"Боевые роботы помогли спецназу ФСБ освободить заложников в Крыму — кадры учений. Зачистка над Ялтой — необъявленная глава учений ФСБ. На плато Ай-Петри начали ликвидацию крупнейшей опорной базы исламских экстремистов Крыма. На полуострове разворачиваются крупномасштабные учения ФСБ России по борьбе с терроризмом. Две тысячи бойцов неделю подряд будут демонстрировать готовность к ликвидации диверсионных групп условного противника на земле и море.
По данным ведомства, в ходе учений спецназ ФСБ отработает действия на морских платформах компании «Черноморнефтегаз», в санатории Евпатории, на участках прибрежной зоны и в горно-лесистой местности. Как утверждают информированные источники, «горно-лесистая местность» — это крымские перевалы между Ялтинской и Бабуган-яйлой. Именно там расположено обширное горное плато Ай-Петри.
Двое суток назад в данный район двинулась колонна новейших штурмовых бронеавтомобилей «Фалькатус"-"Каратель». 21 мая эти «бэтмобили» демонстративно проехали по Севастополю, позируя на площади Нахимова и Сапун-горе. Отсюда ушли вниз на ялтинскую трассу. Дальше след «Фалькатусов» как бы теряется.
Плов для головорезов
Величественные горы взметнулись над Ялтой. Дикая красота ущелий, таинственные пещеры и расстилающаяся по горизонту неповторимая панорама крымского Южнобережья — все это знаменитое Ай-Петри.
Летом и зимой на плато едут толпы туристов. Когда ялтинские пальмы гнет противный январский дождь, здесь снег и чудесные лыжные катания. В августовскую жару горы манят прохладой и потрясающими видами. Из Мисхора на 1200 метров вверх тянется самая большая в Европе безопорная канатная дорога. Двадцать минут путешествия по воздуху — и ты вознесся над бескрайней синевой.
Однако уже четверть века, как ворота заповедной Ай-Петринской яйлы превратились в чадное место беззастенчивой выкачки денег. Курортников надо кормить — так на плато появились сотни кафе и ресторанов. Хотя официально вокруг Ялтинский горно-лесной заповедник и строить тут вообще ничего нельзя.
— Чебуреки, самса, шашлык-башлык, вино попробуй, да! — сколоченные на скорую руку заведения «восточной кухни» приносят супер-доход. Поначалу треть шалманов принадлежала русским. Очень скоро они бежали с Ай-Петри. Одна из самых посещаемых достопримечательностей ЮБК превратилась в место безраздельного доминирования меджлиса*.
В свое время даже Служба безопасности Украины не отрицала, что на плато действуют учебные центры ваххабитов. К 2000-м к ним присоединились группы сторонников Всемирного халифата — «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» **.
В межсезонье, когда посетителей нет, и доступ сюда затруднен, ай-петринские шалманы заполняли характерного вида бородачи. Исламистам читали лекции, тренировали в полевых условиях. Практически открыто проводились стрельбы, альпинистская спецподготовка и боевое слаживание. Повара мешали в огромных чанах плов для головорезов — точно так же, как для курортников и туристов.
«Убирайтесь, это наша земля»
Группы боевиков-«хизбов» реально контролировали горы над курортной столицей Крыма вплоть до Бахчисарая, севастопольской Терновки и Алушты. «Последними русскими Ай-Петри» стали хозяева славянского кафе, бывшие сотрудники «Артека» Наталья и Виктор. Когда мечта всех пионеров СССР начала разваливаться, семья Ляминых перебралась в горы. Вложили все семейные сбережения, выкупили место, построились спокойно. Но стоило принять первых посетителей, как на пороге появились бородатые соседи: «Тут наша земля!..»
При клиентах, в лицо, чуть ли не ежедневно — угрозы расправы и грязный мат. Сын председателя Ялтинского меджлиса открыто грозил «посадить в татарскую тюрьму». Это когда раздевают догола, привязывают к дереву и кто проходит мимо, может бить, плевать, испражняться на несчастного. Повод для наказания — русские посмели поставит достархан и готовить восточные блюда!..
Единственная реакция украинской милиции — предупредили Виктора Лямина, что разрядить в нападавших свой 12-й калибр он имеет право, лишь когда бандиты ворвутся в дом. Правоверные пытались выкупить русский бизнес. Давали треть от цены и предупреждали, что это еще хороший вариант: «Убирайтесь, иначе выбросим силой».
