- Сообщения
- 105,952
- Реакции
- 426,736
- Баллы
- 135
Разработка началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с КАМАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России.
Первым серьезно обратил внимание на БПМ-97 руководитель Федеральной погранслужбы Андрей Николаев. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государственное финансирование прекратилось и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины.
Для компенсации затрат на разработку при малом объеме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям.
Бронеавтомобили используются для перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.
После получения в 2005 году разрешения на экспорт несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. В
процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьезных дефектов, послуживших поводом к отказу от покупки
уже произведенной партии машин (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах). В
результате в 2008 году министерство обороны решило выкупить данную партию броневиков. В 2009 году несколько машин
БПМ-97 приняли участие в учениях "Запад-2009".
«Дозор» собирается на заводе ЗАО «Ремдизель» в Набережных Челнах. На бронированный кузов производства ОАО
«Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КАМАЗ 4326 4х4.
Конструкция
Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода.
Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние
кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались
узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и
агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить
технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства
ОАО "КамАЗ". Пробег до капитального ремонта составил 270 тыс. километров.
На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Автомобиль
оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне
зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.
Защита и вооружение
Бронирование противопульное. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м,
нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение
монтируется во вращающейся башне. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд», 30-мм
гранатомёта «Пламя», противотанкового ракетного комплекса.
Для компенсации затрат на разработку при малом объеме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям.
Бронеавтомобили используются для перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.
После получения в 2005 году разрешения на экспорт несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. В
процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьезных дефектов, послуживших поводом к отказу от покупки
уже произведенной партии машин (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах). В
результате в 2008 году министерство обороны решило выкупить данную партию броневиков. В 2009 году несколько машин
БПМ-97 приняли участие в учениях "Запад-2009".
«Дозор» собирается на заводе ЗАО «Ремдизель» в Набережных Челнах. На бронированный кузов производства ОАО
«Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КАМАЗ 4326 4х4.
Конструкция
Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода.
Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние
кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались
узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и
агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить
технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства
ОАО "КамАЗ". Пробег до капитального ремонта составил 270 тыс. километров.
На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Автомобиль
оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне
зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.
Защита и вооружение
Бронирование противопульное. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м,
нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение
монтируется во вращающейся башне. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд», 30-мм
гранатомёта «Пламя», противотанкового ракетного комплекса.