А
Арсений1
Гость
Диакон Владимир Василик о причинно-следственной связи между грехами и стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, несчастьями …
Статью иерея Сергия Карамышева «Господь посетил» прочло около 20 000 человек. Это почти абсолютный рекорд среди всех материалов «Русской народной линии». Больше прочтений только у статьи священника Александра Шумского «Конец японского чуда» (более 35 000 человек). В обоих материалах отмечается причинно-следственная связь между грехами и стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, несчастиями. И хотя данная связь является прописной истиной в богословии, установленной святыми отцами еще в первые века Христианства, тем не менее, у современных людей эта мысль вызывает отторжение, вплоть до когнитивного диссонанса. Всякий раз заявления о наличии такой связи дают повод недоброжелателям Церкви обвинять ее в жестокосердии и отсутствии милосердия.
«Почему современное сознание не воспринимает идею о наличии причинно-следственной связи между грехами и стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, несчастьями?» - на этот и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук и кандидат богословия доцент Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик.
Мне достаточно трудно рассуждать об этом, потому что я не пострадал от этих событий, а, как мне кажется, с полным правом и ответственностью об этом может говорить тот человек, который оказался в эпицентре этого. Подобно трем отрокам в пещи Вавилонской или праведному Иову, он может сказать: «Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела Твоя истинна» (Дан. 3, 27), Своим долгом я почитаю выразить соболезнование всем пострадавшим в этих событиях и помолиться о упокоении о тех, кто погиб в результате этой катастрофы. И все же я должен свидетельствовать о том, что именно грех человеческий является причиной природных и техногенных катаклизмов. Это мой долг и как священнослужителя, и как христианина.
Другое дело, что здесь неуместным является навешивание ярлыков на конкретных людей, пострадавших в результате этих событий. Вспомним мудрые слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13, 1-5).
Современный человек, к сожалению, живет в состоянии ублаготворенности, мнимой безгрешности и мнимой безопасности. Небывалые технические успехи ХХ века создали у него иллюзию, что он всецело защищен от природы, что он её владыка и повелитель. Более того, человек решил, что он сам себе бог, и Бог ему не нужен. Если человек не слышит тихого голоса Божьего в шелестящих страницах Священного Писания, в тихом голосе священника, дьякона или чтеца в церкви, то Бог начинает разговаривать с ним языком воды, огня и камня. Это напоминание не только жителям пострадавшего региона, это напоминание нам всем о том, что завтра это может прийти на нас: может гореть Москва, а наводнение может смести Санкт-Петербург. Вообще может быть, что угодно и где угодно. Все мы живем под покровом всемогущей десницы Божьей.
Если мы жизнью своей плюем на все, то она может нас державно взять за шиворот и крепко встряхнуть. А если мы и тогда окажемся непонятливыми и неисправимыми, то просто вышвырнуть нас с этого пира жизни, который мы в простоте своей почитаем своим. Люди древнего мира и средневековья это понимали прекрасно. Иначе не появилась бы замечательная молитва литии, которая возникла в результате переживания стихийных бедствий и войн. «Еще молимся о еже сохранитися граду сему (или веси сей), и святому храму сему, и всякому граду и стране от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани: о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны». Именно наше беззаконие во многом в глубоком онтологическом плане является причиной всех катастроф.
Мне вспоминается страшный случай 1988 года. Землетрясение в Кировакане и Спитаке произошло практически в одну минуту со словами М.С.Горбачева о том, что нам какие-то высшие силы не нужны. Божье творение отозвалось на это кощунство и стряхнуло с себя своих обитателей, излишне внимавших безбожным речам и не слышавших своего Творца. Человек атеистического мировоззрения здесь, возможно, связи и не увидит. Проведем тогда более близкие и жесткие связи. Очень часто причиной техногенных катастроф является человеческая лень, жадность, корысть. Уже опубликовано огромное количество материалов по поводу того, что авария на Фукусиме была запрограммирована конструкцией реактора, не рассчитанного на подобные катастрофы, сэкономили. О катастрофе в Крымске есть непроверенная версия о сбросе вод с целью сохранения нефтеналивных сооружений Новороссийского порта. Это было вызвано стремлением некоторых предпринимателей сохранить свои прибыли. Это всего лишь версия, и пусть её проверяют компетентные органы, я ничего не утверждаю, но то, что зачастую техногенные катастрофы связаны с человеческим грехом корысти, то это несомненно. До поры до времени Господь эту немощь терпит, как-то покрывает своею благодатью. Как-то годами стоят сооружения, которые по всем законам сопромата должны рухнуть. Но в какой-то момент Бог отнимает свою десницу, когда Он видит, что люди не исправимы.
