ДЛЕДНЫХ ПОГРУЖЕНИЙ ДМИТРИЙ ЖАДАН И МИХАИЛ САФОНОВ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ДАННЫЙ ТЕКСТ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ ПОДЛЕДНЫХ ПОГРУЖЕНИЙ, СЛОЖИВШЕЙСЯ В ДАЙВ-ЦЕНТРЕ «ПОЛЯРНЫЙ КРУГ». ОПИСЫВАЕМАЯ ПРАКТИКА СФОРМИРОВАЛАСЬ ЗА ВРЕМЯ ОРГАНИЗАНИЗАЦИИ ПОДЛЕДНОГО ДАЙВИНГА НА БЕЛОМ МОРЕ, НАЧИНАЯ С МАРТА 1998 ГОДА, И ПРОДОЛЖАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ..
ТЕКСТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ, НЕ ПРЕТЕНДУЕТ НА БЕЗУПРЕЧНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
ТЕКСТ МОЖНО КОПИРОВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЮБЫМ РАЗУМНЫМ СПОСОБОМ НА ПОЛЬЗУ ДАЙВЕРСКОМУ СООБЩЕСТВУ. АВТОРЫ БУДУТ БЛАГОДАРНЫ ЗА ССЫЛКУ НА ОРИГИНАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ТЕКСТА..
АВТОРЫ БЛАГОДАРНЫ ИНСТРУКТОРАМ ИВАНУ КРОНБЕРГУ, ВАДИМУ ШЕСТАЧЕНКО, НАТАЛИИ ЧЕРВЯКОВОЙ, МИХАИЛУ ХРОБОСТОВУ, А ТАКЖЕ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ПОДЛЕДНЫХ ПОГРУЖЕНИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ В ДАЙВ-ЦЕНТРЕ «ПОЛЯРНЫЙ КРУГ».
МЫ БУДЕМ ОЧЕНЬ РАДЫ ЛЮБЫМ ОТЗЫВАМ, УКАЗАНИЯМ НА ОШИБКИ, КОММЕНТАРИЯМ, КРИТИЧЕСКИМ ЗАМЕЧАНИЯМ, СОВЕТАМ, ИДЕЯМ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМ. ПИШИТЕ НАМ НА
SEVER@DIVE.RU
КОММЕНТАРИИ И ОБОСНОВАНИЯ – ПОЧЕМУ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ – ДАНЫ КУРСИВОМ
1. Подготовка места погружения.
1.1 Выбор места погружения. Если предстоит погружение в знакомом месте – его находят по ориентирам: береговым, или GPS. Если предстоит погружение в незнакомом месте (разведка) – его выбирают в соответствии с представлениями о желаемом.
В любом случае, сначала оценивают толщину льда: не слишком ли тонкий лед (смогут ли безопасно перемещаться дайверы и страхующие), и не слишком ли толстый лед (можно ли выпилить майну). Обычно это делают, пробивая пешней или просверливая коловоротом пробные отверстия во льду. Если есть хоть малейшие сомнения в крепости льда, следует проверять лед в застегнутом сухом гидрокостюме. В том месте, где планируется выпилить майну, через просверленное коловоротом отверстие измеряют глубину – эхолотом или лотом (фалом с привязанным грузиком). Когда найдено место, где толщина льда и глубина удовлетворяют требованиям к предстоящему погружению, приступают к выпиливанию майны.
1.2. Выпиливание майны. Снеговой лопатой расчищают место, где будет выпилена майна, и пространство вокруг нее радиусом 3-4 метра. Размечают майну: равносторонний треугольник со стороной около полутора-двух метров, или прямоугольник приблизительно 1х2 метра.
Требования к майне:
- Чтобы в ней спокойно размещалось то количество дайверов, которое ныряет через нее одновременно (как правило – пара или тройка).
- Края должны быть прочны, надежны и удобны для передвижения вокруг майны как минимум шести человек.
- Края не должны иметь трещин, запилов и других ловушек, в которых может заклинить страховочная веревка.
- Желательно, чтобы углы майны были прямыми или острыми – тогда из нее удобно вылезать, подойдя к углу спиной и оперевшись локтями, с помощью страхующего. Этим требованиям удовлетворяют трех- или четырехугольные майны, а пяти-, шестиугольные, округлые не – удобны.