На войне как на войне. Взметнулся над крышей российский флаг. Встал рядом лафет маленького старинного орудия. И сквозь липкие крики местных зазывал разносится: «Православные, заходи к нам!» Оказалось, это тоже хороший пиар. Гостям с Кубани и Ростова-на-Дону любо бахнуть из пушки «по орде». Круто повеселились донцы в День Победы-2010. Меджлисовцы молча считали орудийные залпы. А на следующий день, когда ростовчане уехали, на Ай-Петри собрался курултай. Постановили: российский триколор сорвать, стрельбу из пушки запретить, за 9 мая взять штраф пять тысяч гривен. Решение писал Халид, сын Осана — студент юридического и будущий украинский прокурор.
Напали ночью и сорвали знамя. Неизвестные, которые очень хорошо известны, разбили окна и прилавки. Унесли тяжелую металлическую вывеску, опрокинули орудийный лафет. Левую руку Виктора посекли топором. В ответ Лямины зарядили суворовскую пушку настоящей картечью. Триколор повесили вновь. Так и жили до Крымской Весны, спасаясь своей уникальностью и помощью крымских казаков…
До прихода России меджлис безнаказанно захватил больше 40 тысяч гектаров земли на побережье и вокруг крымской столицы. Когда ставленник Януковича крымский премьер Джарты по прозвищу «Вася-Бита» лишь заикнулся, мол, татарские самозахваты должны быть освобождены добровольно, или их ликвидируют с помощью силовиков, Мустафа Джемилев тут же громко пообещал — по Крыму прольется кровь, а землю его соплеменники не отдадут. На полуострове помнят еще одно высказывание Джемилева о том, что «русские не успеют добежать до Керченской переправы».
Единственной реальной попыткой подорвать базу меджлиса на Ай-Петри стала операция поздней осени 2007 года. 900 тяжело-экипированных сотрудников МВД Крыма, солдаты внутренних войск и прибывший из Киева «Беркут» бульдозерами и бронетранспортерами намеревались снести татарские строения. Было постановление суда, что эти шалманы незаконно занимают участок заповедника. Эксперты-экологи утверждали, что из-за «дикого» туристического бизнеса Ай-Петринская яйла перестает быть природным водосборником, реки и источники мелеют, реликтовые леса высыхают, что приведет к оползням и изменению климата на ЮБК.
Операцию лично возглавил выходец из донецкой Макеевки, шеф крымского главка МВД Украины Анатолий Могилев. Меджлисовцы собрали отряды своих аскеров в бахчисарайском селе Соколиное. Чтобы боевики не смогли подняться на плато, дороги наверх были перекрыты. Тем не менее, татары оказали «Беркуту» серьезный отпор. Сопротивлением руководил босс бахчисарайского меджлиса Ахтем Чийгоз, прославившийся безнаказанным убийством беременной славянки.
Это колоритные типажи, кочевавшие по самым жестоким самозахватам Крымского полуострова. Обычно перед штурмами они устраивали показательные намазы, не выпуская сигарету изо рта и не утруждая себя исполнением сажда — обязательных земных поклонов. Потом брали в руки палки с набитыми гвоздями и с криками «Аллаху Акбар» бросались на милицию. А после драк с умным видом рассуждали перед журналистами об истинной вере.
Местный лесник Игорь Дмитриев показывал обезображенные самостроями просторы Ай-Петри: «Мне пояснили, что могут строиться на этой территории, потому что пришли люди из бахчисарайского меджлиса и сказали, что все вопросы решены документально. Осталось буквально пару подписей в Совете министров получить. Назвали сумму, которую каждый должен сдать, кто хочет здесь открыть свой бизнес. Татары говорили нам: «Мы сдали деньги. Мы заплатили меджлису. Идите туда, там и разбирайтесь».
За семь лет до Майдана
Итак, 6 ноября 2007-го. На канатной станции Ай-Петри и вокруг — ни души. Падает снег, свистит ветер. На скалах и каменных уступах замерли снайперы и корректировщики. Группа судебных исполнителей при поддержке спецназа и бронетранспортеров подходит к границе самозахвата. Со стороны захватчиков переговоры ведет Ахтем Чийгоз. Тот самый, что брал у татар деньги за заповедную землю.
— Я не видел никакого решения суда, вы дорого за это заплатите, это же война будет, — Чийгоз кричит и грязно матерится. Бульдозер легко сбивает две будки, но перед кафе с райским названием «Эдем» татары устроили баррикаду. Ложатся под гусеницы с криком: «Дави меня на родной земле!»
В силовиков летят камни и бутылки с зажигательной смесью. Боевики демонстративно тащат баллон с газом к костру. Рядом такие же газовые баллоны, обложенные канистрами с бензином. Ситуация вот-вот выйдет из-под контроля. Через секунду вперед пошел спецназ. Выстрелы, взрывы свето-шумовых гранат. Вот два десятка беспредельщиков лежат на земле в общей куче лицом вниз. Кровь на одежде, стоны и мольбы о пощаде. Задержанных быстро пакуют в автозаки. Когда ковш экскаватора врезался в крышу первого шалмана, над плато разносится дружное «Ура».