Византийское отношение к катастрофам было принципиально иным. Меня потряс один эпизод истории Феофана Исповедника. После разрушения Антиохи, когда огромный город с населением 300 тысяч человек в одночасье стал пустыней, случайно уцелевший в этой катастрофе епископ выбрался из под развалин и совершил евхаристию над огромным кладбищем, в которое превратился город. И другой рассказ, который содержится в «Луге духовном», 50-й рассказ аввы Георгия о том, что он видел, как многие тысячи святых умоляли Господа, а Он был непреклонен. Наконец, появилась Пресвятая Богородица, Дева, одетая в пурпур, и воскликнула: «Хотя бы ради меня умилосердись над Твоими людьми». Он же был неумолим. После этого содрогнулась земля, и пали города на Финикийском побережье, это было в 552 году. Настолько было живо ощущение греха и беззакония, понимание того, что всякое наказание от Бога является праведным, что у людей того времени даже не вставал вопрос о правомерности Божьего наказания.
И все же не хотелось бы мыслить только в категориях наказания. Слова «Посетил Господь» говорят не только о наказании, но и о встрече людей с Господом и Его Промыслом. Он одним и тем же деянием наказует, предупреждает, испытывает и возвышает. И если те или иные катастрофы, с одной стороны, обнажают человеческую греховность, корыстолюбие, то, с другой стороны, они являют и высоты подвига, и высоты самопожертвования людей.
Многих, в самом прямом смысле, Он возводит прямо в Царствие Небесное через подвиг и самоотвержение. Поэтому мне не хотелось бы думать о катастрофе в Крымске только как о наказании, тем более, что многие в те страшные часы проявили чудеса мужества и самопожертвования. Многие сердечно откликнулись на эту беду материальными жертвами и своим временем для помощи пострадавшим. Поэтому понимание бедствия как Божьего посещения, не столько как наказания, сколько как испытания, должно быть для нас главным и доминирующим. Мы должны помнить слова отца Серафима (Роуза): «Уже поздней, чем ты думаешь, спеши делать добро».
Хочется призвать к покаянию, бдительности, трезвению и мобилизации. Пора перестать твердить, что ничего не происходит, что мы живем счастливо, комфортно и беспечно. Пора отходить от атеистическо-комфортно-эгоистической модели жизни и переходить к другой - религиозной, мобилизационной, общинной. И пусть всегда звучит в наших умах призыв литии: «Отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны».
Статью иерея Сергия Карамышева «Господь посетил» прочло около 20 000 человек. Это почти абсолютный рекорд среди всех материалов «Русской народной линии». Больше прочтений только у статьи священника Александра Шумского «Конец японского чуда» (более 35 000 человек). В обоих материалах отмечается причинно-следственная связь между грехами и стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, несчастиями. И хотя данная связь является прописной истиной в богословии, установленной святыми отцами еще в первые века Христианства, тем не менее, у современных людей эта мысль вызывает отторжение, вплоть до когнитивного диссонанса. Всякий раз заявления о наличии такой связи дают повод недоброжелателям Церкви обвинять ее в жестокосердии и отсутствии милосердия.
«Почему современное сознание не воспринимает идею о наличии причинно-следственной связи между грехами и стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, несчастьями?» - на этот и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук и кандидат богословия доцент Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик.
Мне достаточно трудно рассуждать об этом, потому что я не пострадал от этих событий, а, как мне кажется, с полным правом и ответственностью об этом может говорить тот человек, который оказался в эпицентре этого. Подобно трем отрокам в пещи Вавилонской или праведному Иову, он может сказать: «Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела Твоя истинна» (Дан. 3, 27), Своим долгом я почитаю выразить соболезнование всем пострадавшим в этих событиях и помолиться о упокоении о тех, кто погиб в результате этой катастрофы. И все же я должен свидетельствовать о том, что именно грех человеческий является причиной природных и техногенных катаклизмов. Это мой долг и как священнослужителя, и как христианина.
Другое дело, что здесь неуместным является навешивание ярлыков на конкретных людей, пострадавших в результате этих событий. Вспомним мудрые слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13, 1-5).
Современный человек, к сожалению, живет в состоянии ублаготворенности, мнимой безгрешности и мнимой безопасности. Небывалые технические успехи ХХ века создали у него иллюзию, что он всецело защищен от природы, что он её владыка и повелитель. Более того, человек решил, что он сам себе бог, и Бог ему не нужен. Если человек не слышит тихого голоса Божьего в шелестящих страницах Священного Писания, в тихом голосе священника, дьякона или чтеца в церкви, то Бог начинает разговаривать с ним языком воды, огня и камня. Это напоминание не только жителям пострадавшего региона, это напоминание нам всем о том, что завтра это может прийти на нас: может гореть Москва, а наводнение может смести Санкт-Петербург. Вообще может быть, что угодно и где угодно. Все мы живем под покровом всемогущей десницы Божьей.
