Тверской Аквамен, или Как дайвер отбивался кулаками от акулы и погружался в …

329
Тверской-Аквамен,-или-Как-дайвер-отбивался-кулаками-от-акулы-и-погружался-в-…

Корреспондент Tverigrad.ru встретился с подводником из Твери Вадимом Шестаченко, чья жизнь полна риска и приключений.

Одни мечтают о космосе, другим комфортно на земле, третьи грезят морями и океанами. На Земле столько всего прекрасного, что эмоций, приключений и завораживающей красоты хватит на всех. Было бы лишь желание и возможности все это увидеть, изведать, понять.

У президента Тверского дайвинг-клуба Вадима Шестаченко жажда познания неизведанного просто колоссальна и неутолима. Подводный мир он обожает с детства, а сейчас приобщает к красотам глубин морей и океанов других. Для Вадима успех — это не богатство, не материальное. Успех для этого профессионального дайвера в том, что он научился преодолевать себя в самых сложных ситуациях и видит прекрасное даже в самом опасном и неизведанном.

Вадим Шестаченко — новый герой проекта Tverigrad.ru «TverTeam».

Водолаз родом из детства

Первыми подводный мир для Вадима открыли его родители — Флориан Александрович и Наталья Борисовна. В 70-х — начале 80-х годов прошлого века подводное плавание, подводный спорт в СССР были очень популярны и развиты. И, будучи еще студентами, Флориан и Наталья профессионально занимались дайвингом. Впрочем, в то время это еще не называлось дайвингом.

— В первый раз с аквалангом я погрузился на Азовском море, мне было 6 лет. Акваланг был самодельный, отец сделал его своими руками. Погружался я на глубину 8 метров, — улыбаясь, вспоминает Вадим.

С тех пор жизнь мальчишки обрела глубинный смысл. Он зачитывался книжками Жака-Ива Кусто о подводном мире, грезил о морях и океанах, изучал их флору и фауну.

— Я бредил подводным миром, собственно, мне ничего больше и не было нужно. После школы поступил заочно на факультет океанологии в Ленинграде. А когда меня призывали на службу, везде писал: «Хочу быть водолазом». Меня отправили в Морфлот, в Севастополь, в школу водолазов. Специализация у меня была «водолаз-сварщик», выполнял все подводные технические работы,

— рассказывает дайвер.

Спустя три года службы он вернулся в Тверь (тогда еще Калинин), доучиваться на факультете океанологии не стал, превратился в настоящего практика. В нашем городе на Волге в 1987 году Вадим с друзьями открыл водолазную компанию — услуги мастеров-подводников были очень востребованы и тогда, и сейчас.

Как раз тогда во всем мире начал активно развиваться дайвинг. Шестаченко начал заниматься этим ремеслом профессионально. Стал участвовать в научных экспедициях.

— Наверное, самыми сложными были погружения на Северном полюсе. В моей жизни было две таких экспедиции. Мы много ныряли под лёд, брали пробы органики с подводной части айсбергов. Любовь к Северу у меня с детства, часть юных лет я провел вместе с родителями в Североморске. Погружение под лёд и сейчас одна из наших «фишек», специализаций, — Вадим показывает завораживающие фотографии, сделанные им подо льдом на Северном полюсе.

Как бы то ни было, но самый красивый подводный мир не на Севере, а в теплых краях, там, где вода кишит жизнью и разнообразием. Вадим вспоминает, как вместе с удивительными режиссерами братьями Сабатовскими снимал стерео 3D в экспедиции по Индонезии на Раджа-Ампад, на границе Тихого и Индийского океана.

— С точки зрения биологии, это самое насыщенное видами место на земном шаре по количеству видового разнообразия на кубический метр. Кишащее жизнью море, — до сих пор восхищен дайвер. — Ну и, конечно, необитаемый остров Кокос и Галапагосы, это мекки для дайверов, побывать там мечтают все ценители подводного мира. Там много «крупняка», бессчетные стада акул. Все это впечатляет.

Была одна мысль: «Допрыгался»

С акулами у подводника связано одно не очень приятное воспоминание. Как-то раз он подвергся атаке акулы-лонгимануса. Еще Жак-Ив Кусто говорил, что эта длиннокрылая акула таит в себе громадную угрозу.

Вадим до сих пор ругает себя за легкомыслие. Он знал, что лонгиманусы реагируют больше не на дайверов, которые находятся на глубине, а на купальщиков, которые «барахтаются» на поверхности. Но, на свою голову, он решил просто искупаться, а не погрузиться в месте, где этих морских хищников был «пруд пруди». И одна из акул его атаковала.

