да блин, дыхание зависит от того как настроить! и не более того!
НО! разница между Калипсой и ТитанЛХ в одном - первый НЕ сбалансированный, второй - сбалансированный.
суть отличия в том, что:
первая ступень: у сбалансированного независимо от того, какое давление в баллоне - она открывается одинаково легко, и полнота дыхания (глубокое дыхание) со сбалансированным одинаково легко.
А если на несбалансированном стоит еще и несбалансированный легочник - то и легкость дыхания ближе к концу снижается, и воздух приходится чуть больше тянуть.
т.е. у сбалансированной первой ступени независимо от давления в баллоне одинаковое установочное давление (т.е. разность давления в шланге и окружающей среде), и одинаково легко открывается клапан.
у НЕсбалансированной установочное давление немножко но падает.
вторая ступень: тут всё намного хитрее. само собой в сбалансированном дышится одинаково легко при плавающем установочном давлении, НО! у сбалансированных есть еще одна очень приятная особенность.
для начала - кратко суть как оно устроено:
у НЕсбалансированного легочника - есть седло, есть пробка его затыкающая(клапан) и есть пружина, прижимающая эту пробку, что бы установочное давление её не выпирало. и есть рычаг, который нажимается втянутой мембраной.
так вот что бы удерживать пробку в открытом положении всё время нужно всё время тянуть воздух, постоянно преодолевая усилие пружины. против этого придумано много фишек, типа вентури (эффект эжектора), но суть та же.
У СБАЛАНСИРОВАННОГО - в пробке (клапане) дырка. а с другой стороны поршень с цилиндром, куда эта дырка выходит. причем пробка (клапан) сидит на поршне, который ходит уже в жестко зафиксированном относительно корпуса цилиндре.
что получается - давление из шланга на клапан давит, и пытается его отжать. но воздух проходит в цилиндр, и давит на поршень, в противоположную сторону, пытаясь закрыть клапан.
если диаметры седла и поршня почти одинаковы - то усилие по удержанию клапана закрытым минимально. как и усилие по его удержанию открытым. обычно подбирают диаметр поршня чуть-чуть меньше чем диаметр седла, с тем что бы он всё же мог работать как предохранительный клапан, в случае роста давления в шланге.
а пружинка там стоит совсем слабая, и тем самым удержание клапана открытым - минимально. ну и итог - легче дышать само собой в целом.
есть еще один совсем кривой вариант легочника - противоточный. а точнее противоточный, с переломным клапаном (Украина-2, АСВ, АВМ-5,7,12). там всё наоборот - чем больше установочное давление - тем труднее дышать из них. зато при падении давления - дышать совсем легко. ну и после того как открыт клапан - удержание его открытым совсем легкое, т.к. пружинка там стоит только для центровки клапана, и она вообще мягчайшая.
теперь по типам. легочники - те у которых коромысло с одного края торчит, в виде пластины, раздваивающейся ближе к клапану - это несбалансированные.
те у которых трубка посередине, и коромысло состоит из двух пластинок с перемычкой (типа буквы Н) - они сбалансированные. (обычно именно так выглядит)
таким образом да - легочник сбалансированный легче для дыхания.
редуктор сбалансированный - в силу особенностей конструкции более надежен, ну и легкость дыхания при пустеющем баллоне в нём легче, но и легче прозевать что опаньки,..
по конструкции - тут двояко.
редукторы (первая ступень) несбалансированные - поршневые. т.е. всегда у них открытая пружина в воде, т.е. они быстрее замерзают, больше пачкаются, и основное подвижное уплотнение между поршнем и корпусом телепается в воде... которая может быть со взвесью песка, грязи и пр...
у сбалансированных есть две конструкции -
1) с поршнем (Скубапро МК5, МК25, Атомики, Интерспиро, Аквалунг Пионер и др.) - всё то же самое как и у несбалансированных, но еще до кучи имеется уплотнение между высоким давлением (200 бар!) и водой. и между высоким и водой стоит всего лишь один о-ринг. подвижный!
поэтому такие конструкции пытаются изолировать, заливая пружину силиконом или еще какой-либо смазкой, а что бы редуктор оставался гидростатически сбалансированным - делают мембрану, которая передает давление из окружающей среды маслу. (некоторые атомики, Аквалунг Пионер)
минусы - не отрегулировать установочное давление (не, конечно можно подкладывать шайбы, но этим только увеличивается оно).
2) с мембраной. вот эта конструцкия имеет достаточно много модификаций в плане конструкции балансировочной камеры, конструкции седла, и пр, но главное почти все из них имеют одинаковую конструкцию мембраны - седло - изнутри, пружина, что задает установочное давление - снаружи, с противоположной стороны седла.
