– активно демонстрируют свою трезвость и при всяком удобном случае пытаются убедить других людей отказаться от алкоголя. При этом нередко ведут себя агрессивно или, наоборот, занудно. Стараются подчеркнуть, что все пьющие, вне зависимости, сколько они пьют, принципиально отличаются от трезвенников в худшую сторону. Могут терпимо относиться к алкоголикам, которых надеются завербовать в трезвенники, но при этом ненавидеть тех, кто пьет умеренно, называя их «культурпитейцами». Неудивительно, что среди пьющих людей подобное поведение вызывает неприятие и к таким трезвенникам относятся как к ненормальным. Характерные отзывы пьющих о таких трезвенниках: «Ненормальным я считаю именно ярого трезвенника, который именно кичится своей трезвенностью, пытаясь бросить этим укор другим… Они всем своим видом подчеркивают свою «избранность» в компании, выпячивают это как могут и брезгливо поглядывают на людей пьющих… Ярые трезвенники – те же алкоголики с обратным знаком». Последнее замечание об алкоголиках с обратным знаком часто справедливо в том отношении, что среди активных трезвенников много бывших алкоголиков, которые боятся сорваться и считают, что такая воинствующая позиция поможет им оставаться трезвыми. Подобная активная позиция также характерна для людей, недавно ставших трезвенниками, и для них она представляет собой способ убедить не столько окружающих, сколько самих себя, что их выбор трезвости был правильным. В качестве примера приведем отрывок из воспоминаний о Владимире Высоцком: «Лето 1968 года стало для Высоцкого «трезвым летом». Свидетельница тех дней Л.Пырьева вспоминает: «Володя был тогда в каком-то ожесточении против пьянства. Он совсем не пил, стремился навсегда покончить с этим. И просто с возмущением ко всякой принимаемой кем-то рюмке водки относился, он свирепел и налетал как ураган на тех, кто принимал «ее, проклятую»!.. В то время он называл пьющих «эти алкоголики», убеждал очень всерьез, произносил ну просто пламенные речи против алкоголизма. И прямо как врач-профессионал находил убедительные аргументы против возлияний». Справедливости ради нужно отметить, что агрессивное поведение в отношении трезвенников с целью заставить их выпить происходит намного чаще, чем «агрессия» трезвенников с целью убедить пьющих не пить, которая в некоторых случаях является лишь вынужденной защитной реакцией.
2) «Уверенные трезвенники» – эти люди ни при каких обстоятельствах не скрывают свою трезвость, но и не стараются всегда продемонстрировать ее. Характерной особенностью таких людей является их уверенность в том, что все остальные люди также могут обходиться без алкоголя. Поэтому дома у таких людей нет никаких алкогольных изделий, и когда они проводят какие-либо общественные мероприятия, то алкоголь на них отсутствует. В качестве примера можно привести следующее сообщение: «Премьер-министр Финляндии, не употребляющий спиртные «напитки» нарушил на этой неделе во время визита премьер-министра России Михаила Касьянова дипломатический этикет и финские обычаи гостеприимства, предложив своему российскому коллеге за обедом яблочный сок вместо водки. Когда Михаил Касьянов и его супруга приехали к премьер-министру Финляндии Матти Ванханену домой, им пришлось запивать бифштекс из лосятины водой и яблочным соком. «Я не хочу, чтобы мои дети воспитывались на примере, когда употребление алкоголя является частью обеда», – сказал Ванханен на вопрос о выборе столь странного напитка для торжественного обеда». (
http://www.suomi.ru/forum/printthread.php?threadid=1965) Обратите внимание на резко негативный комментарий журналиста в отношении поступка Ванханена. Негативное восприятие отсутствия алкоголя на столе обычно свидетельствует о том, что такой человек уже не может нормально функционировать без алкоголя, что является признаком алкогольной зависимости. Обычные же пьющие люди, как правило, никоим образом не выражают своего недовольства по поводу необходимости оставаться трезвыми. Уверенные трезвенники приветствуют толерантное отношение к их трезвости и в таких случаях также толерантно относятся к тому, что другие люди употребляют алкоголь, если это не сказывается негативно на их поведении. В случае попытки предложить им выпить алкоголь, реагируют коротко, но твердо и вежливо. Если предложение превращается в принуждение, то могут реагировать резко, вплоть до ухода с мероприятия, где их трезвость не уважают. Если они становятся свидетелями попыток уговорить кого-то выпить первую (или еще одну) дозу алкоголя, то вступаются за того, кто пытается отказаться от алкоголя, не важно, выпил ли уже этот человек или нет. В целом поведение уверенных трезвенников воспринимается людьми как нормальное, за исключением тех людей, которые чувствуют, что им нужно было бы пить меньше или вообще не пить, и поэтому такое трезвое поведение служит им неприятным укором. Например, известная актриса Инна Ульянова вспоминает о знаменитом спортсмене Валерии Брумеле: «Он абсолютно бросил пить, и это, в общем, не пошло ему на пользу. Как-то я с ним встретилась и спросила: «Зачем же так круто? Прямо уж совсем не пить?» Однако сама Инна Ульянова страдала от приступов белой горячки и умерла от цирроза печени. Нередко пьющие люди подходят к такому трезвеннику (который при этом никоим образом не выражал своего отношения к их выпивкам) и начинают либо выражать свое одобрение этой трезвости, либо оправдываться, говоря, что они пьют немного. Наиболее же примечательно то, что в компании уверенного трезвенника некоторые пьющие реально выпивают меньше алкоголя, а иные могут вообще отказаться в этот день от алкоголя, если чувствуют, что они не одиноки в своем выборе.
