Сколько это стоило?
Крымский мост начинается на Таманском полуострове, переходит пятикилометровую дамбу, остров Тузла, после чего пролегает через Керченский пролив и доходит до крымского берега. По сути, он двойной: параллельно автомобильной трассе будет идти железнодорожная. Автомобильная четырехполосная дорога рассчитана на 40 тыс. машин в сутки, что вчетверо превышает возможности паромной переправы. Поезда, которые будут следовать по Крымскому мосту, будут перевозить ориентировочно 14 млн пассажиров ежегодно. Морские суда будут проходить через специально предусмотренные арочные пролеты.
Крымский мост. Досье
«Стройка века», как стали называть возведение Крымского моста, обошлась почти в 228 млрд рублей. Средства были выделены в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года»
Как готовились?
Изначально планировалось, что первая машина проедет по мосту в декабре этого года. Однако строителям удалось завершить работы раньше срока. Статические и динамические испытания были завершены в конце апреля: чтобы испытать устойчивость несущих конструкций, на переправу выпустили восемь самосвалов весом по 35 т.
9 мая сообщалось, что управление федеральных автодорог «Тамань», выступавшее заказчиком строительных работ, приняло автодорожную часть моста. Несколько дней спустя в Керчи открыли путепровод, который соединил два микрорайона по обе стороны от переправы. До открытия мост протестировали, запустив по нему колонну грузового транспорта — автокраны и бетоносмесители.
Подсветку, которая в постоянном режиме начнет работать только после окончания строительства железнодорожной части, тоже опробовали заранее. В конце апреля на арках ночью включили иллюминацию.
С чего начнут?
В торжественном открытии автодорожной части Крымского моста 15 мая примет участие президент Владимир Путин. «Глава государства ознакомится с готовностью Единого центра управления дорожным движением и всех эксплуатационных служб к работе транспортного перехода через Керченский пролив», — говорится в сообщении пресс-службы Кремля
В этот день по дороге проедет колонна строительной техники. А вот для автомобилистов движение откроется в 5:30 по московскому времени следующего дня, 16 мая. Первыми опробовать переправу смогут жители Крыма и соседнего Краснодарского края — старт они дадут с двух берегов Керченского пролива. Разогнаться они смогут максимум до 90 км/ч — такой скоростной режим установлен для Крымского моста.
Для «первооткрывателей» в одноименном информационном центре подготовили несколько советов. Перед началом поездки, например, «посидеть на дорожку» на скамейке, которую поставили на смотровой площадке с видом на мост. Кроме того, захватить порцию креветок для кота Мостика, ставшего своеобразным хранителем стройки. Ехать по переправе советуют под хит «стройки века» «Я забиваю сваю», включенный на полную мощность. А проезжая под сводами арки, непременно нужно загадать желание, советуют в информационном центре: «Например, задержаться в Крыму на полтора года или прокатиться по мосту обратно уже на поезде».
Крымские чиновники уверяли, что «ложки дегтя» от украинских соседей ждать не стоит — правоохранительные органы не допустят провокаций, обещал глава Крыма Сергей Аксенов: «Провокации мы ждем постоянно, но, поверьте, готовность высокая с точки зрения любых атак, в том числе информационных»
Что изменится?
Турпоток в Крым после открытия моста увеличится на 40% — до 10 млн человек, отмечала министр экономического развития полуострова Наталья Чабан. В частности, в Керчи ожидается в пять раз больше путешественников: в этом году власти рассчитывают принять 1,5 млн гостей, при том, что в 2017-м был достигнут рекордный показатель в 380 тыс.
Чиновники обещают сделать всё, чтобы отдых был комфортным: «Мы над этим работаем совместно с турфирмами, отельерами и рестораторами. Разрабатывается дорожная карта, чтобы турист, прибывающий к нам в город, находился в достаточно комфортных условиях». Власти полуострова заранее задумались и о последствиях популярности своих курортов и пообещали разработать пути объезда пробок, а также создать сельхозрынки в местах скопления туристов.
Увеличение турпотока и появление новых маршрутов для путешественников — лишь одно из изменений, которого ждут вместе с запуском движения по Крымскому мосту. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявлял, что открытие переправы повлечет снижение цен на нефтепродукты, которые до этого были откровенно завышены. И это тоже лишь малая часть — крымские власти видят шире открывающиеся перспективы.
«Мы сегодня, по сути, как тупиковый регион, и к нам достаточно сложно с точки зрения логистики доставлять грузы, — отмечал глава Крыма Сергей Аксенов. — [После открытия моста] упростятся логистика и путь доставки строительных материалов, продуктов питания, лекарственных препаратов. Нам станет легче, уйдем от портовых процедур, связанных с погрузкой товаров». Вице-президент Ассоциации банков России Андрей Мельников прогнозировал, что темпы роста экономики удвоятся, а в Российском национальном коммерческом банке (РНКБ) ожидали значительного увеличения спроса на кредитные продукты. И всё это еще не беря в расчет железнодорожную часть моста, возведение которой планируется завершить в 2019 году.