"; до лета 1923 года они должны были обеспечить постройку "в наикратчайший срок" снаряда для спуска на большую глубину.
На одном из заводов Москвы была изготовлена особая 10-тонная стальная камера, рассчитанная на трех человек и погружение до 72 метров. Оснащенная системой жизнеобеспечения, телефоном, электричеством, иллюминаторами, механическим манипулятором для захвата предметов, она оказалась надежной в глубинной работе.
В помощь сотрудникам ЭПРОНа были приданы значительные технические средства, и в течение второй половины лета 23-го они занимались поисками точного местонахождения "Принца": дно обследовалось военными тральщиками и металлоискателями, гидроплан и аэростат проводили фотосъемку грунта.
По указанию Ягоды 4 августа 1923 года советскому полпреду в Лондоне Леониду Красину было направлено письмо, с просьбой собрать подробные сведения о грузе фрегата "Принц", однако англичане отмолчались. Особый отдел Черноморского флота "озадачили" подготовкой материала обо всех подводных лодках царского флота, затопленных в 1919 году вблизи Севастополя англичанами.
Осенью 1923 года ЭПРОН приступил к работам в Балаклавской бухте. Второй снаряд Даниленко, в котором находились он сам и Карпович, впервые опускается на глубину 26 сажень. Через неделю, 9 сентября, новый спуск - на 95 и 123 метра. Это мировые рекорды погружения, так как знаменитый французский "подводный танк Рено" появится только на следующий год.
С 11 сентября водолазы приступили к методичному осмотру морского дна бухты, причем несколько раз Захаров спускался сам. Под водой обнаружилось немалое количество корабельных обломков, но отыскать среди разбросанного хлама что-нибудь, отдаленно напоминающее остатки "Принца", не удалось.
В начале октября Захаров, весьма озабоченный отсутствием результата, в третий раз выезжает в Севастополь, чтобы найти свидетелей прежних поисков "Принца" в 1900-1912 годах. Делаются запросы в Британское адмиралтейство, в Рим - для получения справки от итальянского инженера Д. Рестучио, искавшего "Черного Принца" в 1905 году. Все тщетно...
Но это был не конец "золотой лихорадки", а только первая часть детективной пьесы. В октябре 1924 года во время тренировки молодых эпроновцев, проходившей у развалин генуэзской крепости к востоку от входа в бухту, один из водолазов обнаружил на дне ржавый предмет внушительных габаритов. В нем специалисты опознали корабельный паровой котел. Район находки тщательно обследовали, и наконец-то ЭПРОНу повезло: вот он, разбитый корпус железного корабля, целиком погребенный под песчаными заносами и обломками рухнувших скал. Неужели "Черный Принц"?
Два месяца изнурительных работ принесли Экспедиции массу разных предметов - старинную ручную гранату, рукомойник, фарфоровую ступку, подошвы от сапог, неразорвавшиеся снаряды, свинцовые пули... А вот золото "Принца" псблазнило, да не далось. К тому же водолазы столкнулись со значительными трудностями при расчистке корабельного корпуса от песка и многотонных каменных глыб. В декабре работы пришлось прекратить. Поиски обошлись казне в 100 тысяч рублей.