Если мы жизнью своей плюем на все, то она может нас державно взять за шиворот и крепко встряхнуть. А если мы и тогда окажемся непонятливыми и неисправимыми, то просто вышвырнуть нас с этого пира жизни, который мы в простоте своей почитаем своим. Люди древнего мира и средневековья это понимали прекрасно. Иначе не появилась бы замечательная молитва литии, которая возникла в результате переживания стихийных бедствий и войн. «Еще молимся о еже сохранитися граду сему (или веси сей), и святому храму сему, и всякому граду и стране от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани: о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны». Именно наше беззаконие во многом в глубоком онтологическом плане является причиной всех катастроф.
Мне вспоминается страшный случай 1988 года. Землетрясение в Кировакане и Спитаке произошло практически в одну минуту со словами М.С.Горбачева о том, что нам какие-то высшие силы не нужны. Божье творение отозвалось на это кощунство и стряхнуло с себя своих обитателей, излишне внимавших безбожным речам и не слышавших своего Творца. Человек атеистического мировоззрения здесь, возможно, связи и не увидит. Проведем тогда более близкие и жесткие связи. Очень часто причиной техногенных катастроф является человеческая лень, жадность, корысть. Уже опубликовано огромное количество материалов по поводу того, что авария на Фукусиме была запрограммирована конструкцией реактора, не рассчитанного на подобные катастрофы, сэкономили. О катастрофе в Крымске есть непроверенная версия о сбросе вод с целью сохранения нефтеналивных сооружений Новороссийского порта. Это было вызвано стремлением некоторых предпринимателей сохранить свои прибыли. Это всего лишь версия, и пусть её проверяют компетентные органы, я ничего не утверждаю, но то, что зачастую техногенные катастрофы связаны с человеческим грехом корысти, то это несомненно. До поры до времени Господь эту немощь терпит, как-то покрывает своею благодатью. Как-то годами стоят сооружения, которые по всем законам сопромата должны рухнуть. Но в какой-то момент Бог отнимает свою десницу, когда Он видит, что люди не исправимы.
Византийское отношение к катастрофам было принципиально иным. Меня потряс один эпизод истории Феофана Исповедника. После разрушения Антиохи, когда огромный город с населением 300 тысяч человек в одночасье стал пустыней, случайно уцелевший в этой катастрофе епископ выбрался из под развалин и совершил евхаристию над огромным кладбищем, в которое превратился город. И другой рассказ, который содержится в «Луге духовном», 50-й рассказ аввы Георгия о том, что он видел, как многие тысячи святых умоляли Господа, а Он был непреклонен. Наконец, появилась Пресвятая Богородица, Дева, одетая в пурпур, и воскликнула: «Хотя бы ради меня умилосердись над Твоими людьми». Он же был неумолим. После этого содрогнулась земля, и пали города на Финикийском побережье, это было в 552 году. Настолько было живо ощущение греха и беззакония, понимание того, что всякое наказание от Бога является праведным, что у людей того времени даже не вставал вопрос о правомерности Божьего наказания.
И все же не хотелось бы мыслить только в категориях наказания. Слова «Посетил Господь» говорят не только о наказании, но и о встрече людей с Господом и Его Промыслом. Он одним и тем же деянием наказует, предупреждает, испытывает и возвышает. И если те или иные катастрофы, с одной стороны, обнажают человеческую греховность, корыстолюбие, то, с другой стороны, они являют и высоты подвига, и высоты самопожертвования людей.
Многих, в самом прямом смысле, Он возводит прямо в Царствие Небесное через подвиг и самоотвержение. Поэтому мне не хотелось бы думать о катастрофе в Крымске только как о наказании, тем более, что многие в те страшные часы проявили чудеса мужества и самопожертвования. Многие сердечно откликнулись на эту беду материальными жертвами и своим временем для помощи пострадавшим. Поэтому понимание бедствия как Божьего посещения, не столько как наказания, сколько как испытания, должно быть для нас главным и доминирующим. Мы должны помнить слова отца Серафима (Роуза): «Уже поздней, чем ты думаешь, спеши делать добро».
Хочется призвать к покаянию, бдительности, трезвению и мобилизации. Пора перестать твердить, что ничего не происходит, что мы живем счастливо, комфортно и беспечно. Пора отходить от атеистическо-комфортно-эгоистической модели жизни и переходить к другой - религиозной, мобилизационной, общинной. И пусть всегда звучит в наших умах призыв литии: «Отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны».