О массовой гибели рыбы в реке Кубань стало известно в конце минувшей недели — экологи выясняют конкретные причины, но уже очевидно, что бедствие связано с человеческим фактором. Специалисты признают, что по всей стране требуется жесткий контроль за использованием водно-биологических ресурсов и выбросом отходов. Почти 7 т различных видов рыбы изъяли у браконьеров инспекторы рыбоохраны с начала года в Центральной России. С прошлой недели был официально отменен нерестовый запрет на ловлю водных биоресурсов. Накануне старта сезона о том, что собой представляет современный браконьер и какие виды рыб европейской части России сегодня находятся в уязвимом положении, рассказал «Известиям» руководитель Московско-Окского территориального управления Росрыболовства Алексей Воротилин.
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
Московско-Окское территориальное управление Росрыболовства (МОТУ) следит за порядком в акватории площадью почти 660 тыс. кв. км в 18 субъектах Федерации, расположенных в трех округах — Приволжском, Северо-Западном и Центральном. Это 4 тыс. озер, 107 водохранилищ и несколько сотен рек, общая протяженность которых — более 200 тыс. км. Непросто уследить силами 220 инспекторов за несколькими миллионами любителей рыбалки — ведь в непосредственной близости от этих вод проживает 27% населения страны. Да, сотрудникам рыбоохраны непросто, считает собеседник «Известий», но они стараются.
— Больше всего нарушений мы выявляем на Москве-реке и Оке — почти 80% от общего числа, — рассказывает Алексей Владимирович. — Может быть, регионы, которые мы обслуживаем, и не имеют такого рыбохозяйственного значения, как приморские, но потенциальных браконьеров здесь больше, а следовательно, и нарушений хватает.
«Гидроизоляция»
Режим самоизоляции неожиданно стал горячей порой для инспекторов рыбоохраны. А всё из-за легкомысленности отдельных граждан.
— В марте, когда была объявлена нерабочая неделя, многие восприняли это как отпуск, что в дальнейшем привело к скачку заражений. Погода тогда стояла отличная, люди выехали на водоемы на пикники. Не обошлось без любительского браконьерства. Такие случаи, в частности, были выявлены в Ярославской области, на Рыбинском водохранилище. Мы выезжали оперативно на места совместно с подразделениями МВД и представителями администрации Ярославской области,проводилась разъяснительная работа о нахождении в условиях самоизоляции.
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
По словам Алексея Воротилина, в целом самоизоляция россиян пошла на пользу природе.
— Любой браконьер бросался в глаза. Если возле водоема появлялись машины, то возникали закономерные вопросы — что делают здесь люди в период ограничительных мер. Поэтому количество противоправных действий, понятным образом, снизилось. Плюс в этом году была очень холодная весна. Рыба не выходила на нерест. Ее просто не было.
Статистика говорит о том, что по сравнению с прошлым годом число нарушений снизилось на 10–11%.
Снасти и страсти
Главный профилактический рейд Росрыболовства прошел с 18 по 24 мая во время мероприятия «Всероссийский день без сетей» — инспекторы в этот период изъяли больше 500 сетей, составили почти сотню протоколов и обнаружили у браконьеров 240 кг рыбы.
— Пожалуй, самое распространенное нарушение — использование сетевых орудий лова. Особенно опасны те, что производятся в Юго-Восточной Азии. Они дешевые, их до сих пор продают почти на каждом рынке для рыболовов-любителей — они запрещены к ввозу, но к реализации не запрещены. Злоумышленники закидывают снасти в выходные дни, и ладно бы забирали потом. Но ведь иногда так и оставляют. Улов начинает гнить, тухнуть. Это мешает миграции рыбы. В старые добрые времена сети были капроновые, дорогие, сложные в изготовлении. Ими не разбрасывались.
Пограничники вынимают из воды браконьерские сети во время рейда
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
По словам Алексея Воротилина, варварские способы лова при помощи так называемых электроудочек и экранов уходят в прошлое.
— Рыбаки-любители сами отказались от таких инструментов. Прекрасно понимают, что электроудочка не разбирает — малек или большая рыба. Берегут ихтиофауну.