так вот из-за этого становится очень просто заизолировать пружину от окружающей среды, тем самым получая т.н. сухую камеру. куча плюсов - главные - пружина чище, не находится в воде, не имеет масла, которое может вытечь, мембрана не портится от воды, даже если сухую камеру пробъет - всё остается по прежнему в плане текущей работоспсобности.
и главное - регулировка установочного давления очень проста - просто затягиваем гайку, что сжимает пружину.
итого что имеем - поршневой - проще, но надо тщательнее следить, аккуратнее обслуживать.
мембранный - сложнее, но более надежен при прочих равных. легче обслуживается.
и сухая камера - всегда хорошо. у мембранных - она и обходится дешевле, и устроена проще и надежнее.
теперь легочники. там по плюсам-минусам дыхания всё сказано, по конструкции - то же.
что касается надежности - само собой несбалансированные надежнее, а противоточные так вообще верх простоты, но дышать легче всего из сбалансированных. но деталей там в несколько раз больше.
итого - классический идеал - мембранная первая ступень (они современные все сбалансированные) с сухой камерой, сбалансированная вторая ступень.
идеальный идеал - ммембранная с сухой камерой с заниженным установочным и противоточник
но современная наука противоточные легочники отрицает.
ну и поршневики, особенно несбалансированные, не дружат с холодной (ниже 10 градусов) водой.
Приложения:
Схема поршневого несбалансированного регулятора NEW CALYPSO. 1 - поршень; 2 - подушка клапана; 3 - седло клапана; 4 - пружина; 5 - фильтр; 6 - камера высокого давления; 7 - камера редуктора; 8 - гидростатическое отверстие; 9 - гидростатическая камера; 10 - уплотнительные кольца (O-ring); А - полость камеры редуктора; В - сквозной канал поршня; С - полость камеры редуктора.
Схема поршневого сбалансированного регулятора Pioneer. 1 - поршень, 2 - подушка клапана; 3 - пружина; 4 - фильтр; 5 - камера высокого давления; 6 - сквозной канал поршня; 7 - камера редуктора; 8 - мембрана; 9 - гидростатическая камера; 10 - уплотнительное кольцо поршня (O-ring).
Схема мембранного сбалансированного регулятора TITAN. 1 - мембрана; 2 - толкатель; 3 - клапан; 4 - седло клапана; 5 - пружина; 6 - фильтр; 7 - камера высокого давления; 8 - камера редуктора; 9 - пружина; 10 - пружина; 11 - балансировочная камера; 12 - направляющая клапана; 13 - регулировочная гайка; 14 - гидростатическая камера; 15 - силиконовая мембрана; 16 - толкатель; 17 - канал Air Turbo; 18 - уплотнительные кольца (O-ring).
Схема дыхательного автомата CALYPSO. 1 – мембрана; 2 – рычаг; 3 – пружина; 4 – шток клапана; 5 – подушка клапана; 6 – седло клапана; 7 – О-ринг; 8 – теплообменник; 9 – заслонка Вентури; 10 – рычаг регулировки Вентури; 11 – воздушная камера; 13 – водная камера; 14 – загубник; 15 – отверстие к корпусе клапана.
Схема дыхательного автомата GLACIA(СТАРАЯ!). 1 – мембрана; 2 – рычаг; 3 – теплообменники; 4 – седло клапана; 5 – О-ринг; 6 – подушка клапана; 7 – пружина; 8 – шток клапана; 9 – заслонка Вентури; 10 – загубник; 11 – дефлектор; 12 – термоизолятор; 13 – шток; 14 – клапан выдоха; 15 – воздушная камера.
Схема дыхательного автомата регулятора Legend LX (а так же всех новых, типа апексов, новых Гласий, Титанов ЛХ). 1 – Винт регулировки сопротивления вдоху, 2 – толкатель; 3 – пружина; 4 – клапан выдоха; 5 – дефлектор.
Схема дыхательного автомата LX, фаза вдоха. 1 – шток клапана, 2 – балансировочная камера; 3 – О-ринг; 4 – воздушная камера; 5 – пружина.
Схема дыхательного автомата LX, фаза выдоха. 1 – мембрана; 2 – рычаг; 3 – теплообменник; 4 – седло клапана; 5 – подушка клапана; 6 – шток клапана; 7 – балансировочная камера; 8 – установочный винт пружины; 9 –водная камера; 10 – воздушная камера; 11 – рычаг регулировки Вентури; 12 – заслонка Вентури; 13 – пружина; 14 – О-ринг; 15 – отверстие в корпусе клапанного механизма.