Удивительный рыболов.
Когда мы с моим закадычным другом Кузьмичом отправились по делам к его брату Михаилу – известному в округе рыболову, то Кузьмич, наверное, желая подогреть мой интерес к визиту, предупредил:
– Увидишь и узнаешь кое-что интересное…
Пока мы шли, то и дело, проваливаясь в рыхлый ноябрьский слякотный снег, я думал о том, что у каждого настоящего рыболова всегда найдутся истории о его рыбацких подвигах. Но бывает, что они далеко не всегда правдивые. Несмотря на мой солидный жизненный и рыболовный опыт, мои друзья не считают меня настоящим рыболовом, и вот почему.
Еще много лет назад, когда я вернулся с озер в Карелии, где рыбачил весь отпуск, то на вопрос: какую самую большую рыбу я поймал – ответил:
– Щуку 2 килограмма и 200 граммов, – и для наглядности раздвинул руки сантиметров на шестьдесят.
«Нет, ты не настоящий рыболов, – засмеялись друзья, – потому что настоящий рыболов вытянул бы руки в стороны на всю длину, да еще бы добавил с полметра. Вот, мол, какая попалась!»
Интересно, что я услышу и увижу на этот раз? Ведь Кузьмич пообещал сюрприз.
Тем временем мы добрались до дома Михаила. Он вышел нам навстречу и после взаимных приветствий пригласил в дом, где немедленно усадил нас за стол.
– Коли вы, по словам брата, заядлый рыболов, то прошу отведать свежайшей жареной кумжи, – сказал Михаил, с улыбкой глядя на нас.
– Как вы ее сейчас подо льдом отыскиваете? – спросил я.
– Это не он поймал рыбу, а его зять Антон из Карелии, – вместо Михаила ответил Кузьмич и, помолчав, добавил: – А Антону ловит рыбу выдра!
– Как выдра? – даже поперхнулся от неожиданности я.
– И на самом деле рыбу добывает дрессированная выдра, – подтвердил Михаил.
– Чудеса, да и только! – не удержался я и полюбопытствовал: – Как же ему удалось преодолеть природный инстинкт зверя-охотника. Ведь в природе выдра питается исключительно рыбой?
– Мой зять – ветеринар и умеет обращаться с разными животными, – объяснил Михаил, и жестом руки приглашая нас угоститься очередным куском жареной кумжи, продолжал: – Должен сказать, что дрессировать выдр очень нелегко, по сути – это целая наука, хотя главное, конечно, настойчивость и терпение. Но Антон, как видите, справляется.
И вот что он рассказал… Для приручения годится только маленький выдренок. Причем носить его первое время нужно у себя за пазухой так, чтобы морда находилась под мышкой (именно там у человека наиболее сильный запах). Охотникам давно известно, что всякое молодое животное, с которым обращаются таким образом, даже принадлежащее к плохо приручаемым видам – волчата, лисята, довольно быстро привязываются к своему хозяину.
Кормить выдренка всегда должен сам хозяин: сначала молоком, затем молоком с хлебом, и, наконец, он приучает зверя есть вареные овощи, такие, какие обычно употребляются в пищу. Выдренок постепенно привыкает к тому, что его окружает: как к людям, так и к животным.
Когда зверек достаточно окрепнет, его нужно дрессировать точно так же, как и собаку. И, прежде всего, необходимо приучить его к выбранной кличке и заставить идти на свисток. Подрастая, выдра легко понимает значение клички, свистка и быстро привыкает носить поноску (поноска – предмет, который несет в зубах обученная собака). И, пожалуй, самое главное на этом этапе обучения: выдру никогда, никоим образом, нельзя кормить рыбой. Она не должна знать ее вкуса.
Когда выдренок будет беспрекословно выполнять все команды хозяина, можно приступать к дрессировке его в воде. Сначала доставать из воды и приносить хозяину различные предметы, брошенные в воду или доставать их со дна. Причем после каждой поноски животное необходимо ласкать и поощрять лакомым куском пищи.
Достаточно обученному по доставке предметов из воды выдренку начинают бросать живых рыбешек – сначала едва живых, а затем достаточно шустрых. При этом необходимо добиваться, чтобы зверек приносил брошенную ему рыбку не помятой. Каждый раз после успешного выполнения такой задачи животное необходимо щедро награждать.
Когда эта очень важная часть дрессировки закончена, можно начать приучать его приносить уже не брошенную, а живущую в воде рыбу.
– Ну, а дальше все просто, – продолжал Михаил, – Антон идет с выдрой на реку, там он находит или делает прорубь. Выдра ныряет в нее, отыскивает зимовальные ямы-омуты, ловит в них рыбу и доставляет ее хозяину. Так они и рыбачат, – закончил он.
Рассказ Михаила казался достаточно невероятным, я бы даже сказал – фантастичным. Однако жареная кумжа, вкусом которой мы наслаждались, наглядно подтверждала правдивость этой удивительной истории.
Александр Носов