Стихия «ихтиандров»: тверской дайвер рассказал о красотах подводного мира

579
Стихия-«ихтиандров»:-тверской-дайвер-рассказал-о-красотах-<b>подводного</b>-мира

Если вы услышите, что на Земле исчезли романтики, – не верьте! Наш земляк Вадим Шестаченко, руководитель Тверского дайвинг-клуба – яркое тому подтверждение. Он неутомимый путешественник, дайвер и исследователь морских глубин. А еще Вадим – профессиональный оператор, поэтому все увиденное им остается запечатленным на видеопленке, а его удивительные фотоработы печатаются в специализированных журналах.

Шахматы под водой

В начале июня дайвинг-клуб справит свое 19-летие. За это время подготовлены тысячи тверских «ихтиандров», которым стали доступны чудеса и красоты подводного мира. Тверские дайверы нынче открыли свой сезон 20 мая, отметив День Волги. Пять человек погрузились на дно реки напротив памятника Афанасию Никитину. И тем самым по-своему привлекли внимание к чистоте вод нашей великой матушки-реки.

Водная стихия и экстрим на глубине – это их родное. Причем на протяжении всего года. У Вадима Шестаченко удивительное чутье и фантазия для неожиданных экспериментов. Так, например, 3 февраля он организовал для ребят из тверского шахматного клуба «Леонардо» шахматный поединок под водой. Перворазрядники — 8-летний Ярослав и 10-летняя Карина Пугины — ранее занимались плаванием, но на дне бассейна Академии ВКО имени Г.К. Жукова в шахматы сразились впервые.

Конечно, этому предшествовала небольшая предварительная подготовка, брата и сестру научили обращаться с аквалангом. Зачем все это? Вадим Шестаченко поделился с «МК в Твери» своими мыслями:

— Во-первых, интересно было самим юным спортсменам, которые, к их чести, сохранили полную ясность мышления под водой. Новички обычно теряются при первых погружениях, ребята же достойно провели матч. Подобный креативный поединок позволит юным дарованиям сохранить стрессоустойчивость и на суше в серьезных соревнованиях. К тому же всегда приятно быть первым. Насколько я знаю, в России никто не играет в шахматы под водой, тем более дети.

Кстати, набор подводных видов спорта достаточно обширен. Это прохождение дистанции с различными препятствиями на время, ныряние с задержкой дыхания, подводная борьба и даже подводная охота! И у нас есть свои чемпионы. Анастасия Колесниченко, например, золотая медалистка Кубка мира по акватлону (система единоборств в воде).

фото из архива Тверского дайвинг-клуба

Дайверская свадьба

Впрочем, отдельная песня — это сам президент Тверского дайвинг-клуба. О нем можно и нужно приключенческий роман писать. Свои погружения Шестаченко совершал на Северном полюсе и в Антарктиде, в Белом, Красном, Баренцевом и Черном морях, все даже трудно перечислить. Вадим был на борту затонувшего корабля «Адмирал Нахимов», своими глазами видел на морском дне «Титаник». А где, вы думаете, он справил свою свадьбу? Конечно, под водой. Дайверская свадебная церемония прошла в одной из подводных пещер в Атлантическом океане, где был и первый поцелуй, и танец с любимой женщиной.

Дайвер с улыбкой вспоминает: «Однажды я не вылезал из воды три дня: погружения шли круглые сутки, с короткими перерывами. Выхожу передохнуть на сушу и ловлю себя на мысли: какая суета вокруг, скорее бы обратно в воду!». Эта история многое объясняет, ведь дайвинг для него не просто хобби, а образ жизни.

Первые свои погружения новички совершают на карьерах в Константиновке. Здесь идеальные условия для дайвинга: ровное песчаное дно и прозрачная вода. Многие будут удивлены, но на дне карьеров расположился небольшой офис и автопарк. Есть тут мебель, компьютеры и оргтехника и даже бутылка шампанского на столе. А поблизости – затопленные «Запорожец», «Волга», мотоцикл с коляской и даже микроавтобус «Мерседес». Все это поросло водорослями и ракушечником, выглядит загадочно и красиво. «Приятно, когда при погружении дайвера ожидает некая изюминка, а об экологической безопасности мы, конечно же, позаботились», — рассказывает Вадим.

Киты поют гимн

Вадим вспоминает, что одно из своих путешествий команда тверских дайверов совершила в загадочную Мексику. Впечатлений было хоть отбавляй. Вадиму особенно запомнилось местечко Лос-Кабос, где неподалеку встречаются теплые воды моря Кортеса и прохладные – Тихого океана. Именно здесь можно наблюдать гигантских обитателей морских глубин – серых китов. Дайверам посчастливилось услышать их… пение. Для этого гидрофон опускали в воду и наслаждались потрясающими звуками. Так киты поприветствовали и спели свой «китовый гимн» в честь тверских «ихтиандров».

