Подводные диверсанты
Подводные диверсанты... О них мы больше знаем из кино, чем из реальной жизни. Но они есть. И, значит, есть люди, которые готовятся с ними бороться...
Это было во времена Советского Союза. В порту одного из иностранных государств случилась беда: затонули два судна с оружием и боеприпасами. Оба оказались заминированными. За помощью обратились к нам. Решено было направить специалистов Черноморского отряда борьбы с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС). Водолазы ЧФ были самыми опытными и боеготовыми среди аналогичных структур других флотов. Группу возглавил командир отряда капитан 1 ранга Юрий Пляченко.
После тщательного осмотра мин он пришел к выводу, что работать на заминированных судах можно. Вначале надо было заделать пробоины, откачать воду, выгрузить боезапас и уж после этого разминировать суда. Давая такие рекомендации и определенные гарантии безопасности, офицер брал на себя огромную ответственность. Но как начать работы на заминированных, начиненных боезапасом судах?
- Мне помог один из членов экипажа судна, прибывшего для аварийно-спасательных работ, - вспоминает Юрий Иванович. - Он когда-то служил в подразделении, аналогичном нашему. Мне удалось его убедить в безопасности работ при соблюдении ряда условий. А уж он в свою очередь убедил экипаж. Началась аварийно-спасательная операция.
Расчет оказался верным. Мины не сработали.
- Мины были сделаны из титанового сплава, - продолжает рассказ Пляченко, - очень высокотехнологичное производство. Их создатели позаботились, чтобы обезвредить мины было невозможно. Пришлось искать нестандартные пути.
Мину с одного корабля оторвали контрвзрывом. А на другом корабле нашим союзником стала... ракушка. Она «блокировала» очень важный штырек, который приводил в действие взрывной механизм.
Это лишь одна история из жизни бывшего командира отряда, награжденного двумя орденами Красной Звезды и орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, но и она наглядно показывает масштаб и сложность решаемых в то время задач.
Пляченко приходилось работать в разных странах. «Ну а что же сейчас?» - спросите вы. Отряд существует и сегодня. Им командует капитан 1 ранга Константин Клепиков. Правда, география работ намного сузилась. Но, как и ранее, его специалисты готовы оказать противодействие подводным диверсионным силам и средствам противника.
Чтобы дать представление об уровне подготовки этих людей, приведу пример. Севастополь весной 2000 года готовился к визиту президентов РФ и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы. По плану пребывания в Севастополе они должны были посетить российский гвардейский ракетный крейсер «Москва», украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» и на Графской пристани встретиться с прессой.
Подводная часть всех вышеназванны
х объектов была проверена самым тщательным образом. К обследованию объектов были подключены и подчиненные капитана 1 ранга Клепикова. В частности, старший инструктор водолазной группы разминирования средств диверсий мичман Петр Войтович. Когда черноморцы увидели, в каком снаряжении и с какой аппаратурой работает под водой охрана президента, то позавидовали им. Снаряжение и аппаратура были на порядок выше, чем те, которыми располагали флотские специалисты. Это, однако, не помешало Петру Войтовичу обнаружить предмет, не замеченный другими водолазами под причалом Графской пристани. В переполненном полиэтиленовом пакете, правда, не было взрывного устройства. Но важно, что малозаметный подозрительный предмет не ускользнул от цепких глаз натренированного специалиста. Профессионализм мичмана отметил не только командир отряда, но и суперспецы из президентской охраны, работавшие вместе с ним под водой.
…В августе в бухте, где размещаются малые ракетные корабли и катера, обнаружили большой и, как показалось, взрывоопасный предмет. Первым для его обследования ушел под воду командир - капитан 1 ранга Константин Клепиков. К слову, все без исключения офицеры отряда проходят курс водолазной и специальной подготовки. Каждый из них умеет обращаться с водолазным снаряжением, с подводным пистолетом, подводным автоматом, которые стреляют нетрадиционными пулями. Их называют «гвоздями». В воде «гвоздь» не виляет, идет точно в цель.
Находкой оказалась донная гальваническая мина, корпус которой был сильно поврежден. Мину обезвредили, а ее «кусочек» с датой изготовления - 1905 год - занял достойное место в комнате боевой славы отряда.
- В другой раз специалистов нашего отряда срочно бросили в Новороссийск, где рядом с причалом, возле которого швартовались суда, обнаружили авиационную немецкую бомбу, - продолжает заместитель командира по воспитательной работе капитан 2 ранга Сергей Коржук.
- Но позвольте, - недоумеваю я, - обезвреживанием боезапасов занимается отдельный морской инженерный батальон ЧФ.
- Да, но только на глубине до 5 метров, - пояснил Сергей Николаевич, - а с 5 до 20 метров - наши специалисты.
Авиабомбу тогда обезвреживали капитан 3 ранга Николай Михин и старший инструктор-водолаз мичман Александр Кондрашов. Ее оторвали от дна, приподняли, положили на плот и отбуксировали в безопасное место, где и обезвредили.
Специалисты в отряд приходят после окончания школы водолазов. Причем берут в отряд лучших, тех, кто наиболее подходит по физическим, волевым и морально-психологическим качествам. На основе базовой подготовки из водолазов растят боевых пловцов. Это огромный и напряженный труд. Люди досконально изучают подводное снаряжение, подводное оружие, учатся отыскивать, классифицировать, уничтожать подводные диверсионные средства противника, стреляют под водой по мишеням. Так что к концу службы боевые пловцы срочной службы представляют из себя настоящих специалистов.
...ЗвуЧит сигнал тревоги, и подразделение, несущее боевое дежурство, оперативно отправляется на место выполнения полученной задачи. В воде старший мичман Виктор Шалимов и его подчиненные чувствуют себя как рыба. Шалимову опыта не занимать. Неоднократно бывал в командировках в экзотических странах. Акул, мурен, подводных змей и других опасных хищников перевидал столько, сколько другие не видели в кино. Его авторитет в отряде непререкаем.
Обезвреживание боезапаса - лишь небольшая часть того, чем занимаются специалисты отряда. В любой момент по сигналу тревоги боевая группа, несущая дежурство, может быть доставлена в назначенный район специальным катером или автомашиной, где и приступит к выполнению боевой задачи. А они весьма разнообразны. Чтобы решать эти задачи, в отряде есть специалисты, которых возглавляет капитан 3 ранга Эдуард Шевченко, боевые пловцы, которыми командует старший мичман Виктор Шалимов, есть плавсредства, специальные носители боевых пловцов. Кстати, два из них, выработавшие свой ресурс, находятся в комнате боевой славы отряда, а один установлен на недавно созданном памятнике «Боевым пловцам отряда» на площадке перед зданием штаба. Моряки сделали памятник собственными руками. Из бутового камня выложили основание, установили доску с изображением боевого пловца. Скоро пройдет торжественное открытие памятника. Есть в отряде комната боевой славы, где собрано немало интересных экспонатов.
- Установлен и день части, - итожит наш разговор капитан 1 ранга Клепиков, - последнее воскресенье августа. Собираются бывшие командиры, ветераны части. Жены накрывают праздничные столы. Днем - спортивные состязания, а вечером всем составом отправляемся в театр. Этот день посвящен воспоминаниям. Ветеранам есть что поведать молодым воинам, а те охотно и с волнением рассказывают о сегодняшнем бытие отряда.
На снимках: командир отряда капитан 1 ранга Константин Клепиков; тренировка боевых пловцов.
Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».