Украинский автопром скорее мертв, чем жив: на всех девяти украинских автозаводах выпускается всего 500 машин в месяц. В этом виновата Россия, считает Киев, и потому хочет ввести пошлины на российские автомобили.
В украинской автомобильной промышленности настоящая катастрофа. Украинский автопром дышит на ладан, не скрывает вице-президент Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» Ефим Хазан. «Украинский автопром скорее мертв, чем жив», — соглашается руководитель информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий.
Этот год стал самым худшим для украинского автопрома за последние 15 лет. Все девять украинских автозаводов смогли выпустить в октябре всего чуть более 400 автомобилей и автобусов. Это в 16 раз меньше, чем даже в кризисный 2009 год. Исключение — АвтоКрАЗ, живущий на военных заказах. Остальные автозаводы страны почти полностью остановились. В ноябре ситуация чуть улучшилась, хотя на самом деле улучшением производство в объеме около 600 машин в месяц назвать тяжело. Украинский рынок, конечно, всегда в разы был меньше российского. Но для сравнения: в ноябре 2013 года украинские автозаводы собрали в 10 раз больше — более 5,8 тыс. машин (всех типов).
Всего за 11 месяцев производство автотранспортных средств на Украине упало более чем на треть — до 28 тыс. единиц. На грани вымирания оказалось производство автобусов: падение на 60%, собрано всего 845 штук. Легковых машин было произведено 25,7 тыс., что на 36% меньше, чем годом ранее. Относительно небольшое падение — всего на 7,4%, до 1,7 тыс. штук — отмечается в производстве легких коммерческих машин (типа «Газелей»).
Во всех этих проблемах, считает Украина, виновата тоже Россия. Ассоциация автопроизводителей Украины «Укравтопром» еще в сентябре обратилась в правительство с жалобой на то, что российские легковые автомобили губят украинский автопром.
В Укравтопроме объясняют это тем, что Россия слишком поддерживает свой автопром, тогда как Украина — нет. В итоге украинские автопроизводители находятся в более сложных условиях, чем российские.
«Украина опасается, что поддержка Россией своего производителя приводит к его усилению на украинском рынке. В этом и состоит обвинение», — говорит газете ВЗГЛЯД руководитель информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий.
Российский Минпромторг направил в среду ноту в адрес украинского министерства с предложением прекратить компенсационное расследование в отношении импорта легковых автомобилей из России.
Российское ведомство объяснило Украине, что у нее нет доказательств для инициирования компенсационного расследования. «Во-первых, автомобили, производимые на Украине, не являются аналогичными по сравнению с легковыми автомобилями, импортируемыми из РФ. Во-вторых, в заявлении украинских производителей отсутствуют доказательства о выделении субсидий, дающих основания для принятия мер. В-третьих, отсутствуют достаточные доказательства наличия материального ущерба украинской отрасли легковых автомобилей», — считают в министерстве.
Киев действительно неправ, обвиняя Москву в умирании своего автопрома. Все разговоры о том, что российское правительство куда лучше поддерживает своего производителя, чем украинское — своего, абсолютно обоснованы. Однако обвинения в адрес России не выдерживают критики. Они объясняются скорее политической неприязнью или боязнью назвать реальные причины. И одна из них в том, что киевская власть не просто не помогает украинскому автопрому, но и предприняла ряд шагов, которые нанесли ему непоправимый вред.
Вице-президент Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» Ефим Хазан, который и был инициатором компенсационного расследования, объясняет, как Россия помогает своему автопрому. Во-первых, она предоставляет своим производителям отсрочку по уплате утилизационного сбора на 90 дней. Этот утилизационный сбор, который введен Россией с 2012 года, платят деньгами как импортеры автомобилей, так и местные российские автозаводы. Поэтому тут никаких преференций ни для одного игрока рынка нет, все в равных условиях. Нести потери по отсрочке выплат за своих производителей Россия имеет право, почему она должна такие же льготы предоставлять производителям другой страны — риторический вопрос.
Второе, говорит Хазан, Россия поддерживает собственного производителя ставкой налога в 25% на импортные автомобили. Речь идет о таможенных пошлинах на импортные автомобили.
Европейский импорт платит ровно такие же пошлины. Более того, эти пошлины согласованы Россией в рамках ВТО. Москва, когда вступала в эту организацию, много времени потратила на то, чтобы отстоять на переговорах высокие ставки на импортные машины на как можно больший срок. И договорилась о том, что в первый год членства в ВТО пошлины снижаются с 30% до 25%, а потом в течение семи лет постепенно уменьшаются до 15%.
В том, что Украина, когда в 2008 году вступала в ВТО, не так рьяно отстаивала интересы собственного автопрома, винить Москву крайне глупо. Россия тогда сама еще членом ВТО не являлась. Украина согласилась после вступления в эту организацию снизить импортные пошлины с 25% до 10% на импортные машины.
Нынешним украинским властям честней было бы журить предыдущее правительство за поспешность вступления в ВТО без просчета всех негативных последствий. Впрочем, поспешность подписания соглашения об ассоциации с ЕС Киевом говорит о том, что на прошлых ошибках руководство страны не учится или просто эти ошибки старается не замечать.