Для пропиливания можно использовать разные наборы инструментов: а) бензопила; б) коловорот + двуручная пила с одной снятой рукояткой; в) коловорот + ледовая пила.
Бензопилой пилить быстрее всего, но есть множество ограничений. 1. Обычные бензопилы имеют довольно короткие шины, и на толстом льду они не пропиливают всю толщину. Пилы с длинными шинами намного дороже. 2. Масло, смазывающее цепь, попадает в майну, загрязняет водоем и снаряжение. 3. Бензопилы, особенно в морской воде, очень быстро портятся. Все эти моменты ограничивают использование бензопил.
Наточенная двуручная пила – удобный инструмент, но если есть специальная ледовая пила (вариант в) - она удобнее.
Оптимальный вариант по соотношению удобство+чистота – вариант в.
Если пилить бензопилой, можно не сверлить дополнительные отверстия коловоротом. Если пилить двуручной пилой, необходимо просверлить несколько отверстий, как минимум столько, сколько сторон у майны. Если пилить ледовой пилой, то в не очень толстом льду направление пропила можно изменять – как при пилении лобзиком. В толстом льду, как правило, все же приходится сверлить дополнительные отверстия.
Пропиливают стороны будущей майны. ВАЖНО: пропил нужно делать с наклоном наружу, так, чтобы куски льда можно было легко вытащить из майны. Кусок льда в майне распиливают на несколько частей в зависимости от толщины льда, - так, чтобы каждый кусок можно было вытащить из майны.
Практика заталкивания кусков льда из майны под лед не может быть признана безупречной. Эти куски могут всплыть в майне в самое неподходящее время, за них цепляется страховочный фал, об них может удариться аквалангист, совершающий аварийный выход. Если все-таки часть кусков заталкивается под лед, то их лучше отгонять под водой подальше от края майны, не допускать нагромождений и не забывать о наличии таких кусков во время выполнения погружений и страховки. Чем меньше будет размер таких кусков — тем лучше. Ни в коем случае нельзя заталкивать под лед единственный кусок льда, который может закупорить майну целиком.
Незадолго до окончания пропила, или после того, в куски льда вкручивают альпинистские ледобуры. К ледобуру карабином или узлом цепляют за середину отрезок веревки с петлями или узлами, и несколько человек, взявшись за веревку, вытаскивают куски льда из майны на лед. Вытащив, оттаскивают льдины на 2-3 метра в сторону от майны. Иногда удобно растащить льдины по четырем (или по двум) сторонам майны, чтобы маркировать ее положение, иногда, наоборот, льдины стаскивают на одну сторону, чтобы не затруднять проход/проезд к майне. После этого большим прочным сачком или шумовкой (лопатой с дырками) вынимают из майны мелкие куски льда, снег, крошки. Если лед тонкий — его можно разбить пешней и затем вынуть шумовкой.
Если майну не пилят заново, а обновляют после некоторого перерыва, может быть достаточно топора, пешни, или мачете, которыми разбивают тонкий лед, а затем сачком или шумовкой вынимают ледяную крошку и снег.
Последние годы мы научились вытаскивать крупные куски льда снегоходом, используя специальную трапецию-рычаг и подцепляя куски льда веревкой с поперечной трубкой, продетыми через сквозные лунки. Подробное описание этого приспособления и процесса ждет своего часа.
1.3. Список оборудования, используемого для подготовки места погружения, упомянутого в разделе 1, и требования к нему.
1. Коловорот
2. Пешня
3. Лот – длинный фал с грузиком на конце для промера глубины
4. Снеговая лопата
5. Бензопила, или двуручная пила, или ледовая пила
6. Альпинистские ледобуры (минимум 2 шт.)
7. Металлические карабины, лучше с резьбовым фиксатором (минимум 2 шт.)
8. Отрезок фала с петлями и узлами.
9. Большой прочный сачок или шумовка.
10. Пешня, топор, или мачете.
11. Сухой гидрокостюм для передвижения по тонкому, опасному льду.
1.4. После окончания погружений майна должна быть хорошо обозначена, чтобы туда никто не свалился. Можно использовать ветви деревьев, лапник, доски, цветную ленту, куски выпиленного льда, поставленные на торец и другие предме