А на полуострове Юкатан для членов дайвинг-клуба обязательной точкой посещения стали Синоды, где прошли погружения в различных подводных пещерах. Подготовка к этому шла три года, так как подобные заплывы доступны только подготовленным профессионалам. Дайверы уходили от входа в пещеру на полтора километра и любовались запутанными лабиринтами залов, причудливыми сталактитами. Пещеры обладают мистическим свойством – запутывать людей, так что адреналина каждому тут хватило с избытком. Однажды тут заблудилась и погибла женщина, муж, спешащий к ней с баллоном воздуха, не успел вовремя на помощь. Для наших путешественников со столь опытным руководителем все завершилось удачно, однако ощущение, что словно заново родился, осталось у многих.

Экстрим на грани

Впрочем, за годы погружений были и у Вадима случаи, о которых ему не хочется вспоминать. Так, например, однажды он чуть не погиб в нефтяной цистерне, в которой испытывали систему пожаротушения. При технических работах потребовались водолазы. Никому и в голову не пришло, что когда цистерну зальют водой, то вверху образуется щелочная пленка почти с метр толщиной. После всплытия – никакой видимости. Вадиму удалось обнаружить трап наверх, когда воздуха в баллоне оставалось на секунды. Повезло.

А однажды с напарником при погружении на реке с сильным течением их намертво прижало водой под пирс. Нелепо погибнуть на глубине 1 метр, но им тогда удалось выкарабкаться. Так что погружение отнюдь не зависит от сложности – важно предусмотреть все.

Профессиональные качества дайвера не раз послужили российской науке. Так, например, Вадим по заказу Русского географического общества принимал участие в подводных съемках научно-популярного фильма «Говорящая белуха», который с успехом прошел на ТВ. Участвовал он в съемках и в водах Тихого океана. Наиболее же памятна ему уникальная экспедиция на Северный полюс, где он пять суток прожил в палаточном лагере. Исследователи поставили перед собой сложную задачу: совершить ряд подледных погружений по заданию ученых МГУ, чтобы взять пробы льда с нижней части айсберга, а также снять фильм в 3D-формате. И они сделали это, несмотря ни на что.

Погружения были по-настоящему опасны, а выход на сушу становился мучением, ведь гидрокостюм мгновенно покрывался ледяной коркой. Из-за штормового ветра льдины постоянно находились в движении. Был момент, когда дайверы точно сказали про себя: «Амба!». Услышав сильный треск, они выскочили из палатки и увидели, что на них надвигается пятиметровая стена льда. Быстро так надвигается, уничтожая все на своем пути. Лишь в нескольких метрах от палатки ледяная глыба сменила свою траекторию. То ли повезло, то ли сам Нептун за смельчаков вступился. Вспоминая же те свои подводные погружения, Вадим становится почти поэтом:

— Это фантастика! Вода настолько чистая, что просвечивает на сто метров в глубину. Ты как бы зависаешь в вакууме и видишь под собой неимоверную синюю глубину, а сверху – причудливые ледниковые пейзажи. Ради таких мгновений стоит рисковать, да и вообще жить.

А задание ученых тогда дайверы выполнили. В привезенных пробах льда были обнаружены личинки ракообразных и микроводоросли. А заодно подтвердилось, что есть на полюсе зачатки жизни.

Погрузись в мечту

В планах Вадима Шестаченко – новые путешествия, где наверняка найдется место приключениям. Сами понимаете, романтикам трудно усидеть на одном месте. Девиз дайвинг-клуба — «Погрузись в мечту!», а сам Вадим мечтает о тех удивительных местах на планете, где еще только предстоит побывать.

— Человек всегда стремился в небо и под воду, ведь там совершенно иной мир и ощущение новизны, — размышляет Шестаченко. – Плюс жажда открытий, так сказать, исследовательская составляющая. От новых форм жизни до затонувших кораблей. Соприкасаешься с тайнами, которые недоступны другим людям.

Естественно, что в последнее время как обучение дайвингу, так и сами путешествия сошли на нет. Перемещение по миру из-за эпидемии пока невозможно. Но уже виден просвет, должен ожить международный туризм, возобновятся тренировки. Вадим Шестаченко не терял зря времени, которого раньше постоянно не хватало: работал со своим архивом видеоматериалов подводных путешествий. А водная стихия уже ждет «ихтиандров».