— Развернулась, и резко пошла на меня ускоряясь. Сначала ударила меня носом, я в ответ нанес удар ладонью. Она «завелась» и начала нарезать круги вокруг меня. Было несколько атак, она бросалась — я кулаком бил в нос. Это продолжалось минуту или две. Действовал интуитивно. Была одна мысль: «Допрыгался»,

— вспоминает о смертельной опасности дайвер.

К счастью, рядом был катер, и его подняли на борт. Невредимого.

Есть у Вадима и приятное воспоминание, связанное с акулами. Дело было на Раджа-Ампад. Дайвер снимал донную акулу воббегонг, и она… к нему привязалась как собачка. Он отплывал — она за ним, останавливался — и она ложилась на дно у его ног. И так было несколько раз.

— Но самое крутое было, когда на следующий день, как только я нырнул, та же самая акула приплыла через 5 минут и снова «села» на дно у моих ног, — смеется дайвер.

Знакомство с Путиным, Шойгу и Кэмероном

Благодаря дайвингу Вадим Шестаченко познакомился со многими известными людьми. Среди них Президент России Владимир Путин, Министр обороны РФ Сергей Шойгу и кинорежиссёр Джеймс Кэмерон, снявший «Титаник».

С Кэмероном судьба свела дайвера на научном судне «Академик Мстислав Келдыш». Это было уже после съемок «Титаника», когда снимался фильм о фильме, плюс туристов погружали на подводном аппарате «Мир» на глубину 3750 метров к самому затонувшему судну. Шестаченко был матросом-водолазом на Келдыше.

— Кэмерон был на судне, мы общались с ним на совершенно нейтральные темы. Простой в общении человек, — краток в своем резюме режиссеру Вадим.

А с Владимиром Путиным дайвер познакомился в 2011 году. Дело было в Таманском заливе. Путин погрузился на глубину с аквалангом, чтобы увидеть так называемую «Русскую Атлантиду» – затопленную часть античного города Фанагории. Шестаченко выполнял две роли: был в команде, которая обеспечивала безопасность погружения и работал оператором подводной съемки, сопровождая Путина во время подводного приключения.

Вадим вспоминает, что Владимир Путин и Сергей Шойгу, который также погружался в воды Таманского залива, были в обычном дайверском снаряжении.

— На воде у нас был короткий брифинг, погрузились, проплыли по маршруту.

— Вы общались с Путиным?

— Да. Спросил, какой уровень подготовки, какой опыт. Оказалось, что до этого у него было два учебно-тренировочных погружения. А с Сергеем Шойгу я впервые встретился за много лет до этого. Тогда весь руководящий аппарат МЧС проходил дайверские курсы, и мы от клуба МГУ вели занятия, обучали их.

Рецепт подводного счастья

Сейчас в «копилке» Вадима Шестаченко все моря и океаны. Дайвер счастлив, ведь ему удалось то, о чем многие лишь мечтают — соединить любимое дело с работой. А работы — непочатый край. Желающих обучиться дайвингу становится все больше, подводное плавание не теряет популярности.

Тверскому дайвинг-клубу уже 20 лет. За эти годы через него прошли тысячи человек. На данный момент Вадим Шестаченко делает особый акцент на обучение детей. Для этого дайвер с друзьями создали детскую школу подводного плавания «Нектон».

— Для детей это счастливое время. Они открывают для себя подводный мир как новую вселенную. Познание мира — это всегда великая сила, которая дает и смысл жизни, — говорит Вадим.

Зимой детей обучают подводному плаванию в бассейне, летом — на карьерах в Константиновке. Для дайверов это одно из самых лучших мест в Тверской области. Летом видимость там под водой до 6 метров. Взрослые дайверы погружаются на дно карьеров и зимой, когда видимость подо льдом доходит до 20 метров. Они там даже организовали необычный «музей», установив на дне арт-объекты: античную колонну, скульптуры, офисный стол с компьютером, мотоцикл и так далее. Так сказать «рэк-дайвинг» по-тверски.

— Я мечтал всю жизнь посвятить подводному миру, и у меня это получилось. Для меня понятие успеха слишком расплывчато, поэтому лучше поделюсь своим «рецептом» счастья. Счастье состоит из гармонии между своим внутренним миром и внешним. Найти эту гармонию — это и есть счастье,

— такова глубинная философия Вадима Шестаченко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.