Но самое интересное, что украинские производители как не платили эти импортные пошлины при поставках автомобилей в Россию, так и не платят. Ни до, ни после вступления России в ВТО. Это Россия давала такие преференции Украине благодаря договору о свободной торговле в рамках СНГ. Сложности у украинских производителей возникли именно с утилизационным сбором, который платить уже пришлось. «Грубо говоря, налога никакого не было, и вдруг он появился», — объясняет Олег Омельницкий.
Поэтому Хазан и жалуется: для украинских автозаводов закрылся российский рынок, потому что введенный Москвой утилизационный сбор делает украинские автомобили неконкурентоспособными на рынке РФ. «И вообще, при наличии мощного производительного комплекса в РФ украинским автомобилестроителям там особо искать нечего», — говорит Хазан. Но, опять же, российские сборы платят все импортеры, не только украинские, в том числе и узбекские. Кроме того, необходимость платить утилизационный сбор была и в 2013 году, но тогда украинский автопром не умирал.
И вообще эти экологические сборы — веяние Европы, поэтому Киеву, стремящемуся в членство ЕС, жаловаться на такие сборы странно. Просто в ЕС продукция украинского автопрома, понятно, никому не нужна. Ее могли купить только в России.
Наконец, Россия поддерживает собственных производителей прямой бюджетной помощью. И это действительно так. Во-первых, российское государство в целях поддержки закупает легкие коммерческие автомобили, собранные в России, в рамках госзаказов. В 2014 году планировалось купить отечественные машины для МВД и для Федерального медико-биологического агентства на 2,6 млрд рублей. Во-вторых, в России действует госпрограмма по утилизации, дающая скидку при покупке новых автомобилей, собранных в России. Это, безусловно, не дает российскому автомобильному рынку упасть так серьезно и в плане производства, и в плане продаж, как это происходит на Украине. Но каким образом это убивает производство на украинском «Богдане», например? Или «Укравтопром» обижается на то, что российский бюджет потратил деньги на российские «Газели», а не купил взамен украинские? Или то, что российский бюджет дает скидку российскому покупателю, а не украинскому? Претензии Украины ничего, кроме недоумения, не вызывают. Никто не мешает Киеву оказывать прямую поддержку своим автомобильным производителям. У него на это нет денег, но и вопросы о том, почему их нет, к правительству Украины и надо обращать.
Наконец, ЕС поддерживает свой автопром ничуть не хуже России. Однако претензий к европейским импортным автомобилям у Украины удивительным образом нет. Министерство экономического развития и торговли Украины ведет компенсационное расследование только в отношении импорта легковых автомобилей из России.
Хазан из «Укравтопрома» объясняет это тем, что Россия поставляет на Украину автомобили, которые прямо конкурируют с украинскими. По его словам, если возникнут сомнения и окажется, что импорт из Европы перебивает отечественные автомобили, начнется расследование и против них. «Но на данный момент подозрения возбуждают только машины из РФ: они похожи на украинские, защита от них не помогает», — говорит Хазан. «Более того, цены на импортированные из РФ автомобили мешают повышать цены на украинские автомобили», — добавляет украинский собеседник. По сути не скрывается тот факт, что все расследование против России начато для того, чтобы убрать конкурентов, так как собственная продукция эту конкуренцию проигрывает. Обычная попытка бизнеса убрать соперника, а украинские власти в нынешней политической ситуации только рады поддержать очередной выпад против России.
Настоящие же причины умирания украинского автопрома — это девальвация и падение покупательской способности граждан, говорит Олег Омельницкий. Украина находится на грани дефолта. Во-вторых, территория Украины уменьшилась на Крым, ДНР и ЛНР. «В территориальном измерении это 10%, а в рыночном — 25% всех сделок», — говорит Омельницкий. «В-третьих, на Украине менялось законодательство, вследствие чего возникли преференции для подержанных машин и упали продажи новых автомобилей», — указывает эксперт.
По его мнению, компенсационное расследование Украины может либо не привести ни к чему, либо привести к принятию мер по защите украинских производителей в виде каких-то дополнительных пошлин для российских автомобилей.
Если такие пошлины все-таки будут введены, то избавление от ценового конкурента, конечно, поддержит украинский рынок. «Насколько поможет, это уже вопрос к министерству финансов, — говорит Хазан из „Укравтопрома“. — Но это только одна из первых мер, которыми государство будет поднимать отечественное машиностроение».
Однако Омельницкий не согласен: «Существенного влияния это не окажет. В последнее время автомобили РФ и так показывают не особо впечатляющие результаты на Украине: АвтоВАЗ находится на 14-м месте по продажам (2,2% рынка), УАЗ занимает всего 0,03% рынка. Говорим в первую очередь именно об автомобилях собственного производства РФ, потому что разбирательство на Украине вызвано в большей степени именно поддержкой Россией собственного, российского автопроизводителя», — говорит Омельницкий.
Кроме того, он добавляет, что на самом деле никакой программы по оздоровлению украинского автопрома у правительства не существует, «поэтому компенсационные пошлины могут быть лишь единственной мерой».
Вот если Украина все-таки выйдет из соглашения о свободной зоне стран СНГ, о чем сейчас ведутся разговоры, тогда будут введены реальные пошлины. Причем как для России со стороны Украины, так и наоборот. Соответственно, вкупе с компенсационными пошлинами Киев сможет действительно сократить импорт легковых автомобилей из России, считает Омельницкий.