Таксы кусаются
Позитивные плоды приносит и работа с детьми. Уже четвертый год МОТУ Росрыболовства занимается проектом «Голубой патруль», во многом основанным на идеях одноименного подросткового движения советских времен.
— Инспекторы ходят по школам и разъясняют детям, как надо беречь водно-биологические ресурсы. Дети же как губка: быстрее всё впитывают и доносят до родителей, — говорит Алексей Воротилин.
Участники отряда «Голубой патруль»
Фото: Правительство Астраханской области/astrobl.ru
Снижение правонарушений связано и с введением новых штрафов за незаконный вылов — размер их сильно вырос.
— Навскидку, если раньше за одну миногу независимо от ее размера рыбак платил 250 рублей, то сегодня — 5685 рублей. Штраф за каждую пойманную стерлядь был 420 рублей, стал — 4572. Угорь речной — 3452. Судак — был 250, а стал 3305. Так что несознательный рыбак теперь подумает, ловить ли ему эту рыбу в запрещенный период или купить на рынке охлажденную.
На чистую воду
По словам сотрудника Росрыболовства, ихтиофауна Оки, Москвы, Пахры, Волги насчитывает около 40 видов рыб.
— Основные — это судак, щука, налим, лещ, плотва, окунь, густера — фауна богатая. Вместе с учеными мы стараемся сохранить многообразие видов с помощью активного выпуска рыбы в рамках воспроизводства. Результат таких мер — появилась половозрелая стерлядь в Рязани, Владимире, даже на севере Москвы.
Фото: Depositphotos
Собеседник «Известий» считает, что нагрузка на водно-биологические ресурсы сегодня не такая, как раньше.
— Снижение судоходства, промышленного производства, введение в строй очистных сооружений — всё это способствует разведению стерляди. На севере Москвы даже раки появились. А раки — для оценки чистоты воды своего рода лакмусовая бумажка.
Но у стражей рыбных богатств всё равно хватает забот.
— Помимо осетровых (стерляди) нуждаются в пополнении судак и щука. Казалось бы — известные хищники, а рыболовы выбили их, — констатирует Алексей Воротилин.
Нерест закончился
В период нереста, когда рыба спешит продолжить свой род, надзорные органы особенно пристально следят за акваторией.
— Когда-то на Руси в нерестовый период даже колокола не звонили, чтобы не мешать рыбам размножаться. В нынешнем году для нереста были благоприятные условия. Не отмечалось резкого уровня колебания воды, сбросов было минимальное число. Из-за бесснежной зимы водоемы были не наполнены. Рыба в этом году отнерестилась очень хорошо. С 10-го числа можно смело ловить. Но придерживаться установленных правил рыбной ловли.
Инспекторы рыбоохраны во время задержания браконьеров на реке Барабашевка, где идет нерест лососевых рыб
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
Портрет VIP-браконьера
К слову, правила четко прописаны в 475-м ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Любителям нужно помнить, что вылавливать разрешается не больше 5 кг в сутки, удить — только с берега или лодки без мотора. Ловить раков, например, можно только в специальную ловушку, а собирать их со дна руками запрещено. Отдельно регулируются правила подводной охоты.
— Под водой ловить разрешается без подсветки. С маской и трубкой можно нырнуть, но с аквалангом и фонарем уже нет, — говорит Алексей Воротилин.
Сотрудник рыбоохраны во время заполнения протокола по изъятию браконьерских рыболовных сетей
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
Мода на подводную охоту — быстро растущая проблема для сохранения водного мира, считает собеседник.
— Подводная охота — это досуг для обеспеченных людей, — рассказывает Воротилин. — Самый скромный костюм и оснащение обойдутся в 100 тыс. рублей. Самое плохое — у браконьеров соревновательный принцип. Кто больше выловит, тот и победитель. Добычей становится, как правило, маточное стадо. Это взрослые особи, которые должны себе подобных производить, а не уничтожаться. Браконьеры охотятся чаще всего в ночное время, когда рыба спит. Используют подсветку. Без акваланга, в маске, без фонаря в нашей мутной воде много не поймаешь, объем легких не позволит.
Такие нарушители сегодня пользуются для своего противозаконного развлечения мощными катерами, эхолотами, рациями и другими техсредствами.