Рассказы о подводной охоте. Литературные отчеты.
Автор — Андрей Злой
В тот ноябрьский день солнце светило далеко не по-осеннему, а вода вовсю отливала голубою лазурью. Ее поверхность широко раскинулась по округе, наполняя сердце какой-то идиллией. Глядя на все это, даже не верилось, что скоро зима…
Еще ранним утром мы с напарником не знали, где окажемся через час, долго сидели в машине и выбирали направление нашего движения. Снова возникла все та же дилемма, как быть и куда ехать. Коллега мечтал оказаться в местах, где властвовала бы глубина, в которой скрывались бы перспективные места, где замирал бы дух, а выброс адреналина просто переполнял бы все дозволенные рамки. Уж очень он, да и в том числе и я, хотели, чтобы в последние предзимние дни охота превратилась бы не просто в поиск добычи, а в истинное наслаждение с эмоциональным всплеском души.
Тут хочу оговориться сразу, в Поволжье, в принципе, таких мест очень много. Но, чтобы до них добраться, нужно обладать речным транспортным средством, так как водные просторы огромны, а заманчивые районы расположены в основном на много-много метров от берегов. У нас же, такого, летающего по волнам, судна не было, вот мы и ломали свои головы, ища в их закромах ответ…
Эти края всегда были знатными и богатыми. Кого они только не видели, рыбаков, охотников, отдыхающих. И за прошедший год, в который я здесь не бывал, совершенно ничего не изменилось. Все так же, по-прежнему, берег был усеян припаркованными автомобилями, а сама, манящая синяя масса, нашпигована различными катерами и лодками, наверное, люди не хотели упускать возможность провести этот солнечный день на воде.
Мой товарищ в этих угодьях был впервые. Его взор то и дело метался из стороны в сторону, анализируя и оценивая увиденное. Потом рука потянулась к камере, и в следующие секунды стоявшую тишину нарушили щелчки затвора фотоаппарата. Мне оставалось лишь одно, сделать вывод о том, что все окружающее на него произвело большое впечатление.
Но время шло, и нам нужно было спешить, ведь день осенний совсем не длинный. Уже, фактически, в воде я сделал рекогносцировку местности, заранее оговаривая будущий план действий. Следуя ему, нам нужно было дойти до острова, по дороге обследовав банку, прогуляться затем по косе, ну а после, обогнув ее, уйти вниз по течению, изучая резкий свал, порою переходящий в отвесную стену.
Что здесь будет прозрак, я, в принципе, предполагал, но что именно такой, если честно не ожидал. Порою, зависая в толще воды, можно было спокойно рассмотреть, что творится внизу, метрах в трех под тобою. А если упасть на самое дно, то вглядываясь вдаль горизонта, рассматривались все очертания на протяжении четырех-пяти метров. Во всей этой красоте, иногда отблески солнца, сбивая этакую четкость, затмевали все кругом искрящимся облаком.
Путь до острова был не долог, не считая той задержки, когда исследовали тутошнюю возвышенность. Местная банка из себя представляла одиночную гряду, тянувшуюся на длительное расстояние параллельно основному берегу. Ее склоны были полностью усеяны мелкой ракушкой, а на пике возвышались редкие водоросли, между которыми сновали многочисленные стайки некрупного окуня. Этот сказочный мир, казалось, нас поглотил в себя, и мы, как птицы, парили сверху в надежде найти что-то стоящее. Но, увы, из нас двоих только моему компаньону удалось обратить на что-то внимание. Как впоследствии оказалось, это был старый, кем-то утопленный, катерный двигатель. После изучения тянущихся холмов на наличие крупной тушки, и не обнаружив таковой, следовало только одно, в спешном порядке реабилитироваться поближе к мысу. Но и там нас ждало полное разочарование. Оставалась одна надежда – глубина. Куда мы в паре и отправились…
Она нас встретила неожиданно, легкий свал, покрытый плотным камышом, прерывался и вертикальной стеной обрушивался вниз. Складывалось ощущение, что просто земля расступилась и на ее месте под нами образовалась огромная пропасть.
Изучая дальше эти разломы, обнаружили, что где-то, на глубине четырех метров их отвесная часть прекращалась, и переходила в довольно крутой склон, который опускался до восьми – десяти метров. Дальше начиналась более-менее ровная поверхность, застеленная легкой дымкой придонного ила. По всему уклону были раскиданы огромные глиняные глыбы, напоминающие больше останки старой крепости, и хранящие в себе различные схроны и укрытия. Некоторые из этих не маленьких кусочков вырисовывали очертания полуразрушенных башен, скинувших верхушки к своим основаниям. Все это выглядело довольно завораживающие, но каким-то безжизненным и пустым. Лишь только отклонившись от курса, и уткнувшись в мелкий камыш, можно было все-таки обнаружить хоть какую-то сущность. Там хоть и изредка, но все же, попадались маленькие щучки, пытавшиеся раздобыть себе скудное пропитание. Так продолжалось метров пятьсот, потом постепенно прибрежная зона стала меняться…
Вот уже тростниковая поросль исчезла совсем, а речные воды омывали вспученные берега, подмывая на них их стражей. Старые, полувековые стволы деревьев, не выдерживая такой прыти, постепенно сползали в пучину, образовывая небольшие завальчики…
И вот, на одном из многочисленных нырков натыкаюсь на такого поваленного охранника, уходящего своей густой шевелюрой далеко вниз. Следуя вдоль его жизненных органов, я опускался все глубже и глубже, пока это сплетение не перехлестнулось еще с двумя мумиями древесины. А дальше, словно меня кто-то толкнул в бок, указывая направления движения. Резко изменив свой курс, и развернувшись почти на сто градусов, стал изучать новые повстречавшиеся бревна. Одно из них лежало, немного возвышаясь над дном, второе же, после уступа, шло ниже. Первая мысль, что пролетела в голове, была о том, что надо бы проверить обнаруженное пространство под деревом, но снова, как и в первый раз, неведомая рука меня заставила изменить свой план.
Перемахнув через бревно, которое было чуть выше, оказался между двумя стволами. А дальше, словно включилось замедленное кино. Впереди показался силуэт, медленно паря над дном, стал осторожно к нему подбираться. Лишь приблизившись к очертаниям, разобрался, что это клыкастый. Выстрел пришелся ему в загривок. И тут же, сразу после щелчка, из под непроверенной коряги, выскочил кто-то еще, но только меньшего размера.
Откинув ружье в сторону, и схватившись обеими руками за стрелу, стал подниматься кверху. Но старые стражники, охраняя подводные недра, все же несли свою службу исправно. Что-то необъяснимое, как будто схватило меня за ноги. Размахивая вовсю ластами, я чувствовал, что просто стою на месте. И только после третьего рывка, это нечто от меня отстало.
Спустя какой-то миг по воздуху разнесся клич победы, а еще через несколько секунд, пролетел второй, это напарник показался над поверхностью, держа в руках еще больший трофей.
P.S. Эта охота мне принесла еще одного судака и щуку, а с ними кучу эмоций. Но эта уже другая история.