3) «Пассивные трезвенники» – эти люди стремятся не афишировать свою трезвость, но не стыдятся ее. Если им предлагают выпить, предпочитают сказать что-то типа «я за рулем» (и при этом они действительно собираются управлять автомобилем) вместо того, чтобы заявить о своей полной трезвости. Эти трезвенники считают трезвость нормальной для себя, но при этом полагают, что для остальных людей нормальным является потребление алкоголя. Например, известный певец Николай Басков говорит: «Мне нельзя употреблять спиртное. У меня организм его не воспринимает. Представляете, как обидно». За праздничным столом у них дома обычно присутствует алкоголь, хотя сами они его не пьют. Типичным примером таких пассивных трезвенников являются члены групп анонимных алкоголиков, которые считают, что у них есть дефект – они не могут «пить как все» и поэтому вынуждены воздерживаться. Пассивные трезвенники поддерживают друг друга в трезвости, но не поощряют других людей к трезвости, даже ситуативной. Например, непьющий более 30 лет мэр Москвы Лужков считает, что «нужно учить потреблению алкоголя, чтобы он не приводил человека в свинское состояние». Учить умению отказываться от потребления алкоголя он не считает нужным.
4) «Стыдящиеся трезвенники» – эти люди ведут трезвый образ жизни, но стыдятся его и поэтому всячески пытаются это скрыть (отметим, что мы не рассматриваем здесь людей, которые соглашаются выпить после уговоров, так как они по определению не являются трезвенниками). Эти люди предпочитают иметь в своем бокале нечто, что выглядит как алкогольный «напиток», и иногда могут имитировать пьяное поведение. Они не пьют сами, но могут активно заставлять пить других людей. Говоря о причинах своей трезвости, могут обманывать собеседника. В качестве примера можно привести слова посетителя одного из форумов: «Я никогда не употреблял спиртных «напитков», и порой, дабы отвязаться от назойливых водочных компаний, приучился говорить волшебное: «Я зашился!» И меня понимали! Вернее, только эту фразу и принимали в оправдание моего нестереотипного поведения». «Стыдливая трезвость» не является изначально приобретенным качеством, а унизительной реакцией на чрезвычайную агрессивность пьющих. Такие трезвенники нередко вообще избегают любых компаний, где их могут начать принуждать к потреблению алкоголя и поэтому становятся социально изолированными. Еще один вариант стыдливой трезвости – это осуждение трезвости. Например, Михаил Боярский заявляет: «Пить я бросил в девяносто четвертом году – обострился диабет, чуть не отказала поджелудочная. Теперь я не пью даже пиво. И есть ощущение, что чего-то важного лишился. Без алкоголя жизнь банальная, вся в черно-белой гамме. И вообще, трезвым умирать – грех». Сравните эти высказывания с признаниями Гарика Сукачева: «Вот что я в жизни люблю? Не пить алкоголь. Что обожаю? Быть трезвым. Я бываю пьяным время от времени? Бываю. Это мне доставляет удовольствие? Никогда в жизни. Когда я себя обожаю? Когда я вот такой. Когда я себя ненавижу? Когда я пьяная развалина. Потому что это не я, это моя худшая половина. Но это и я в том числе, это моя половина. Но я борюсь с собой». Боярский физически является трезвенником, а идеологически – противником трезвости, а Сукачев – наоборот, сторонник трезвости, хотя физически алкоголь употребляет. Но при проведении опросов населения такие люди, как Боярский, попадают в число трезвенников.