Но взять удалось далеко не всех. Группа самых подготовленных боевиков под командованием татарского авторитета по кличке «Акула» ушла от спецназа, соскользнув в невероятную глубину заснеженных склонов.
В ответ Джемилев и Чубаров обвинили милицию в «жестоком избиении людей, пытавшихся отстоять свое имущество» и потребовали отставки Могилева. Кроме того, меджлис принял сенсационное решение о «всеобщей мобилизации татарского населения мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет», и создании «отрядов самообороны Крыма».
Президентом тогда был Виктор Ющенко. Его партия «Наша Украина» поддержала татар — по словам самого Ющенко, «единственных настоящих украинцев Крыма». Шеф крымского главка МВД действительно отправляется в отставку. Арестованного Ахмета Чийгоза отпустили на свободу, Ай-Петри фактически отдали в безраздельное господство меджлисовцев. Украинские власти закрыли глаза на уничтожение заповедника.
«Ради будущего наших деточек»
Долгие годы весь незаконный бизнес на Ай-Петри крышевал джемилевский меджлис. К моменту перехода Крыма в Россию РФ на плато уже насчитывалось более 200 «гостевых домов и заведений общепита» без водопровода и канализации. Три года российская власть терпела поругание Ай-Петри. Похоже, терпение заканчивается.
Еще в конце 2016-го была наглухо перекрыта трасса чуть выше села Соколиное и водопада Учан-Су. Крымчанам и гостям полуострова путь на Ай-Петри закрыли до 1 апреля. Одновременно развернулись «плановые ремонтные работы» на канатной дороге. По сути, началась транспортная блокада «шалман-тауна». Туристы не могли добираться на плато, что сказалось на доходах хозяев самостроев. Даже снег с крыш незаконных шалманов стало некому убирать и крыши начали обваливаться под тяжестью сугробов.
В январе руководство Крыма вновь пригрозило снести меджлисовские «кафе». Торговцам пообещали легальные участки в окрестностях курортного Симеиза. Татарам предложили там 2 га земли у трассы Севастополь-Ялта. В ответ радикалы начали готовиться к новой обороне: «Снести наши кафе силой не смогут».
Боевые настроения на Ай-Петри резко пошли на убыль, когда месяц назад в Бахчисарае российскому ОМОНу впервые пришлось открыть предупредительный автоматный огонь. Задерживали очередную группу сторонников «Хизб ут-Тахрир» и иначе нельзя было остановить кинувшихся в атаку обнаглевших исламистов.
В минувший понедельник на затянутое туманом плато прибыл сам Сергей Аксенов и «главный крымский татарин» Госдумы, экс-вице-премьер Руслан Бальбек. Специально для высоких гостей из трех шалманов показательно вынесли мебель и оборудование. Хотя еще в марте их владельцы клялись устроить акции протеста и «лечь под гусеницы», если будут сносить.
Теперь уверяют, что демонтируют все сами до начала июля. Одновременно один из чебуречников прямо на телекамеры предложил Аксенову «порешать как раньше». Самое интересное, что из остальных двух сотен незаконных заведений пока никто ничего не выносит. Никакого массового демонтажа в действительности нет.
Многие крымчане откровенно не верят в способности местных властей реально довести дело до конца. Вместе с тем Сергей Аксенов продолжает заверять, что в ближайшее время на Ай-Петри освободят от незаконных строений. «Все 100% будут снесены без исключения. Здесь никаких объектов не останется. Будет экологический заповедник. Останется только станция, куда туристы приезжают по канатной дороге», — добавил он.
— Это глубокая тайна, почему мы решили добровольно все сносить, — высказался журналистам Нариман, представитель одной из фирм, которой официально принадлежит большая часть построек на плато. — Мы должны сохранить землю Ай-Петри нам и нашим деточкам. Всецело доверяем главе Республики, который в присутствии прессы заявил, что тут будет прогулочная зона и ничего не построят. Спасибо ему, начальнику Зауру Смирнову, депутату Руслану Бальбеку, у нас со всеми прекрасный диалог.
Сегодня шалманщики похожи на пахлаву с медом: и власть их устраивает, и новыми участками в Бахчисарае и Симеизе довольны, и вообще очень хотят, чтобы на плато наступили мир и благоденствие. Но стоит уехать телевидению, странные толпы собираются в дальних закутах «шалман-тауна». А пока сюда едут бронеавтомобили «Фалькатус». Так в заповеднике будет спокойней.
* Верховный суд Республики Крым 26.04.2016 года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.
**Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03−116 «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» признана террористической организацией и запрещена в России."